Статья на тему Духовно — нравственное воспитание молодёжи в условиях малого города


ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
Кужельная Т.М.
г.Партизанск КГБ ПОУ «Приморский многопрофильный колледж»
преподаватель общественных дисциплин
Духовно - культурное наследие России является важной составляющей в воспитании нашей  молодежи.  На сегодня  это и  главная  задача в образовании. Решать данную задачу призваны, в том числе и учреждения среднего профессионального образования, деятельность которых направлена на формирование у учащейся молодёжи идеалов и реального опыта служения Отечеству.
Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества.
Для решения этой задачи необходимо использовать новые подходы к активным поискам ориентиров для практических нужд воспитания в пространстве незыблемых основ национальной духовности, нетленных веками и не подвергаемых сомнению в настоящем: православие и другие религии, государственность, патриотизм, соборность, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценностей направленных на будущее: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность.Основы духовно-нравственных ценностей закладываются  в каждом человеке с детских лет, поэтому так велика в процессе формирования сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.
Анализ экономической и социальной обстановки в нашем городе, показал, что социальное воспитание в образовательном процессе должно быть направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, так как без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования.
Однако, несмотря на активную деятельность культурно-образовательных учреждений, по-прежнему прослеживается упадок духовности и нравственности среди молодёжи, в том числе и в нашем городе. Бытовая среда молодёжи тревожит нарастающими негативными проявлениями: наркомания, токсикомания, алкоголизм, вульгарность, торжество грубой силы во взаимоотношениях, криминализация значительной части молодёжи, низкая санитарная культура, обеднённый язык, примитивность досугов, неуважительное отношение к старшему поколению, к людям с ограниченными возможностями.
Ценности, которые были актуальными для молодого поколения 20 лет назад, существенно изменились, сдвинувшись в сторону прагматизма. Коллективный успех, который являлся первостепенным ранее, сегодня значительно уступает индивидуальному и многие представители подрастающей молодежи ориентированы на удовлетворение собственных потребностей.
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие наше общество практически потеряло целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать достойными гражданами нашей страны.
«Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [6, т.2, с. 543].Сегодня наблюдается кризис , который происходит в душах людей. Прежние духовные ценности и ориентиры утрачены, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [6, т.2, с. 543]. Таким образом, проблема воспитания учащейся молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского сознания, преодоления широкого распространённого равнодушия, цинизма, агрессивности как слагаемых комплекса ущербности и неполноценности нации. Считаю, что в решении проблем воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, поэтому привлекаю обучающихся к участию в проектно-исследовательской деятельности и социальных проектах: создание видеоролика для участия в краевом военно-патриотическом конкурсе видеороликов, посвящённых 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов, который проводился в рамках реализации программы Общероссийской Общественной Организации «Российский Союз Молодёжи» «Мы - граждане России», изготовление и распространение волонтёрами открыток «Мама, я тебя люблю!», пропаганда здорового образа жизни.
Также в своей педагогической деятельности, я ставлю задачу воспитания чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; заботы об интересах большой и малой Родины; проявление гражданских чувств; гордость за социальные, экономические, спортивные и культурные достижения своего региона, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремиться посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету своего региона и страны в целом! Мною разработан социальный проект «За что я люблю свою малую Родину», организовано волонтёрское движение «Мир не без добрых людей», приняли участие в реализации социального проекта «Особый взгляд» для инвалидов в рамках краевого смотра-конкурса «НАДЕЖДА,ВДОХНОВЕНИЕ,ТАЛАНТ».
При планировании своих занятий, использую новые личностно-ориентированные подходы для формировании нравственно-духовного и эстетического воспитания обучающихся: организовываю экскурсии как в центральную городскую библиотеку( городское мероприятие, посвящённое 200-летию рождения М.Ю.Лермонтова; мероприятие, посвящённое открытию года литературы, «Буктрейлер + книга» , «Как могут эти дни забыться» к 70 -летию Победы ),так и городской музей им.Арсеньева, провожу уроки по толерантности и международному терроризму
Убеждена, что такая культурно- практическая деятельность в образовательном процессе позволит повысить ступень духовного самосовершенствования среди обучающихся и возможность формировать интерес учащихся к культурному наследию Отечества, приобщение к общечеловеческим ценностям, поможет снизить преступность в нашем городе, агрессию, уровень циничности и равнодушия. При этом, сам обучающийся является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы современности. 
Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Подтверждением этого, в качестве примера является активное участие обучающихся в мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы: на базе нашего колледжа 9-го апреля 2015г. прошла городская научно-практическая конференция обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений и учащихся школ, посвящённых 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах, где ребята продемонстрировали элементы поисково-исследовательской деятельности. Стало доброй традицией проводить открытые уроки по теме «Толерантность – жизненная позиция гражданина» и «Международный терроризм» совместно с сотрудниками центральной городской библиотеки. Таким образом, используемые методы по направлению гражданско-патриотического воспитания в учебном процессе, также способствуют формированию у молодежи культуры межличностного и межнационального взаимодействия и внутренне отражаются в духовном развитии личности, целенаправленно воздействуют на сознание и чувства, формируют у них определенные установки, понятия, принципы ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения.
По существу, воспитание духовно – нравственных и социальных ценностей среди обучающихся является:
важнейшим социальнo - культурным, духовно мобилизационным ресурсом, освоение которого способно дать каждому городу, региону, а в перспективе и России в целом мощный стимул повышения социальной, профессиональной, творческой и иной активности граждан Российской Федерации;
признанием равного права всех других национальностей на свободное развитие, национальнo - культурную самобытность, присyщие им ценности, нормы.
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь принципами, которые помогут молодежи в преодолении многих негативных явлений и тенденций, характерных для современного этапа развития нашего общества, того духовнo - нравственного, идеологического и особенно патриотического вакуума, который столь глубоко отразился на сознании и чувствах подрастающего поколения, на ухудшении качественных характеристик его личности:
Служения Отечеству.
Исторической и социальной памяти.
Межпоколенной преемственности духовного опыта
4. Социокультурной и национальной идентификации.
5. Гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса.
Следовательно, для дальнейшего повышения уровня социальной активности современной молодёжи, её конкурентноспособности и востребованности в современных реалиях и перспективах развития России необходимо продолжить:
- формирование национального самосознания учащейся молодёжи, её ценностного отношения к окружающему природному и социокультурному пространству, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение учащейся молодёжи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в освоении высоких духовнo - нравственных и культyрных идеалов и образов как основы саморазвития;
- воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни;
- формирование и развитие потребности в самосозидании, в здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в среде своих ближних.
Эти задачи могут быть реализованы при создании надлежащих условий:
- проведение целенаправленной образовательной политики, приоритетом которой станет социальное, культурное, духовное и физическое развитие подрастающих поколений;
- обеспечение возможности для полноценной социализации учащейся молодежи, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем современного российского общества;
- утверждение в сознании и чувствах учащейся молодежи патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России;
В заключении хочу отметить, что духовно - нравственное воспитание личности является сложным и многоплановым процессом. Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, привить любовь к своей малой Родине, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, нам – преподавателям, необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, любить и уважать свой родной край.Общеизвестно, что в основе качественного потенциала общества лежит человеческий фактор – образованность подрастающего поколения, его высокий профессионализм и стремление к творческой деятельности. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в большей степени определяется качеством профессиональных кадров и уровнем их социализации. Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению духовно-нравственных и социальных ценностей!
Литература
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955.
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. – 431 с. (Мыслители ХХ века). – С. 218.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. – 173 с.
8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
9. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
Источник:http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi#ixzz3YglW9u5t Источник: http://my-sunshine.ru/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi#ixzz3YglGquMm