Статья на тему КАК КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Найманова А.З.,
учитель математики
КГУ «Валерьяновская ОШ»
Костанайская область Тарановский район
село ВалерьяновкаРеспублика Казахстан
КАК КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ключевые слова: критическое мышление, развитие, познавательная культура, семь модулей.
Аннотация: Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.
   Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по многим школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры.
   Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы.
Как сертифицированный учитель второго уровня, внедряя в практике модуль «Обучение критическому мышлению», пришла к выводу, что все семь модулей Программы взаимосвязаны между собой, и каждый из них имеет свое определенное значение в процессе обучения и преподавания.  «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой).
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных инновационных технологий в обучении. Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых.
Исходя из плана развития школы, я выбрала тему для своего исследования: «Как критическое мышление способствует развитию познавательной деятельности учащихся на уроках математики». Для себя я определила цель исследования по данной теме: проанализировать развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через критическое мышление.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что каждому учителю, в том числе и мне, хочется видеть результат своего труда: модель креативно мыслящего, умеющего не только воспроизвести, допустим, правило, но и применить его на практике, применить в другой, нестандартной ситуации, с развитыми навыками анализа, синтеза и оценки.
Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Научить детей мыслить и трудиться - основная задача школы; учитель должен создавать деловой, творческий настрой на уроке.
Для того, чтобы каждый урок был плодотворным, предлагаю следовать совету китайских мудрецов и работать по принципу: «Я слышу - я вижу – я делаю». На этом этапе самым важным является активизация учеников. В начале урока я применяю различные приемы для создания благоприятной обстановки на уроке, например, веселая, но очень познавательная песенка «Дружба», ритмичные физминутки. Показываю ученикам заранее подготовленный материал в виде презентаций, использую «мозговую атаку». Обсуждение вопроса в паре («мозговой штурм») с партнером развивает критическое мышление, учащиеся делятся идеями, ведут согласованную работу, высказывая свои мнения, свои идеи. Как методический прием, мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Провожу индивидуальную, парную и групповую формы работы. Как правило, их провожу последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой.
Через активизацию мыслительной и познавательной деятельности, развивать критическое мышление, способность отвечать на вопросы высокого уровня, анализировать и сравнивать; оценивать не только свою работу и вклад в общее дело, но и работу своих одноклассников. [2]
Я думаю, что мне удалось внести запланированные изменения в практику, так как виден результат моего исследования, который показывает о личном росте моих учеников, о динамике развития познавательной активности при применении критического мышления. Проведя анкетирование на предмет мотивации учащихся к обучению, я пришла к следующим выводам:
Повысился высокий и средне - низкий уровень мотивации. Наиболее важным для меня стало то, что повысилась мотивация у слабых учеников. Они стали больше рассуждать, повысилась их самооценка.
Я сделала вывод, что для активизации деятельности моих учеников надо продолжить работу в парах и в группах.
Практика показала, что учащиеся восприняли работу в парах и группах с воодушевлением. Самооценка и взаимооценка, различные техники формативного оценивания, применяемые на уроках, снимали напряженность, делали процесс оценивания психологически комфортным. Ведь такое оценивание давало ученику информацию о том, на что обратить внимание, что исправить, чтобы добиться лучшего результата, а учитель получал информацию о том, чего достигли ученики на определенном этапе урока.
Исследование  в  действии  дает  мне  возможность  переосмыслить  свою  педагогическую  деятельность,  внести  некоторые  изменения  в  свою  работу  и  оказать  помощь  пассивным  и  слабым  ученикам. Замечаю,  что  ребята  стараются  контролировать  свои  знания,  больше  работать  с  дополнительной  литературой,  добиваются  самостоятельности  в  решении  заданий.  На  вычерченном  графике  следят  за  учебными  достижениями,  думают  и  рассуждают,  как  улучшить  свое  обучение. 
Заключительным этапом всех уроков является рефлексия, во время которой ученики размышляют над тем, что им понравилось, а что нет, оценивают свою деятельность на уроке. Что дает этап рефлексии ученикам? - Они оценивают свою деятельность, анализируют то, что у них получилось, а что нет, и ставят цели на будущее. Что дает этап рефлексии учителям? - Возможность поразмышлять, анализировать, делать выводы, ставить цели, и конечно же действовать!
После  анализа  результатов  исследуемой  темы  в  моей  практике  произошли  следующие  достижения: повышение  учебной  мотивации  учащихся  к  изучаемому  предмету; положительная  динамика  в  усвоении  основных  тем; изменения  в  психологических  процессах  (мышление,  логика,  память); сформировались  навыки  сотрудничества,  взаимопомощи,  взаимовыручки,  толерантности.
В современном мире просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и нам, учителям, для критического оценивания собственных работ и идей. Только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, разностороннюю личность, которая принесет пользу обществу и государству.
В результате интегрирования семи модулей в практику преподавания в классе дети учатся слышать и слушать друг друга; учатся друг друга уважать и ценить идеи других учеников; развивают само и взаимооценку, у них формируется навыки обучения тому, как обучаться и, как следствие, - повышается уровень активности на уроке, качество знаний учащихся.
На будущее я планирую продолжить работу по совершенствованию методики применения критического мышления для дальнейшей активизации познавательной деятельности.
Используемая литература:
Руководство для учителя: Второй (основной) уровень/ Бакиров К. А., Намысова Г. А., Аушева И. У., Шаримова А. Г., Габдоллакызы Б., Байкенова Б. А., - 3-е издание. – Астана: Издательство педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014 г.
«Исследование в действии совершенствует практику учителя» Методические рекомендации Филиал АО «НЦП «Өрлеу».
Каменский Я.А. «Избранные педагогические сочинения», М. «Педагогика», 1982
Справочник администрации школы по организации учебного процесса (ч. 3), г. Москва «Центр «Педагогический поиск», 2001, (Методика 5)