Школа каждого народа развивает и воспитывает национальный дух через национальную культуру

Школа каждого народа развивает и воспитывает национальный дух через национальную культуру


Одной из важных проблем системы образования РФ является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

МБОУ СОШ села Индерка имеет однородный татарский состав учащихся, работает в условиях татарской языковой среды. Языком обучения является русский, а родной язык и литература преподаются как предмет, воспитание основывается на народной педагогике.
Мы сделали вывод, что очень большое значение в деле воспитания и обучения имеют этнокультурные традиции, особенности быта, нравов, идеи, взгляды, обычаи, образ мыслей и действий татарского народа.
Диагностика формирования национального самосознания и творческих способностей учащихся осуществлялась на основе следующих критериев: а) общение детей на родном языке; б) отношение учащихся к родной культуре, языку, образу жизни народа; в) участие учащихся в различных видах деятельности в области национальной культуры. Что касается диагностики качества обучения и воспитания, то были использованы методика Гребенюка и Беспалько, когда на основе анкет мы определяли уровень знаний учащихся элементов национальной культуры и эмоционально-ценностного отношения учащихся к родной татарской культуре и народу. Сегодня очень важно формировать положительное отношение учащихся, молодежи к своему родному народу и воспитать гражданственность.
Познакомившись с большим количеством литературы, проведя диагностику, изучив работу объектов социокультурного центра, мы выделили концептуальную основу деятельности школы:
это идея П.Блонского о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода;
идея П. Каптерева о единстве национального и общечеловеческих идеалов;
идея этнической обусловленности образования и методов обучения;
методологический тезис Б.Неменского “От родного порога – в мир общечеловеческой культуры”.
Ведущие идеи программы:
Реализовать единую линию воспитания и обучения ребенка как носителя национальной психологии самосознания через различные формы учебной и внеучебной деятельности.
Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Осуществляя воспитание учащихся на этнокультурных традициях татарского народа, мы всегда помним, что любая национальная культура питается другими культурами.
Противопоставление одного народа культурным, политическим и иным достижениям других этносов может привести к драматическим последствиям. Поэтому в содержании образования и воспитания нашей школы мы изначально закладываем взаимосвязь различных культур, особенно культур народов, проживающих рядом с нами: русского, мордовского, чувашского и других.
Приобщение учащихся к прогрессивной культуре Запада и Востока, культурным ценностям народов нашей области, страны, что способствует формированию у молодежи общечеловеческой культуры, толерантности и высоких патриотических начал.
Воспитание на этнокультурных традициях осуществляется на уроках истории, технологии, музыки, физической культуры, татарской литературы, ИЗО (наши учителя переработали и сделали дополнение к образовательным программам по данным предметам).
Нашими учителями разработаны программы элективных курсов: «Фольклор моего народа», «Татарский народный костюм», «Индерка и индерцы», «Сопоставительная грамматика русского и татарского языков», «Взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы».
В школе силами учителей татарского языка создан этнографический уголок «Татарская изба», где успешно проводятся уроки по народной педагогике, обрядовые, фольклорные с приглашением старожилов села во время которых применяются интерактивные технологии, педагогика сотрудничества, ИКТ.
В музее Боевой и трудовой славы имеется экспозиция и проводятся экскурсии по теме: «Татары-мишари». Татарский костюм из школьного музея демонстрируется в альбоме «Народные костюмы Пензенской губернии», а тюбетейка конца XIX века имеется в «Губернском календаре» на 2005 год. Наша школа является областной экспериментальной площадкой «Школа гражданского становления с этнокультурным компонентом», поэтому в нашей школе часто проводятся областные семинары. 2 февраля 2005 года на базе нашей школы был проведен областной семинар по теме «Преподавание русского языка в условиях двуязычия» на котором присутствовали учителя русского и татарского языков из семи районов области 21 сентября этого года прошла научно-практическая конференция на тему «Национальный проект в образовании: воспитание школьников в национальной татарской школе в современных условиях».
На уроках домоводства и в кружке «Хозяюшка» наши девочки знакомятся с кухней разных народов, а многие татарские блюда могут приготовить самостоятельно, изучают национальный орнамент, вышивают мулине и бисером. Коридоры школы, дома для престарелых, участковой больницы украшают работы наших девочек ( вышивка, аппликация, вязание крючком).
Резные деревянные наличники украшают наше село. Резьбу по дереву осваивают мальчики в кружке «Домовая резьба».
В школе многие годы функционирует и занимает призовые места в районе и области фольклорный коллектив «Яшьлек» («Молодость»), драматический кружок готовит спектакли на татарском языке и выступает на сцене сельского ДК.
В нашем селе регулярно проходят фестивали и концерты татарской песни. Последний областной проходил в октябре 2005 г. Открывал фестиваль наш фольклорный коллектив.
Наши дети трудолюбивы, по договору с центром занятости старшеклассники трудятся по благоустройству школы и села. Учащиеся являются хорошими спортсменами, команда школы в военно-спортивной игре «Орленок» на протяжении 20 лет занимает первое место в районе и входит в первую десятку в области. Не было отказов от службы в армии. В 2005 году коллектив школы стал победителем областного смотра конкурса по программе «Растим патриотов», посвященного 60-летию Победы.
Все лето в школе работала спортивная площадка. Зимой заливаем каток. На уроках физкультуры дети знакомятся с национальными играми. В конце мая мы вместе с родителями проводим праздник «Сабантуй».
В учебное время школа работает весь день (4 ГПД, 17 кружков, 5 спортивных секций). Практически 100% детей заняты в дополнительном образовании.
Семейно-общественная жизнь татар-мишарей имеет свои особенности.
У нас сильно выраженным является родство. В селе сохранилась сложная планировка улиц, так называемого гнездового типа, с множеством переулков и концов, обычно заселенных группой родственников.
Поэтому в деле воспитания очень сильным положительным фактором является общественное мнение соседей-родственников. Поэтому, работая над данной проблемой, мы тесно сотрудничаем с родителями. Наши родители – это не только спонсоры, а активные участники учебно-воспитательного процесса. Они посещают уроки во время предметных недель, внеклассные мероприятия. Ежегодно мы проводим Неделю семьи. Ежегодно, на средства спонсоров родительский комитет готовит новогодние подарки для детей сирот и полусирот, проводим совместные благотворительные концерты, средства от которых идут на помощь инвалидам детства.
Родители участвуют и оплачивают экскурсии по памятным и историческим местам области,совершаем экскурсии в г. Казань.
Наши одаренные учащиеся занимают призовые места в районных конкурсах, олимпиадах, в областной научно-практической конференции по литературоведению, лингвистике и истории. Темы научно-исследовательских работ связаны с национальной культурой, краеведением. Выпускница 2004 года Куликова Юлия участвовала во всероссийском празднике русского языка который проходил в г.Москве РУДН.
Занимаясь учебно-воспитательной работой, педагогический коллектив старается доказать учащимся, что живя в обществе, быть свободным от общества нельзя, но человек должен быть способен противостоять тем или иным жизненным обстоятельствам для более полной самореализации.

Но самое главное: каков же результат?

Из 405 учащихся ни один не стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, в селе нет случаев отправки детей в детские дома, а родителей – лишения родительских прав, хотя в селе находится дом-интернат для престарелых, но ни одного пожилого индерца в нем нет.
Одинокие люди никогда не будут брошены своими родственниками и соседями. В Индерке низкий по сравнению с районом и областью в целом процент миграции, строятся новые улицы. Низкий процент разводов. Нет случаев суицида. Мало пьяниц. Молодежь стремится остаться в селе. У нашего села есть будущее. Наши выпускники учатся во всех учебных заведениях области, случаев конфликтов на национальной или религиозной почве не было. Они активно входят в социальную среду, принимают самостоятельные решения в ситуации выбора, влияют на среду, иногда изменяя самого себя.
Мы считаем, все это результат воспитания на этнокультурных традициях и высокой нравственности.



Заголовок 115