Публикация «Деятельность классного руководителя по сохранению здоровья обучающихся и формированию здорового образа жизни».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа








«Деятельность классного руководителя по сохранению здоровья обучающихся и формированию здорового образа жизни».













Автор:
Шендрикова Елена Валерьевна,
классный руководитель 9 А класса





2014 год


«Учитель многое может, и, если все,
что он может сделать для укрепления
здоровья школьников, он осуществляет,
дети вырастут такими,
какими мы все хотим их видеть -
хорошими, умными и здоровыми».
(С.М. Громбах)
В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация классного руководителя должна быть связана с усилением внимания к духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Но, учитывая слабое здоровье современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Физическое здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из направлений моей воспитательной работы в классе.
При планировании воспитательной работы в данном направлении провела мониторинг состояния здоровья учащихся за три года.










Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:
Физическое здоровье и здоровый образ жизни
Режим дня
Основы рационального питания
Личная гигиена
Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья
Исходя из этих проблем и учитывая комплексно-целевую программу «Здоровье», разработанную в нашей школе, я и начала строить свою деятельность классного руководителя по сохранению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни.
Для её осуществления были предусмотрены различные мероприятия, которые я предварительно подразделила на три основных направления:
мероприятия, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни;
мероприятия, направленные на сохранение здоровья и профилактику заболеваемости;
мероприятия, направленные на просветительскую работу с родителями уч-ся.
Ещё одной особенностью данного направления работы является то, что классному руководителю необходимо строить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, основываясь на базе достигнутых в предыдущие годы результатах. Эта работа должна быть последовательной и непрерывной. Сейчас я являюсь классным руководителем 9 класса, работаю с ним пятый год. И все эти годы проводилась работа по пропаганде здорового образа жизни. В этой работе я не вижу мелочей: разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение.  Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.  Посадочные места  для обучающихся  в классе определяются  классным руководителем  согласно рекомендациям врача. Основываясь на проведённых в предыдущие годы мероприятиях, полученных результатах были запланированы и проведены следующие мероприятия по сохранению здоровья.
Проведены классные часы на темы «Здоровый образ жизни», «Суд над сигаретой», «Наркотики - это беда. Наркотики - путь в никуда». Презентация, подготовленная к этому классному часу, была отправлена на Всероссийский конкурс внеклассных мероприятий «IT-эффект» и заняла в нём II место. Познавательная игровая программа «Здоров будешь - всё добудешь», викторина по профилактике дорожно-транспортного травматизма, видеоурок, посвящённый дню борьбы со СПИДом, урок безопасности, акция «Неделя добра».
На классные часы приглашались медицинские работники с выступлениями на темы «Как сохранить здоровье», «Воздушно-капельная инфекция». Большую роль в организации оздоровительной работы обучающихся  играют педагоги - предметники, учитель физкультуры, преподаватель ОБЖ, администрация школы.
Задачу по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни невозможно решить только в рамках школы. Поэтому я провожу большую работу по привлечению к решению этого вопроса родителей, общественность, социальные организации. Необходимым условием формирования здорового образа жизни у ребенка является активное участие в этой работе родителей. Родители учащихся – помощники учителя в работе по формированию навыков здорового образа жизни у школьников. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции, беседы на классных родительских собраниях, а также привлечение к активному отдыху вместе с детьми. Так совместно с родителями был проведен спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», развлекательная программа «Семья - радость моя». Дети вместе с родителями участвуют в школьных, районных, областных конкурсах «Здоровая семья - здоровый ребёнок», «ПДД – зелёная волна». Совместно с родителями налажен выпуск листовок ко дню здоровья, организовывались поездки в бассейн. Проведены родительские собрания по теме «Как сохранить здоровье», на которых выступали родители -медицинские работники.
Большая совместная работа по пропаганде здорового образа жизни была проведена с помощью МБУ «КЦСОН». Специалисты центра проводили с детьми профилактический тренинг «Вся правда о наркотиках», «Новые опасности, психологический практикум «В мире положительных эмоций», занятие «Школьникам о безопасности интернета».
Была налажена взаимосвязь с детской и центральной библиотеками. Работники библиотеки приглашались на классные часы. Совместно с ними были проведены следующие мероприятия: урок здоровья «Чтобы был здоровый дух», обзор литературы «Милосердие на книжной полке».
Ученики моего класса являются членами районного волонтёрского клуба « За здоровый образ жизни», функционирующий на базе МБУ «КЦСОН» отделения психолого-педагогической помощи семье и детям. В рамках программы «Живи безопасно!», реализуемой клубом волонтёров ребята проводят профилактические мероприятия, семинары, участвуют в акциях, пропагандирующие здоровый образ жизни. Это такие как: районный семинар волонтеров «Каждый должен это знать, чтобы избежать насилия, экстремизма и жестокости».
Профилактическое мероприятие: «Наркомания - знак беды», «Курение или здоровье, выбирайте сами», профилактические тренинги: «Вред пива?! Мифы, правда, реальность», «ВИЧ – защити себя», акции волонтеров «Здоровый образ жизни в массы», «Дети говорят телефону доверия – ДА», «Поменяй сигарету на конфету», «Здоровье – мода доступная каждому», «Азбука здоровых помыслов», мини – семинар волонтеров «СПИД не спит», детско-родительский урок «Точка не возврата » по профилактике наркомании, выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни», «Мы укажем путь к здоровью», флешмоб «Усть-Таркская молодежь выбирает ЗОЖ», профилактическая игра «Информационная палатка» по профилактике ВИЧ, СПИД.
Ребята - участники районных и областных слетов волонтеров «Мы за здоровый образ жизни». За активную работу награждены благодарностями администрации Усть-Таркского района, дипломами Управления по делам молодёжи Новосибирской области. Кроме членов волонтёрского клуба и другие ученики класса ведут пропаганду здорового образа жизни. Ученики участвуют в движении юных инспекторов. В районном смотре - конкурсе отрядов юных инспекторов движения «Время действовать» в номинации «Пропагандистская деятельность» они заняли 2 место; в номинации «Патрульная деятельность» - 1 место.
По собственной инициативе наш класс несколько раз посетил детский садик «Колосок», где проводили с детьми различные игры, мини- соревнования.
Класс активно участвует во всех спортивных и оздоровительных общешкольных мероприятиях: осенний кросс, шашки, шахматы, первенство школы по лёгкой атлетике, футболу, баскетболу, шорт-треку, в президентских играх, легкоатлетической эстафете ко Дню Победы. Чаще всего занимают призовые места. В 2011-12 учебном году в рамках общешкольного конкурса «Самый здоровый класс» мы заняли 1 место среди своей возрастной группы.
Ребята участвуют в районных, зональных, областных соревнованиях, где неоднократно занимали призовые места. Есть кандидат в мастера спорта, трое имеют 3 взрослый спортивный разряд, несколько человек – юношеский.
Надо отметить, что как и в любой работе не обходится без проблем. Тяжело работать с детьми, которым с детства не вложили тягу к здоровому образу жизни, стремление преодолевать трудности. Такие дети требуют индивидуальный подход, большую взаимосвязь с родителями. Иногда тяжелее родителю объяснить, что их ребёнок должен заниматься спортом, помогать по дому, вести активный образ жизни, чем самому ученику. Огромный вред детям в настоящее время приносит увлечение компьютерными играми, проведение большого времени в социальных сетях. На родителей ложится большая ответственность по ограничению всего выше перечисленного. Запрещать детям естественно нельзя, но ограничивать время, проведённое у компьютера в пользу подвижных игр, прогулок на свежем воздухе и просто очного общения со сверстниками, необходимо.
Таким образом, в результате спортивно-оздоровительной работы в классе отмечается уменьшение количества пропусков уроков учащимися по болезни и, как следствие, позитивная динамика учебных достижений.













В классе 19 человек. При 100% успеваемости качество обученности детей составляет 30%. В классе 100 % успеваемость и 90 % качество обученности по физической культуре.
Проводимая работа по формированию здорового образа жизни    на протяжении ряда лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время.













Кроме того  у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
В результате просветительской работы наблюдается формирование здорового образа жизни и в семье. Родители стали больше уделять внимания гигиене детей дома, их внешнему виду. Учащиеся активно посещают спортивные секции, ДЮСШ, занимаются активным отдыхом, ездят в бассейн.
Как классный руководитель я способствую формированию нравственных и духовных ориентиров, организую творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Все учащиеся включены в жизнь класса, проявляют инициативу, чуть повзрослев, выступают перед ребятами других классов, пропагандируя свою активную жизненную позицию среди младших учеников, сверстников.
В заключение хочу сказать, что как и любой процесс воспитания сохранения здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни во многом основан на личном примере. Дети берут пример не только с родителей, но и во многом с учителей. Можно сказать, что здоровый образ жизни - это обязанность педагога. Про себя могу сказать, что всю жизнь занималась танцами, много лет вела танцевальный кружок в школе, выступала на смотрах художественной самодеятельности. Организовала кружок шейпинга для учителей и до сих пор занимаюсь в этом кружке. Пропаганду здорового образа жизни не ограничиваю только учениками моего класса. Стараюсь вести её как среди других учеников, так и среди коллег, друзей, знакомых. В 2012 году была награждена дипломом за 1 место в конкурсе «Мы выбираем ЗОЖ» в номинации «Творческий подход к пропаганде ЗОЖ».
Очень важно, чтобы классный руководитель сумел возбудить у школьников интерес и желание быть здоровым, научил управлять своими эмоциями, настроением. Указал путь, как жить в гармонии с окружающим миром.

15