Анализ эффективности консультационной работы педагога-психолога МАУ «ЦППМиСП»


Анализ эффективности консультационной работы
педагога-психолога МАУ «ЦППМиСП»
Содержание.
Введение.
1. Описание моей консультационной работы
2. Анализ эффективности консультационной работы
3. Рекомендации по улучшению консультационной работы.
Заключение.
Введение.
1.Описание моей консультативной работы.
Описание собственной консультационной работы я проведу с помощью теории «Психологическое строение индивидуальной деятельности» (по А.Н. Леонтьеву).
Наибольший процент обращений в МАУ «ЦППМиСП» на консультацию составляют родители с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Чаще всего запрос идёт от образовательных организаций (школ или детских садов), которые направляют семью на кратковременный диагностико – консультационный прием для выявления у ребенка причин учебных, поведенческих проблем или дальнейшего направления на ПМПК с целью определения образовательного маршрута для «особенных» детей.
Таким образом, педагоги, выявляя детей с нарушениями развития, зачастую не информируют семью о причинах, последствиях неоказания своевременной комплексной помощи ребенку, об адекватных путях преодоления имеющихся у него трудностей, встречая сопротивление родителей, находящихся в состоянии эмоционального переживания.
Мотивация моей консультативной работы – в оказании информационной, эмоциональной поддержки семьям, имеющим детей с особыми возможностями здоровья.
Цель кратковременного психологического консультирования родителей детей с особенностями в развитии – оказание психологической помощи семье с ребенком с ОВЗ, находящейся на разных этапах проживания эмоционального стресса.
Я ставлю следующие задачи работы с данной категорией консультируемых семей:
Выявить и обозначить причины трудностей обучения (поведения) ребенка (задержка речевого развития, нарушения психического развития, ДЦП, СДВГ и др.)
Помочь родителям осознать актуальное эмоциональное состояние в новых жизненных обстоятельствах на разных этапах проживания стресса.
Познакомить родителей с фазами переживания семьей известия о появлении ребенка с ОВЗ, эмоциональными реакциями и оказать адекватную психологическую помощь в зависимости от стадии прохождения семьей определенного цикла горя.
Информировать об эффективности комплексного психолого- медико- социального подхода в преодолении проблем ребенка, разработать план помощи (рекомендации) ребенку и родителям.
Способствовать изменению поведения родителей в сторону оказания помощи ребенку с ОВЗ и принятия комплексных рекомендаций специалистов.
В ходе консультативной работы предполагаются различные действия - диагностика уровня развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфер у ребенка с трудностями в усвоении учебного материала, беседа с родителями о выявленных проблемах детей и родителей, путях их преодоления (комплексный подход), безоценочное принятие чувств и мыслей клиентов, информирование о приемах саморегуляции родителями собственного эмоционального состояния и состояния ребенка, направление на ПМП комиссию для определения адекватного образовательного маршрута ребенку с целью сохранения его психического здоровья.
В консультативной работе использую следующие методы: активное слушание, переформулировка утверждений, объяснение, обобщение, умение задавать вопросы, интерпретация событий, отражение чувств, оказание поддержки, эмпатия, информирование, способность к конфронтации и пр.
2.Анализ эффективности консультативной работы.
Сильными сторонами своей консультативной деятельности считаю:
Непрерывное развитие личностных и профессиональных качеств, которые повышают уровень консультативной помощи, мотивированность на оказание психологической поддержки семьям, имеющим детей с ОВЗ, наличие опыта диагностико-консультативного приёма семей с детьми со сниженным развитием когнитивной и эмоционально-волевой сфер, анализ, обобщение и представление опыта диагностико-консультативной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, в профессиональных сообществах.Слабые стороны консультативной работы:
Жесткие временные ограничения консультативного приёма по предварительной записи. Родители ребёнка с ОВЗ испытывают потребность в непрерывном психологическом сопровождении, что в условиях диагностико-консультационного направления в рамках Центра не предусмотрено. Родители могут повторно обратиться за помощью по личной инициативе или по направлению образовательной организации.
Снижение мотивации работы: из-за негативно настроенных клиентов (например, родители в определенной стадии переживания горя- поиск виновных, агрессия на окружение); интенсивности, увеличения диагностико- консультативной работы в конце учебного года; широкого охвата детского населения от 1,5 до 18 лет.
В неполной мере представлена возможность супервизии, обсуждения с коллегами наиболее сложных случаев из практики.
Ограничение арсенала используемых методов из-за временных ограничений консультативного приема.
3. В целях улучшения консультативной работы предлагаю:
Рекомендовать семьям с детьми с ОВЗ периодично обращаться за консультативной помощью по собственной инициативе (тайна обращения снижает сопротивление клиентов получению профессиональной помощи).
Посещение и участие в работе профессиональных психологических сообществ (методические объединения, конференции, курсовые подготовки и т.п.) с целью обмена опытом, изучения новых методов и направлений работы.
Профилактика эмоционального выгорания в период интенсивности работы на эмоциональном, рациональном и физическом уровнях (режим труда и отдыха, физическая активность, планирование работы, обсуждение с коллегами сложных случаев из практики и пр.)
Заключение.
Таким образом, эффективностью моей консультативной работы считаю:
анализ, обобщение и представление опыта диагностико-консультативной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ,
развитие личностных и профессиональных качеств через самообразование, повышение профессиональной компетенции,
изменение эмоционального состояния и самосознания клиентов на консультациях, позитивные отзывы.