урок по геометрии Площади фигур


Урок геометрии в 8 классе
с использованием информационных технологий.
Методическая разработка учителя математики Лебедевой Людмилы Борисовны
Тип урока –урок-практикум.
Тема урока: «Площади фигур. Подготовка к текущей контрольной работе.»
Цели урока:
Формировать умения решать задачи на применение формул площади треугольника, трапеции, параллелограмма, других фигур.
Обобщить теоретические знания по указанной теме, рассмотреть решение заданий различного уровня сложности.
Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при подготовке к текущему контролю;
развивать навыки самоконтроля, умение объективно оценивать свою работу,
воспитывать уважительное отношение к одноклассникам,
воспитывать и развивать эстетические навыки в оформлении решения .
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Интерактивный тренажёр», индивидуальный раздаточный материал
( приложения №1,2,3,4).
Структура урока:
1.Сообщение темы и цели урока (1 мин)
2.Проверка домашнего задания (1 мин.)
3.Повторение опорного теоретического материала, устный счёт (3мин.)
4.Устная работа с чертежами на клетчатой бумаге и на готовых чертежах (6 мин.)
5.Физкультминутка (1 мин.)
6. Инструктирование по выполнению заданий практикума ( работа по чертежам в презентации ) (5 мин.)
7.Самостоятельная работа (15 мин). Три ученика решают у доски задачи более высокого уровня сложности (вариант 4-5).
8.Проверка и обсуждение результатов ( 5 мин).
9.Постановка домашнего задания (1 мин.)
10.Резервные задания(1 мин.)
11. Рефлексия. Итог урока, оценки за урок.(1 мин.)
Ход урока.
1.Сообщение темы и цели урока.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами повторим формулы площадей различных фигур и некоторые задания на применение формул.
Цель нашего урока: обобщить теоретические знания и сформировать практические навыки применения формул в различных ситуациях и подготовиться к контрольной работе. У вас на столах индивидуальные задания с готовыми чертежами, по ходу урока я скажу, как их использовать, завершим урок самостоятельной работой.
2.Проверка домашнего задания (1 мин.). Ребята, кто справился с домашним заданием, передайте, пожалуйста, листочки с решением на первую парту своего ряда ( листочки можно собрать на перемене). Для тех, кто испытывал затруднения и не справился с домашней работой частично, на доске напишут решение №490 (а,б), №456 пока мы будем проверять №490(в) (проверка осуществляется с помощью сканирования на ИД, ученица выполнившая работу поясняет своё решение, отвечает на вопросы).
3.Повторение опорного теоретического материала (6мин.) а) Устный счёт (2 страница ИД с вычислительными примерами);
Найди значение числового выражения (на экране задания с арифметическим квадратным корнем, ответы под синими прямоугольниками, ученик озвучивает свой ответ и открывает правильный):
21755101905
б) сопоставить геометрической фигуре формулу площади (страница 3 ИД содержит чертежи фигур и в беспорядке формулы площадей этих фигур, учащийся с помощью стилуса перетаскивает к каждой фигуре его формулу). У вас ,ребята, это задание в приложении №1.

4.Устная работа с чертежами на клетчатой основе. Теперь применим эти формулы для вычисления площадей фигур, я вам уже говорила, что такие задания включены в экзаменационную работу и в ГИА и в ЕГЭ.
В каждом задании надо найти площадь закрашенной фигуры, размер клетки 1см*1см, на столах у вас такие задания в приложении №2, можете на них проводить недостающие элементы для вычисления площади.
3414395-323215-135255-419735 1. S=6 2. S=12
-389890248285
155321011430
3. S=12

4. S=3.

(Далее учитель открывает презентацию –тренажёр)
Ребята! В следующих задачах вам надо найти площадь фигуры на готовом чертеже и выбрать ответ (5 мин.). Эти задания у вас в приложении №3. Решение запишите справа от чертежа.
Задание №1. Найти площадь треугольника АВС.
АBCD45063
Задание №2. Найти площадь трапеции АВСD
АBCD7610
5.Физкультминутка. Ребята, отложите на время ручки и тетради, посмотрите на этот пейзаж. А теперь закройте глаза, и мысленно спуститесь к океану. Представьте себе, что вы лежите на тёплом песке, а волны плещутся у ваших ног, потянитесь к ним руками и досчитайте до десяти, опустите руки, встряхните кистями, откройте глаза. Продолжим работу над заданиями .
6. Инструктирование по выполнению заданий практикума. Продолжаем работу на применение формул. Ребята, при решении задач я вам рекомендую придерживаться следующего алгоритма:
1) Внимательно рассмотри чертёж, выпиши , что уже известно.
2) Из вопроса к задаче выпиши что надо найти.
3) Сделай, если необходимо, дополнительные построения.
4) Запиши формулу площади в тех обозначениях, что указаны на чертеже.
5) Составь план поиска неизвестных элементов.
6) Все последовательные действия обоснуй, ссылаясь на изученные теоремы .
7) Подставь найденные элементы в формулу, вычисли, запиши ответ.
Задание №3. Найди площадь параллелограмма ABCD.
АBCD861500
Задание №4. Найди площадь параллелограмма ABCD.
АBCD8см5см600
Задание №5. BD=14см, АС=48 см
Найти площадь ромба ABCD и его сторону.
АBCDО?
7.Самостоятельная работа. Ребята, у вас на столах есть приложение №4 – это ваша самостоятельная работа. Подпишите листочки и можете выполнять задания. Время на решение четырёх задач 15 минут. Решения записывайте на печатной основе. Из предложенных четырёх задач за любые две выставляется оценка 3, за три задачи-4, а за четыре задачи –оценка 5.
8. Подведение итогов. Проверка ответов по таблице (слайд с таблицей) Ребята, те, кто закончил работу над задачами, могут проверить себя, перед вами таблица ответов.
9.Запишите домашнее задание №458, №481 , стр.133 вопросы с 1 по 10.
10.Итог урока, оценки за урок. Рефлексия.(1 мин.)
Наш урок заканчивается, надеюсь, он был вам полезен, в дальнейшем мы узнаем на сколько ещё широк спектр формул площадей фигур.
А теперь задайте себе вопрос: научился ли я применять формулы площади? Что было вам понятно и над чем ещё стоит потрудиться.
Оценки за урок получили: (учитель объявляет оценки всем активным участникам работы на уроке и за письменный тест тем, у кого успел проверить)
Урок окончен. Спасибо за работу.
Приложение №1
Сопоставьте каждой фигуре формулу площади, на чертеже подпишите или проведите недостающие элементы.







Приложение №2 (вариант 1).
Найдите площади фигур, ответ запишите в квадратных сантиметрах.





Приложение №2 (вариант 2).
В каждом задании надо найти площадь закрашенной фигуры, размер клетки 1см*1см
1. 2.

3. 4.
5. 6.
Приложение №3.
Найдите площади фигур. Решение запишите справа от рисунка.
1. АBCD45063
2. АBCD7610
3. АBCD861500
4. АBCD8см5см600
5. АBCDО? BD=14см, АС=48 см
Найти площадь ромба ABCD и его сторону.
Приложение №4.
Задачи для самостоятельной работы. По готовому чертежу найдите площадь фигуры , решение запишите с обоснованием .
Вариант 1.
Чертёж Решение
1. 2. 3. 4. Приложение №4.
Задачи для самостоятельной работы. По готовому чертежу найдите площадь фигуры , решение запишите с обоснованием .
Вариант 2.
Чертёж Решение
1. 2. 3. 4. Приложение №4.
Задачи для самостоятельной работы. По готовому чертежу найдите площадь фигуры , решение запишите .
Вариант 3.
Чертёж Решение
1. 2. 3. 4. Приложение №4.
Задачи для самостоятельной работы. По готовому чертежу найдите площадь фигуры , решение запишите .
Вариант 4.
Чертёж Решение
1. 2. 3. 4. Приложение №4.
Задачи для самостоятельной работы. По готовому чертежу найдите площадь фигуры , решение запишите .
Вариант 5.
Чертёж Решение
1. 2. 3. 4. №1 №2 №3 №4
Вариант 1 16 32 16347,5
Вариант 2 32 60 18 273см2
Вариант 3. 165м2 40 81дм2 253,5
Вариант 4 80 32 см2 75396
Вариант 5 264 768 60 дм2 36
Таблица ответов.