Организация и проведение консультативной помощи по вопросам обучения


Организация и проведение консультативной помощи по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся (воспитанников):
- с обучающимися (воспитанниками);
- с педагогами;
- с родителями (законными представителями).
Основы психологического консультирования.
«Consulto» – от лат. заботиться, советоваться, совещаться.
Психологическое консультирование в науке и практике появилось в 1985-1986 гг.
Объект: психологическая реальность (внутренний мир человека, жизненное пространство личности).
Цель: оказание психологической помощи. Существуют различные методы, приемы и способы, иногда прямопротивоположные. Применение любого способа возможно только при учете представлений, как личностных способностей консультанта, так и клиента. Основная цель-помочь клиенту решить проблему.
Представление о решении проблемы разное. Это может быть психотерапия, консультирование, психокоррекция. Консультирование 1-10 сеансов , психотерапия от 10 до 50 сеансов, более 50 сеансов это психоанализ, либо психологическое лечение.
Предмет.
Психолог работает в основном со Знаково-символьной системой (личностные смыслы и значения человека присвоенные различным поступкам, событиям и другим аспектам, происходящим в жизни человека).
Основной механизм решения проблемы - переозначивание (изменение отношения, к каким- то аспектам жизненной реальности).
Универсальные предметные сферы:
Когнитивная сфера: мышление, психические процессы, умение мыслить, наблюдать.
Эмоциональная сфера, чувственная сфера: работа с чувствами и переживаниями.
Духовная сфера: работа с ценностями, идеалами.
Поведенческая реакция, поступки, привычки.
Методы психологического консультирования:
Общие методы:
Вербализация - проговаривание в слух, точное повторение фразы клиента (формирует у клиента впечатление внимания со стороны психолога, уточняет возможные неточности при рассказе клиента). Например: Клиент - у меня в жизни все плохо. Психолог- если я правильно понимаю, то у вас в жизни сейчас все плохо.
Интерпретация - перевод смысла сказанного клиентом по усмотрению психолога (вывод психолога) интерпретация это довольно жесткая техника, которую следует произносить осторожно потому что выводы психолога могут в корне отличаться с восприятием проблемной ситуации клиентом.
Интерпретации бывают: Диагностические, Метафорические, Поверхностные и глубокие, Жесткие и мягкие.
Убеждение - эмоциональное воздействие с логическим доказательством. Это традиционно медицинский прием, применяемый Бехтеревым.
Метафорическая коммуникация - применение метафор, Метафоры образные выражения призваны смягчить высказывания психотерапевта по отношению к клиенту. Литература для познания использования метафор: Позитивная психотерапия Н. Пезешкина.
Самораскрытие - изложение похожей ситуации на своем примере. Самораскрытие должно быть: уместным, своевременным, поучительным, по делу.
Суггестия – внушение,
Кларификация - повторение высказывания клиента, переданные психологом другими словами с акцентированием внимания на моментах на которые желает обратить внимание клиента. Психолог сам расставляет смысловые позиции, (паузы, смысловые ударения). Пример: Клиент - у меня в жизни сейчас все плохо. Психолог - насколько я понял у вас в жизни сейчас случился не хороший период, но ничего у многих людей такое бывает обычно, потом все налаживается.
Амплификации - расширение более глубокое, пояснение и добавление нового к уже сказанному клиентом.
Специальные методы - встраиваются в модель работы психолога в зависимости от своих знаний. Дополнительные методы.
Важное значение имеет размещение консультанта и клиента в пространстве.
При беседе дистанция до клиента должна быть не более 1,5 метров, предварительно нужно выяснить величину дистанции спросив клиента комфортные ли его ощущения от близости с психологом.
Сидеть нужно чуть-чуть под углом к клиенту для того чтобы не создавать видимость давления.
Смотреть в глаза сразу не обязательно, возможно смотреть, рассредоточив зрение в точку между глаз.
Универсальные вопросы при беседе с клиентом.
1. Расскажите немножко о себе, рассказать клиенту, что такое консультирование, как она будет проходить. После этого попросить клиента рассказать о своей проблеме. Терапевтическая беседа по-другому называется Сократовская майевтика (искусство задавать вопросы). На 70% успешность терапии зависит от искусства задавать вопросы. Умение точно грамотно и красиво выражать свои мысли.
Психическая реальность может быть разная различных людей, поэтому переспрашивание и повторение у клиента его проблемы ведет к более точному выяснению различных случаев произошедшим с клиентом.
Универсальные вопросы на случай того когда вы сами немножко растерялись.
Представьте если бы у вас было желание волшебное, чтоб бы вы хотели. Вопрос про желание должен быть выражен только в соответствии с контекстом проблемы клиента.
Как измениться твоя жизнь, когда ты решишь эту проблему?
Как бы вы хотели, чтобы разрешилась ваша проблемная ситуация?
Юнг говорил, что через беседу с клиентом к его желанию мы должны убрать все препятствия. Исходя из этого следующий вопрос должен быть таким... что мешает вам в реализации этого желания.
4.Что именно затрудняет вас в вашей ситуации. Акцент на слове именно чтобы сконцентрировать внимание клиента на конкретном затруднении. (Когда клиент молчит, смотрит, куда то в сторону это хорошо, клиент думает). Если клиент говорит что он не знает, нужно его стимулировать своими словами, Сейчас самое время подумает над этим для решения вопроса.
Расскажите об этом чуть-чуть по подробнее.
Как бы тебе хотелось, чтобы это было?
Во время беседы психолога с клиентом мы все время держим в голове вопросы, то чего человек хочет, что мешает этому осуществиться.
В наших вопросах мы задаем вопросы по поводу всех многосмысловых слов, индивидуальный смысл которых может быть разным у клиента и психолога. Следует обязательно выяснять какие значения вкладывает клиент в свои слова при разговоре с психологом.
Какие должны быть специалисты на связи у психолога на момент, если возникнет проблема, в которой психолог некомпетентен. Специалист по детской психологии, психиатр, священник.
Если у психолога есть нерешенная ситуация такая же как у клиента, психолог за нее браться не должен.
Типичная ошибка, когда начинающий психолог пытается побыстрее выдать совет клиенту. Нужно просто поддерживать беседу выясняя при этом различные моменты жизни клиента которые впоследствии выведут к решению проблемы . Если пациент начинает задавать провоцирующие вопросы типа (ну что вы мне можете посоветовать?) нужно ответить что наша беседа как раз и дает факты и нужные моменты для решения вашего вопроса.
При возможных жалобах на различные отклонения, нужно иметь тесты для тестирования клиента с целью подтверждения или нарушения психических нарушений.
Очень часто проблема клиента меняется в ходе осознания окружающей действительности выясняющейся в ходе беседы.
Три возможных варианта подхода к клиенту при решении проблемы.
Если решение вопроса, в какой то мере зависит от клиента, то, как он должен измениться чтобы вопрос решился.
Если клиент поймет что ситуация от него не зависит, как он должен измениться чтобы адекватно принять ситуацию.
Как должна измениться коммуникация клиента с окружающими для решения вопроса.
I.Типы консультантов:
Интровентированный (закрытый, имеет проблемы с персоной) – человек рефлексивный, но быстро выгорает, во второй половине жизни становится ригидным, работает по старинке.
Экстровентированный (открытый) сохраняет творческую активность.
II. Классификация типов консультантов:
Консультант типа Юнга или консультант ученый, он отличается тем, что ему важна сама работа, работает над теорией.
Консультант типа Роджерса, его интересует человек, как таковой, его внутренний мир.
Личностные характеристики консультанта:
Нравственно здоровый человек,
Внутренняя сила, уверенность,
Искренней интерес и участие в жизни человека,
Способность самому знать, где добро, а где зло,
Открытость. Человек должен быть открыт другим людям,
Харизма (найти свой индивидуальный стиль) Книга Как создать свою школу психотерапии Александр Сосланд,
Сильная, добрая энергетика,
Оптимизм, энтузиазм (любить мир и людей),
Искренность и честность,
Здоровый юмор,
Инконгруэнтность – внутренняя яркость, но внешне не позволяет,
Конгруэнтность – соответствие внутренних переживаний внешнему ворожению,
Толерантный - сдержанный, терпимый,
Консультант должен быть без проблем,
Аутентичность (подлинность) быть самим собой,
Консультант, владеющий техниками,
Человека нужно любить и любить в нем его идеальный образ который мы должны помогать раскрыться этому образу.
Способность дать нравственную оценку тому, что делает пациент. Умение критиковать по возможности не обижая другого человека.
Не бояться признавать свои ошибки.
Проблемы, с которыми учителя приходят на консультацию к школьному психологу, требующие психотерапевтического вмешательства, можно разделить на три основные группы: связанные с профессиональной деятельностью, личные и семейные взаимоотношения и воспитание собственных детей. При этом я имею в виду, прежде всего женщин-учителей, их в школе подавляющее большинство.