Исследовательская работа на тему Влияние СМИ на социализацию подростков г. Нефтекамск


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
городского округа город НефтекамскРеспублики Башкортостан

Секция: обществознание
Влияние СМИ
на социализацию
подростков г. Нефтекамск.
Выполнила:
ученица 11 Б класса
МОБУ СОШ №2 г. НефтекамскЗамалетдинова РенатаРуководитель:
учитель истории и обществознания
Никонова О.С.
Нефтекамск2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….стр.3-4
Глава I
Теоретические аспекты процесса социализации………………………………
1.2.Влияние TV на процесс социализации подрастающего поколения………стр.4-10
1.3.Роль студии «Детское телевидение» в процессе социализации подростков, принимающих участие в её деятельности………………………………………стр. 10-11
Глава II
2.1 Влияние прессы на процесс социализации подростков…………………...стр.
2.2 Влияние школьной газеты МОБУ СОШ №2 на процесс социализации школьников………………………………………………….…………………….
«Если человек за день не прочёл что-нибудь,
увеличивающее его ум хоть на крупицу,
он сделал шаг вперёд по превращению
себя в неандертальца.» Дуварова А.
Введение
Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Актуальность исследования обусловлена тем, что СМИ, как институт социализации, влияет на подрастающее поколение путем формирования, а затем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали, что на наш взгляд, является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности. Проблема взаимодействия подростков с СМИ актуальна для современной России. К сожалению, это взаимодействие происходит спонтанно, что усиливает проблему влияния на воспитание подрастающего поколения.
Все школьники имеют доступ к ТВ, интернету, прессе. Нами выяснено, что в семьях обучающихся СОШ №2 95% учеников школы имеют подключение к каналам кабельного телевидения, 85% подключение к сети Интернет, прессу выписывают 25%.
Цель работы заключается в определении направленности и степени влияния СМИ на социализацию подростков.
Гипотеза: предполагается, что СМИ играют значительную, но не главную роль в социализации подростков.
В соответствие с целью и гипотезой перед исследованием ставятся задачи:
Выявить функции и степень влияния телевизионного контента и прессы на подростков.
Проанализировать влияние на процесс социализации через участие подростков города Нефтекамск в проекте «Детское телевидение» и «Школьная газета».
При написании исследовательской работы мы использовали различные методы.
Теоретические: сравнительный метод, анализ научной литературы, документов и публикаций, периодических изданий..Эмпирические: проведение интервью, анкетирования, наблюдения.
Глава I
Общество - сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Средства массовой информации - это система учреждений, созданных в обществе для открытой, публичной передачи информации с помощью специальных технических средств. В отношении социализации СМИ выполняют такие функции, как: информационная, пропагандистская, организаторская, рекреативная, культурно-просветительская.
Роль СМИ в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Сегодня доступ к СМИ - это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Анализ влияния телевидения на подростков представлен в работах Рогозянского М.Э., Мудрик А., Зазнобиной Л.С., Золотова Е.А., Сидорова А., Фёдоров А. В. Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным.
Рассмотрим характеристику СМИ.
Телевидение. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.
По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.
На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:
Усиление воздействия рекламы на воспитание личности.
Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.
Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.
Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.
Нами выяснено, что в России проживает 29839 тысяч человек в возрасте от 0 до 18 лет. О популярности телевидения у россиян говорят исследования TNS . В среднем, объём телесмотрения составляет 3 часа 40 минут за один день.
Среднесуточное время телепросмотра среди детей и подростков
в 2014-2015 году
№ п/пВозрастная группа Время телепросмотра1 6-8 2:22
2 9-11 2:29
3 12-14 2:21
4 15-17 1:55
Как видно из представленной таблицы, время телепросмотра у возрастной категории 6-14 лет примерно одинаковое. 15-17 лет – возраст выпускных классов, и время просмотра телепередач, естественно, сокращается.
Проведя опрос учеников СОШ №2 в соответствии этими же возрастными категориями, мы получили следующие результаты:
№ п/пВозрастная группа Время телепросмотра (занятые) Время телепросмотра (не занятые)
1 6-8 1:45 3:45
2 9-11 1:30 3:30
3 12-14 1:20 3:20
4 15-17 30 мин 1:50
Нами намеренно было проведено сопоставление времени по просмотру телепередач среди занятых и незанятых подростков. Как видно, время нахождения у телевизионных экранов уменьшается у каждой возрастной категории на 60 минут.
Вывод: исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что, несмотря на то, что Интернет уже имеет огромное значение в жизни детей, телевизор не теряет своих позиций.
Какие же телеканалы и программы смотрят юные зрители? Ниже мы приведем несколько таблиц на разные возрастные группы самых рейтинговых передач и направлений в 2015 году, полученных нами в результате проведения анкетирования:
11-12 лет 15-17 лет
Музыкально-развлек. 13 72% 17 47%
Зарубежные х/ф- 0% 27 75%
Отечественные х/ф4 22% 22 61%
Информационные 7 38% 24 67%
Спортивные 7 38% 13 36%
О путешествиях 10 56% 27 75%
Игровые 8 44% 3 8%
Мультфильмы 16 89% 29 81%
Аналитические 3 17% 7 19%
Исторические 5 28% 11 31%
Научно-популярные 5 28% 23 64%
Ток-шоу (развлек.) 11 61% 4 11%
На основе данной таблицы мы составили рейтинг самых популярных телепередач.
11-12 лет Мультфильмы 89%
Музыкально-развлекательные передачи 72%
Ток-шоу (развлек.) 61%
15-17 Мультфильмы 81%
Зарубежные х/ф75%
Информационные передачи 67%
Рейтинг менее популярных передач:
11-12 лет Научно-популярные передачи 28%
Аналитические передачи 17%
Отечественные х/ф22%
15-17 Ток-шоу 11%
Аналитические передачи 19%
Игровые передачи 8%
Вывод:
1. у двух возрастных категорий 11-12 лет и 15-17 лет наблюдается как схожий, так и различный выбор передач .2. рассматривая телевидение с точки зрения наиболее популярного агента социализации среди СМИ мы видим, что 11-12 летние подростки используют TV, как средство проведения досуга, лидирующие при просмотре телепередачи носят развлекательный характер.
3. Отрадно, что больший процент 15-17 летних отдаёт предпочтение просмотру информационных передач, что говорит о реализации информационной функции TV.
С точки зрения обществознания отметим, что большинство функций TV применимы только для подростков. Информационная функция может реализовываться, только для аудитории 15-17ти летнего возраста. Именно в этом возрасте они начинают воспринимать информацию на том же уровне, что и взрослые. В более младшем возрасте дети не разграничивают подаваемый телевизионный материал на: информационный и не информационный. Данные нашего исследования подтверждают описанный теоретический факт.
4. остановимся подробнее на анализе данных о просмотре аналитических передач. Как видно, процент подростков, просматривающий передачи этого направления достаточно мал:
возрастная группа Процент просмотра
15-16 лет 7%
17 лет 12%
Отметим, что к 12% относятся старшеклассники, в основном социально-гуманитарного профиля. По их мнению, данные передачи позволяют реализовывать не только информационную функцию, но и дают возможность прослушать различные точки зрения по поводу актуальных тем и способствуют выработке, формированию собственной позиции, собственного мнения. Старшеклассники физико-химического профиля из 100% отдают предпочтение аналитическим передачам только на 3%.
Получив данные результаты мы задумались: почему процент просмотра аналитических передач не высокий? Проведя анкетирование, мы выявили несколько причин:
Сложность восприятия информации – 65%.
Отсутствие интереса – 25%
Не хватает времени – 10%.
Общий вывод: на основе вех полученных результатов мы делаем вывод, что телевидение для подростков МОБУ СОШ №2 реализует в основном досуговую функцию, частично рекреативную, так как способствуют эмоциональной разрядке, поддерживают душевное равновесие, позитивный настрой и нормальный психический тонус, формируют оптимальное для активной жизни эмоционально-психическое состояние. Для учеников старшего возраста это также досуговая, рекреативная, а также информационная, частично образовательная функция. Среди подростков старшего возраста слабо реализуется функция социализации – усвоение социально-культурного опыта, навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения в поколение – в данном конкретном обществе, в системе его общественных отношений.

Данный пункт нашего исследования натолкнул на мысль о том, как складывается ситуация по описываемым вопросам в России в целом. К сожалению, нами найдены материалы только 2012 года, но на основе их мы сделали свои выводы.
Таблица 1
Возраст 9-11 лет. Самые рейтинговые передачи в 2012 году.
№ Название Канал Дата Время выхода Рейтинг, % Доля аудитории, %
1 Новогоднее поздравление Президента РФ В.В. Путина Первый канал 31.12.12 23:56 18,9 48,2
2 Закрытая школа. Заставь себя жить. т/с СТС 10.04.12 20:57 16,9 56,1
3 Закрытая школа. Заставь себя жить. т/с СТС 03.09.12 21:00 16,3 48,0
4 Закрытая школа. Заставь себя жить. т/с СТС 13.09.12 20:59 15,3 54,4
5 Шоу дятла Вуди м/с (США) СТС 12,01.12 14:28 15,0 63,7
6 Дневник доктора Зайцевой т\сСТС 13.02.12 20:59 14,8 47,0
7 Шрек. Страшилки м\ф (США) СТС 24.03.12 20:34 14,7 55,5
В данной возрастной группе, поздравление Президента оказывается на первом месте. Характерно для этого возраста и просмотр сериалов на телеканале СТС. Стоит отметить также то, что сериал «Дневник доктора Зайцевой» являются сериалом для взрослых. Данный факт может иметь несколько причин. Подросток стремится к взрослению, поэтому ориентируется на контент для взрослых. Вторая причина, возможно, дети «подключаются» к просмотру таких сериалов вместе с взрослыми.
Таблица 2.
Возраст 12-14 лет. Самые рейтинговые передачи в 2012 году.
№ Название Канал Дата Время выхода Рейтинг, % Доля аудитории, %
1 Закрытая школа. Выпускной т/с СТС 13.09.12 20:59 18,4 54,4
2 Закрытая школа. Выпускной т/с СТС 18.09.12 20:58 16,9 57,5
3 Закрытая школа. Выпускной т/с СТС 10.09.12 20:57 16,8 59,7
4 Закрытая школа. Выпускной т/с СТС 06.09.12 21:01 16,7 61,5
5 Закрытая школа. Выпускной т/с СТС 20.09.12 21:00 15,5 54,3
6 Закрытая школа. Развязка т/сСТС 13.11.12 19:59 15,3 52,1
7 Кухня т\сСТС 13.11.12 20:59 15,2 53,0
8 Закрытая школа. Развязка т/сСТС 14.11.12 19:59 15,1 50,6
Таблица 3.
Возраст 15-17 лет: Самые рейтинговые передачи в 2012 году.
№ Название Канал Дата Время выхода Рейтинг, % Доля аудитории, %
1 Новогоднее поздравление Президента РФ В.В. Путина Первый канал 31.12.12 23:56 15,1 39,6
2 Футбол. Чемпионат Европы 2012. Польша- Россия Первый канал 12.06.12 22:33 12,4 61,1
3 Праздник Кунг-фу панды м/ф (США) СТС 04.01.12 20:50 10,7 40,8
4 Зайцев +1 т/сТНТ 09.02.12 20:31 10,1 35,1
5 Уральские пельмени СТС 22.07.12 22:44 9,4 44,3
6 Человек-паук-3. Враг в отражении х/ф (США) СТС 25.03.12 20:58 9,3 48,3
7 Реальные пацаны т/сТНТ 27.02.12 20:31 9,3 35,0
8 Интерны т/сТНТ 09.04.12 20:00 9,3 49,4
Стоит отметить, что у двух возрастных категорий 12-14 лет и 15-17 лет выбор передач очень похож. Это в основном сериалы, а в случае категории 12-14 лет это только сериалы. Также просматривается явное предпочтение перед телеканалами – это СТС и ТНТ. Тот факт, что в категории 15-17 лет, одну из лидирующих позиций занимает трансляция футбольного матча, подтверждает теорию о том, что в данном возрасте у детей появляется интерес к спорту, состязаниями, викторинам.
Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что данные по СОШ № 2отличаются от данных ФАПМК тем, что в России в целом TV реализует в основном развлекательную, досуговую функцию.
Подтверждает мысль о реализации досуговой функции анализ программы телепередач, сделанной в период с 4 по 13 января, то есть период зимних каникул.
Нами получены следующие данные:
4.01 5.01 6.01 7.01 8.01 9.01 10.01 11.01 12.01 13.01 14.01 15.01 16.01 17.01
м/ф23 24 20 24 19 14 18 15 19 17 15 19 19 9
Детские фильмы 7 5 10 8 5 7 5 2 2 3 0 1 6 10
Шоу-программы 7 6 6 5 5 4 5 6 4 5 3 5 4 7
Развивающие 1 1 1 1 1 1 1 0 0 2 2 2 1 1
Таким образом, в сетке вещания в праздничные дни преобладали передачи развлекательной направленности, организации досуга, а познавательная функция не реализовывалась.
На наш взгляд для этого есть несколько причин:
Во-первых, для многих российских детей и подростков TV является важным способом организации досуга, основным развлечением. В России всего 161 театр юного зрителя, 68 цирков, 4 тысячи библиотек, зато количество телевизоров равняется количеству домовладений.
Во-вторых, у популярности телевидения есть и экономическая причина. В городе Уфа, Ижевск, например, посещение цирка стоит от 400 до 3 тысяч рублей, в то время как просмотр 20 телеканалов в течение месяца обходится в среднем в пределах 200 рублей.
Таким образом, гипотеза исследования по результатам написания главы частично нашла свое подтверждение, так как в большей степени реализуется досуговая функция телевидения.
Глава 1.2
Процесс влияния телевидения на подростков рассмотрим на примере деятельности «Детской телестудии», функционирующей на базе ЦРТДиЮ.
Основная цель «ДТ»: обучение основам тележурналистики, развитие творческих способностей обучающихся, их профессиональное самоопределение, непосредственное участие в создании и подготовке детской телепередачи.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать представление о современной тележурналистике и телевизионных профессиях; обогатить знания детей по русскому языку, языкознанию; научить добывать и использовать при подготовке любого журналистского материала только достоверную информацию (не только при помощи слов, но и видеоряда), подготовить к эфиру полноценные видеоматериалы.
Развивающие:
- развивать речь, фантазию, грамотность, словесно-логическое мышление; формировать навыки общения, культуру речи, самореализацию и свободное самовыражение;
Воспитательные:
- привить нормы этики журналиста; воспитывать у обучающихся гражданскую позицию, чувство уважения к чужому мнению, развивать толерантность; воспитать самостоятельность, ответственность, умение начатое дело довести до конца.
Анализируя данные цели, мы можем утверждать, что в данном случае социализация проявляется как возможность влияния на личностные качества подростков.
Проанализировав деятельность «ДТ», проведя интервьюирование, беседы, понаблюдав за работой своих сверстников, просмотрев выпуски программ, подготовленных «ДТ», мы пришли к следующему выводу:
Работа ведётся со старшим звеном, с ребятами 14-17 лет.
Деятельность «ДТ» положительно влияет на формирование и развитие личностных качеств участников: формируется мировоззрение подростка, расширяется кругозор. Мы увидели, что занятиях предоставляется больше самостоятельности, обучающиеся учатся работать в команде, где каждый несет ответственность за свою часть труда, от которой в итоге зависит общий результат. В процессе совместной творческой работы они не только становятся более коммуникабельными, повышают самооценку, но и получают возможность выразить свою гражданскую позицию через материалы, которые они готовят к эфиру.
Вывод: таким образом, «ДТ» положительно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие детей и подростков, способствует раскрытию их творческого потенциала и профессионального самоопределения.
Нами выяснено, что работа студии, осуществляющаяся с 2009 года, имеет свои результаты.
Поступаемость выпускников «ДТ» на факультет «Журналистика»
Наименование ВУЗа специальность Кол-во обучающихсяКазанский федеральном университете «Журналистика» 5
ИжГТУ«Журналистика» 1
СПБГУ «Журналистика» 1
Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино PR. Реклама" 1
Итого: 8 выпускников
Трое выпускников «ДТ» уже получили высшее образование и успешно работают на телевидении и в университете.
Количество обучающихся в студии на сегодняшний день составляет 10 человек, прошедших кастинг. Среди них одиннадцатиклассники нашей школы: Акмалтдинова Рузанна, Галимьянова Альфия, Гильфанова Даяна.
В результате интервьюирования мы выяснили, что тематика сюжета, написание сценария является самостоятельным. Проанализировав содержательную сторону сюжетов мы пришли к выводу, что она отражает интересы самого подростка- корреспондента, 58% сюжетов посвящены тому, как заработать деньги, какие профессии на рынке на сегодняшний день самые востребованные. То есть тематика отражает личностную сторону подростка, он говорит о том, что интересует его самого.
Однако, следует отметить , что 55% учеников школы ни разу не смотрели сюжеты, выпускаемые «ДТ». В школе установлен телевизор для просмотра передач «ДТ», но в большей степени он выключен и ученики тем самым лишены возможности просмотра сюжетов. Несмотря на такой минус, мы делаем положительный вывод о работе «ДТ».
Вывод: таким образом, подростки, решившие связать свою судьбу с телевидением или радиовещанием, получат более полное представление о своей будущей профессии, что позволяет в дальнейшем использовать полученные знания при учебе в школе и поступлении в высшие учебные заведения. А те, кто захочет стать инженером или врачом, юристом или экономистом найдут достойное применение полученным знаниям и умениям во взрослой жизни. Социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе, формирование общей культуры детей, формирование и развитие творческих способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном , художественном, нравственном и физическом совершенствовании; воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, целеустремленности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека – основные цели деятельности учреждения, которые преследуются на занятиях в детской телестудии.
Глава II
Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры, то есть всё то, что необходимо для процесса социализации подрастающего поколения.
Как мы уже указывали, по МОБУ СОШ № 2 выписывают периодические издания 25 % семей. В эту цифру входят как издания для взрослых членов семьи , так и детей и подростков. Процент изданий для детей и подростков составляет менее 10%.
Обратившись к учителям нашей школы, мы узнали, что из 25 респондентов в возрасте от 35 до 45 лет в период взросления имели возможность читать журналы, соответствующие возрасту на 100%.
Самыми популярными являлись: «Пионерская правда», «Костер», «Мурзилка», «Пионер», «Роман-газета».
Проведя опрос среди учеников возрастной категории 11-17 лет мы выяснили, что 67% не знают и не слышали об этих периодических изданиях. Отметим, что некоторые из них выпускаются и по сей день, например «Костёр», «Мурзилка» и др.
Проведя беседу с библиотекарями Центральной детской библиотеки ( детский и юношеский отделы) мы выяснили, что в период за 2015 год поступило периодических изданий в количестве 592 экземпляров: 19 комлектов газет, 573 экз журналов.
Распределение по содержанию:
Вид издания Всего (экз) опленлтех с/хиск дхуддет
журналы 573 3 6 0 0 9 5 550
газеты 19 10 0 0 0 0 0 9
Итого 592 13 6 0 0 9 5 559
Как видно из представленной таблицы, большинство изданий по содержанию носят детскую направленность.
Однако, несмотря на значительное количество выписываемых изданий ( перечислены в приложении), из всех посетителей библиотеки пользуются спросом они менее чем на 50%. Именно по этой причине на 2016 год кол-во подписных изданий сократилось на 30%. Подписка на 2015 год Центральной детской библиотекой
Первое полугодие 2015 г Второе полугодие 2015 года
8 газет 3 газеты
56 журналов 35 журналов
Анализируя количество изданий видим, что подписка сокращается на 30%.
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их.
Мы задались вопросом: в чём причина ? почему такие красочные, весёлые, интересные, познавательные издания не привлекают подрастающее поколение?
Мы видим две причины:
Содержание является не интересным для подростков, оно не реагируют оперативно на «злобу дня».
Отсутствие интереса к процессу чтения.
Анализ содержания 5 периодических журналов, выписываемых Центральной детской библиотекой:
Возрастная категория Разделы Значение для социализации Функция СМИ
6-12 лет «Поиграем в слова», «Зеленый мир», «Путешествия и открытия», «Физкульт-ура!», «Поговорим по душам» помогут развить фантазию, логику и математическое мышление детей.
Познавательная, культурно-просветительная
5-10 лет «Это интересно»,
«Сделай сам «
«Создаём проект»
учит детей мастерить оригинальные, забавные поделки из различных материалов (с инструкциями и советами).
Познавательная, культурно-просветительная
12-18 лет «Мода»,
«Зеркало»
Профессия «Фотокорреспондент»
Конкурсы
Маруся ВК Учит заботиться о себе, даёт советы, предлагает тесты, направленные на самоконтроль, способствует формированию целеустремлённости рекреативная,
культурно-просветительная, досуговая 15-18
научно-популярные, публицистические статьи, очерки, рассказы по проблемам физической культуры и спорта Способствует пропаганде здорового образа жизни пропагандистская, информационная, образовательная
15-18 «Загадки науки»,
«Исторические документы»
Способствует интеллектуальному совершенствованию образовательная,информационная Вывод: тематика журналов, предназначенных для возрастной категории до 12 лет, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря . Что касается журналов для старшего школьного возраста, то они несут уже информационную функцию Кстати, находятся эти издания в Центральной детской библиотеке в юношеском отделе, но востребованы бывают в единичных случаях и более старшими возрастными категориями. Таким образом, в перечисленных изданиях и тех , которые находятся в библиотеке, содержится в том числе и воспитательный потенциал, необходимый для развития подрастающего поколения, но! В большей степени, как и TV носят развлекательный, досуговый характер, что объясняется веянием сегодняшнего времени.
Во время опроса 25% респондентов высказывалась мысль о дорогой стоимости подписки, как причины не выписывать периодические издания. Однако, мы выяснили, что цены колеблются в пределах от 300 рублей до 1 тысячи за полугодие. Поэтому всё-таки причина прежде всего в нежелании читать, в отсутствии элементарного интереса к процессу чтения вообще.
Влияние школьной газеты на процесс социализации.
В нашей школе второй год подряд издаётся газета «Школьная жизнь».
Проанализировав содержание нескольких номеров мы сделали следующие выводы:
Основной возраст учеников, печатающихся в газете 11-13 лет.
В большей степени содержание охватывает перечисление фактов, происходящих в школе в течение месяца: олимпиады, конкурсы, мероприятия.
Абсолютное отсутствие аналитических материалов.
Наличие познавательных рубрик, викторин, кроссвордов.
Возможность проявления творческих способностей.
Большим минусом являются следующее обстоятельства:
На 80 % газета формируется силами учителей, а не учеников.
Малый экземпляр издания, который распространяется в большей степени среди учителей, а не среди учеников.
Однако, для тех учеников, кто регулярно работает над выпусками газет, можно отметить большое значение в плане процесса социализации. Точно также, как и в «ДТ» происходит формирование и развитие творческих способностей учеников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественном, нравственном и физическом совершенствовании; воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, целеустремленности, трудолюбия.Заключение
Проанализировав такие виды СМИ, как телевидение, пресса, их влияние на процесс социализации, мы пришли к выводам, что:
Время нахождения детей и подростков у телевизора превосходит разрешённые нормативы.
Негативным результатом просмотра телевизора у детей по-прежнему остается переутомление, поскольку телевизионные программы буквально переполнены красочными образами, постоянно сопровождаются музыкой и движением. Чрезмерное внимание к подобной информации и заинтересованность в ней, оборачивается телевизионной зависимостью. Она легко формируется у аудитории, еще не привыкшей жить в информационно- насыщенной среде и не способной фильтровать поступающие сведения. Все это усиливает эффект воздействия телевизионного контента.
В ряду отрицательных эффектов стоит пассивный характер потребления и развлечения, предлагаемых телевидением.
Это свойство, нейтральное для других аудиторных групп, плохо сказывается на детях: способствует снижению мыслительной активности, формирует ощущение непричастности к происходящим событиям и, чрезмерно настойчиво предлагая детской аудитории роль стороннего наблюдателя, снижает ее деятельностный потенциал. В результате, дети меньше фантазируют, не способны к самоуглублению, концентрации внимания и часто мало чем интересуются.
Детское вещание нельзя подменять показом мультфильмов.
Это должны быть программы развивающие, просвещающие , способствующие интеграции в общество и облегчающие процессы взросления.
Дети и подростки должны получать новостную и культурную информацию, которая поможет им адаптироваться в обществе и в глобальном пространстве.
Программы должны иметь ярко выраженный образовательный и информационный характер, удовлетворять интеллектуальные, познавательные, социальные и эмоциональные потребности детей, способствовать борьбе с дискриминацией, ,помогать пониманию прав и обязанностей гражданина, обретению личной независимости в будущем и профессиональной состоятельности.
Для того, чтобы телевидение действительно помогало процессу социализации, а не развлекало молодого зрителя необходима государственная поддержка в виде законодательства, субсидирования. Всё это необходимо для искоренения тех негативных тенденций, которые мы наблюдаем сегодня.
Такие СМИ, как пресса не доводятся до тех, на кого должны быть направлены, они просто не являются востребованными, а это значит, что необходимо пересматривать способы подачи информации, опережать время , конечно, так же необходима помощь в решении со стороны государства.
Таким образом, обратившись к проблеме влияния СМИ на подростков, мы можем утверждать, что у общества имеются возможности использовать потенциал, заложенный в СМИ для развития и воспитания подрастающего поколения , нам необходимо изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
Литература:
Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11
Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007. - N 8.
Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама Москва 2011.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
Кузина С.В. Роль СМИ в формировании ку4льтурных приоритетов молодёжи / C. В. Кузина //Власть, 2013 №8
Телевидение в России: состояние, тенденции, перспективы развития. Отраслевой доклад ФАПМК.-М., 2012 год
Данные с сайта Федеральной службы гос статистики WWW
Телевидение для детей в России. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт. Отраслевой доклад. // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. URL: hhtp://www.fapmc.ru/ropechat/activities/reports/2013/tv for children.html. (Дата обращения 25 мая 2013 г.).
«Сравнительный анализ детских телеканалов в России и Германии»
Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 270-273.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. С. 146