Статья Духовно-нравственное воспитание молодежи


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Последствия экономических и социально-политических преобразований нашего общества привели к кризису института семьи в стране. Общество столкнулось с целым рядом важных и острых проблем, таких как снижение престижа семьи, неблагоприятная демографическая ситуация, рост разводов, снижение нравственности в молодежной среде и др. Между тем хорошо известно, что стабильность общества определяется стабильностью семьи и наоборот. Семья играет важную роль в духовно-нравственном становлении личности будущего гражданина и семьянина. Именно в семье закладываются и формируются характер человека и его нравственные качества и ценностные ориентиры. В семье получает каждый человек свои первые представления о внутрисемейных отношениях, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о воспитании детей и др. Значение семейного воспитания в настоящее время значительно возрастает еще и потому,  что там,   семья не справляется со своей воспитательной функцией, там, где родители не осознают свою ответственность за нравственное воспитание своих детей, происходит отчуждение личности от семьи.  Логическим следствием ослабления духовных связей родителей и детей является то, что взгляды молодежи  на мир, на все многообразие явлений природы и общества, на общественные и личные отношения, на свое место в этом мире часто формируются только под воздействием средств массовой информации, а также  опыта ближайшего окружения сверстников,  которые нередко оказывают  негативное влияние, подменяя истинные ценности, основанные на вековых гуманистических традициях народа.  Духовно-нравственное воспитание возможно только при условии преемственности поколений, тесной духовной связи с культурным наследием прошлого. Такую связь обеспечивает полноценная семья.
Поэтому в настоящее время особенно остро и актуально ставится вопрос  о духовно-нравственном воспитании молодых людей, об  их подготовке к будущей семейной жизни. Для успешного решения данной проблемы необходимо изучение и использование  духовно-нравственного опыта  народной педагогики, в котором отражается национальное своеобразие системы воспитания каждого народа, и который составляет основу традиционного семейного воспитания.  Ведь именно семья является хранительницей и главным ретранслятором педагогических идей и опыта народа, нашедших отражение  в фольклоре, самобытных традициях, обычаях, песенно-музыкальном, декоративно-прикладном искусстве, а также в художественных произведениях и исторических материалах. Эти идеи и воспитательный опыт являются составной частью культурного наследия  народа. Гуманистический, общечеловеческий характер народной педагогики, богатейший запас методов и приемов воспитания могут оказать неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, и в частности, девочек.
Духовно-нравственному воспитанию девочек  у ногайцев, как и у других народов, уделялось особое внимание, обусловленное пониманием исключительной роли женщины-матери в воспитании и развитии личности ребенка, а значит, и будущего народа. Как отмечает А.Э.Измайлов, «в народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери. …Мать - единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности»[2,С.123].
 Именно женщина-мать, рождая и воспитывая детей, закладывает основы духовно-нравственных ценностей в своих детях,  сохраняет и передает следующему поколению проверенные временем нравственно-этические традиции и нормы морали, обеспечивая тем самым  не только физическое продолжение человеческого рода, но и духовно-нравственную преемственность. Именно поэтому воспитание девочек   заключалось в формировании в них качеств, необходимых для будущей семейной жизни, для выполнения ими социальных ролей дочери, жены, матери. К ним относились такие качества как скромность, трудолюбие, уважение к старшим, отзывчивость, доброта, женственность, веселый нрав и др. О великом предназначении матери в жизни человека, ее решающей роли в его воспитании, народ говорил языком пословиц и поговорок. «Атасыз оьксиз - ярты оьксиз, анасыз оьксиз – керти оьксиз» («Потерявший отца – сирота наполовину, потерявший мать – полный сирота») – гласит народная мудрость.
Следует отметить, что духовно-нравственную подготовку юноши или девушки в традиционной системе воспитания у ногайцев невозможно рассматривать вне контекста трудового воспитания. Именно поэтому  среди основных качеств семьянина особое место занимает трудолюбие, способность и желание трудиться на благо семьи.
В многовековом опыте трудового воспитания ногайцев достаточно четко прослеживается возрастной и дифференцированный подход к воспитанию  мальчиков и девочек, что имеет принципиальное значение, т.к. оно не ограничивается рамками трудового воспитания, а распространяется на воспитание в целом, а значит и на общую подготовку к семейной жизни юношей и девушек. Следует отметить, что у ногайцев, как и у других народов, взрослая полноценная жизнь предполагала создание семьи. Это являлось нравственным долгом каждого достигшего брачного возраста человека. Поэтому главной целью семейного воспитания было формирование качеств, необходимых в будущей семейной жизни.
 Первые годы жизни дети воспитывались под присмотром матери и бабушки, но уже с 4-5 лет начиналось дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Уже с 4-5лет мальчиков обучали верховой езде, а в конных состязаниях участвовали мальчики 11-14 лет. Их учили ухаживать за скотом, выделывать шкуры и т.д. Девочек же с раннего возраста приучали работать по дому,   помогать по хозяйству, шить, вязать и пр. Уже с 10-12 лет девочек не выпускали из дома без сопровождения. В них воспитывали скромность, мягкость, а в мальчиках – мужество, ловкость, силу. И тем и другим передавались знания норм поведения в семье и обществе[3,С.339]. И тех и других готовили к выполнению будущих социальных ролей: мальчиков к роли отца - главы семьи, мужа, защитника семьи и Родины, а девочек соответственно к роли матери, жены, хозяйки дома. Находясь, как правило, в женском обществе, включающем мать, бабушку, других женщин семьи, девочки с раннего возраста приучались к выполнению посильных работ по дому, обучались тем видам трудовой деятельности, которыми им придется заниматься в будущем, в замужестве. Помимо хозяйственных работ девочек учили прясть шерсть, ткать, валять войлок, вязать и т.д.
Придавая большое значение воспитанию трудолюбия, ногайцы исходили из того, что только в труде можно сформировать полноценную личность и достойного члена общества. «Аьдаемди аьдем куллык эткен» («Труд делает человека человеком») - гласит ногайская народная мудрость.
То, что трудолюбие рассматривалось в ногайской народной педагогике как мерило нравственности и достоинства человека, своего рода гарантия счастливой и благополучной жизни, способ самоутверждения и самореализации, проходит красной нитью через устное народное творчество. Наиболее кратко, но ярко отражена эта идея в пословицах. Например, «Оьнерли оьлмес, оьнерсиз куьн коьрмес» («Трудолюбивый не пропадет, а ленивый не увидит счастливого дня») [6,С. 61-62.]
 В настоящее время, в свете компетентностного подхода в педагогике, этот опыт ценен тем, что ребенок, вовлеченный с ранних лет в посильный домашний труд, приученный к работе, к выполнению каких-либо видов деятельности, вырастает полноценной личностью, креативной и способной принимать самостоятельные решения, т.е. владеющей определенным набором компетенций. Он приобретает социальный опыт, который затем переносит в свою взрослую жизнь. Его подготовили к взрослой жизни, к тому, чтобы уметь обеспечить себя и свою будущую семью, быть психологически готовым к воспитанию собственных детей. К сожалению, у современных детей, и девочек, в частности, такой опыт зачастую отсутствует. Они стремятся создать семью, будучи неподготовленными ни к супружеству, ни к родительству. В результате непонимание, материальные и бытовые проблемы, и, как следствие, развод, от которого страдают и  взрослые и дети.
Сегодня крайне важно изучение и приведение в научную систему этого опыта и разработка научно-теоретических основ его использования в воспитании девочек.  Мы считаем, что необходимо  учитывать предписания народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания современных девочек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX – начало XX в. / С.Ш.Гаджиева. - М.: Наука, 1979.
2. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э.Измайлов. - М.: Педагогика, 1991.
3. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры: монография / Р.Х.Керейтов; науч. ред. Ю.Ю. Клычников; Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009.
4. Литература народов Карачаево-Черкесии. Учебник-хрестоматия для общих средних и профессиональных учебных заведений КЧР / Под ред. проф. В.Б.Тугова. - Черкесск, 1999.
5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.Л.Набок.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Сикалиев А.И.-М. Устное народное творчество ногайцев / Фольклор народов Карачаево-Черкесии.