Мастер-класс «Система консультативной работы с родителями по развитию внимания дошкольников с ОВЗ»


Мастер-класс
«Система консультативной работы с родителями по развитию внимания дошкольников с ОВЗ»
Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, - одно из важных направлений деятельности учителя-дефектолога. Консультирование родителей по вопросам коррекционно-развиваюшего обучения является одной из форм работы с ними.
Я работаю в старшей дошкольной группе, из 10 дошкольников: социальных сирот – 4 человека, имеют родителей – 6 человек. В основном это неполные семьи, родители мало обеспечены, многие имеют непостоянные рабочие места. Есть некий процент алкоголизации членов семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурный уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях родителей с образовательным учреждением, со специалистами и определяет специфику процесса консультирования.
В чём же она выражается? Прежде всего, необходимо проявлять эмпатию, сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность, конкретность. Стараюсь говорить и объяснять простыми, доступными словами, не использую непонятных для родителей терминов или сразу же их поясняю, привожу конкретные примеры. Таким образом, использую один из принципов консультативной работы: сотрудничество, т. е. вижу в родителях не объект своего воздействия, а равноправных (в известной степени) партнёров по коррекционному процессу. Всегда говорю им, что только вместе, сообща, что называется «в одной упряжке» мы добьёмся максимально возможных результатов. В противном случае наш «воз окажется и ныне там» как в басне И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Стараюсь учитывать интересы родителей, ведь многие из них хотят скрыть от окружающих то, что происходит с их ребёнком. Это и определяет конфиденциальную направленность консультирования.
Следующий принцип – индивидуализация. Я ориентируюсь на культурный и образовательный ценз каждой семьи, на те отношения, которые установились между ребёнком и родителями. В моей практике чаще всего встречались следующие типы отношений к ребёнку со стороны родителей:
- абсолютное безразличие к проблемам ребёнка и игнорирование проблем,
- пассивное отношение к ребёнку,
- «стыдящееся» отношение,
- родители испытывают чувство вины, осмысливают состояние ребёнка как «наказание»,
- гиперопекающее отношение.
Итак, неадекватность родителей, их некритичное отношение к ребёнку, а зачастую и истерическое поведение требует особой осторожности и такта во время консультирования, а также индивидуального подхода к каждой семье. Например, пассивное отношение активизирую тем, что постоянно призываю к ответственности, чаще демонстрирую успехи и достижения их детей. Таким образом, работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, очень сложна, но работать с ними, конечно же, можно и нужно.
Третий принцип консультативной работы – это непрерывность и эффективность обратной связи - стараюсь осуществлять корректный и тактичный контроль за ходом и качеством проведённой работы в семье.
Консультирование родителей по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста с ОВЗ я осуществляю в двух видах: индивидуальная консультация и групповая консультация, а формы этой работы различны.
1. Консультативно- рекомендательная форма (индивидуальная, представлена беседой, посещением семьи на дому). После проведения стартового обследования уровня развития произвольного внимания, родители получают ответы на интересующие их вопросы, получают рекомендации по организации условий развития свойств произвольного внимания.
Исходной точкой такого консультирования должен являться настоящий момент. Это позволяет выделить и сразу обсудить нереалистические ожидания многих родителей, выражающиеся, например, в запросах типа: «Хочу, чтобы мой ребёнок всегда слушался», «Был внимательным и наблюдательным», «Был нормальным» и т. д. Предъявление таких нереалистических ожиданий часто скрывает за собой бессознательный страх, как перед неспособностью самостоятельно справиться с проблемами, связанными с особенностями развития их детей, так и с собственными эмоциями.
Многие родители, вследствие неадекватного восприятия своего ребёнка, склонны к предельному обобщению («Все говорят, что он у меня нормальный», «У нас старшие дети нормальные, и он всё знает и умеет» и т. д.). У таких родителей есть установка на избегание проблемы вместо её решения, у многих невростическое стремление к идеализированному совершенству (перфекционизм). Здесь очень важно правильно выбрать тон общения с родителями, оказать эмоциональную поддержку, предоставить точную информацию об уровне развития всех свойств произвольного внимания, о перспективах развития их ребёнка и совместно обсудить план дальнейших действий.
Часто родители спрашивают: «Почему мой ребёнок невнимательный, рассеянный, часто отвлекается?». Я довожу до сведения родителей тот факт, что ребёнок дошкольного возраста ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти новых, ярких, сильных впечатлений. Поэтому у дошкольников внимание носит преимущественно непроизвольный характер. Я подвожу родителей к постепенному осознанию того, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у их детей – это явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. При этом родителям сообщаю, что существует ряд причин, которые усиливают возможность ребёнка быть рассеянным, невнимательным, легко отвлекаемым и гиперподвижным.
Во-первых, появление в носоглотке ребёнка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведёт к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его работы. В этом случае я рекомендую родителям обратиться к врачу, его советы помогут улучшить внимание ребёнка и его работоспособность.
Во-вторых, причиной нарушения внимания может стать лёгкое и быстро проявляющееся утомление детей. Родителям полезно знать, что перегрузка впечатлениями, сильные эмоциональные переживания, недостаточный отдых вызывают сильное торможение деятельности мозга. У детей наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и истощаются. Чтобы избежать этого, нацеливаю я родителей, важно следить за тем, чтобы и в выходные дни или каникулы ребёнок также соблюдал режим дня.
В-третьих, причиной нарушения внимания может быть неправильное воспитание ребёнка в семье. Поэтому я родителям сообщаю, что освобождение ребёнка от его обязанностей, выполнение всех его прихотей, либо, наоборот, грубое обращение с ребёнком может вызвать быстрое утомление, повышенную отвлекаемость, рассеянность, что ведёт к дезорганизации всей учебной деятельности.
2. Лекционно-просветительская (групповая, представлена тематическими консультациями в виде семинаров, «круглых столов», родительских конференций). В ходе таких лекционных занятий родители получают теоретические знания по вопросам развития основных свойств произвольного внимания (объёма, устойчивости, концентрации, интенсивности, распределения – первичных свойств, колебания и переключаемости – вторичных свойств). Я провожу цикл лекций. Их тематика и дата планируется в начале учебного года, периодичность – 1 раз в квартал.
Например, в консультации на тему «Что такое внимание? Как развивать внимание?» объясняю родителям, что внимание – это психический процесс, который обязательно присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Без него невозможна работа восприятия, памяти, мышления. Оно проявляется в направленности и сосредоточенности на чём-либо. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует. Поэтому можно сказать, что внимание – это слуга и госпожа того процесса, той деятельности, которыми занимается ваш ребёнок.
Довожу до сведения родителей, что внимание может быть непроизвольным, т. е., которое возникает без каких-либо усилий со стороны ребёнка в ответ на сильный, необычный, новый, резкий, внезапный и часто повторяющийся раздражитель (объект) – например, реклама.
Постепенно, к 5-6 годам ребёнок сам начинает управлять своим вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чём-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Так формируется произвольное внимание, которое развивается вместе с формированием его отдельных свойств.
Например, объём – это такое свойство внимания, которое зависит от количества объектов, которые одновременно ребёнок может воспринять, «схватить» с одинаковой скоростью. Чтобы определить и развивать объём внимания своих детей, предлагаю родителям такую игру. Разложите на столе 5-6 знакомых предметов или игрушек. Накройте их салфеткой или платком. Затем откройте предметы на 3 -5 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребёнок может назвать? Тут же объясняю родителям, что объём сужается, если ребёнок воспринимает незнакомые предметы, или очень близко расположенные друг к другу, или, наоборот, распределены на большой площади.
Устойчивость внимания показывает, как долго ваш ребёнок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности на одном объекте или выполняемой деятельности. Сообщаю, что вы, родители, тоже можете повысить устойчивость внимания своих детей путём рассматривания картинок, слушания рассказов, сказок. Родителям важно знать, что нужно учитывать особенности устойчивости внимания. Так, 5-6летние дети способны продуктивно заниматься одной и той же деятельностью не более 10-15 минут.
Таким образом, все свойства внимания (аттенционные способности), говорю я родителям, можно и нужно развивать, ведь от этого зависит успешность обучения ваших детей в школе. Например, объём внимания влияет на овладение навыком счёта, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания и т. д. И после утвердительного ответа на вопрос: « Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился в школе?», призываю родителей к ответственности и тесному сотрудничеству.
Затем предлагаю родителям простые задания, которые они могут выполнять с детьми в выходные дни или на каникулах, находясь как в помещении, так и на улице. Например: - закрой глаза и опиши, во что одеты твои родители, братья, сёстры?;
- какого цвета глаза (волосы) у мамы и т. д.?;
- сколько окон в комнате? Сколько деревьев возле дома?;
- когда родители хлопают в ладоши, ребёнок должен принять определённую позу:
1 хлопок – поза медведя, 2 хлопка – поза лягушки, 3 хлопка – поза зайца и т. д.
Предостерегаю родителей: не торпедируйте ребёнка фразами: «Не отвлекайся», «Не смотри по сторонам», «Не трогай игрушки». Вряд ли ребёнок с удовольствием завершит задание. Более удачными вариантами, подсказываю я, могут быть высказывания: « Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать 2 буквы», «Давай я тебе помогу, и у тебя всё получится» и т. д.
Таким образом, делаю я вывод, внимание – это одно из уникальных свойств психики человека. Внимание требуется для того, чтобы добиться успеха в любом деле.
И в заключение нацеливаю родителей на то, что их ребёнок, проявляя произвольное внимание, расходует не только своё время, но и часть своей энергии. Вот почему так важно благодарить его за проявленное произвольное внимание. И если ребёнок занят, не стоит его отвлекать, давая новые задания. « Берегите внимание своих детей!» - призываю я родителей. Завершая своё выступление, говорю, что особенно важно – внимательное отношение к людям : «Давайте будем внимательными друг к другу и к детям!». Здорово, если и ребёнок поймёт это уже в детстве, и его родители!
В процессе консультации на тему «Средства развития внимания» объясняю родителям, что универсальным средством развития внимания является речь. Чем лучше развита речь, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Поэтому нацеливаю родителей на то, что необходимо организовывать внимание своих детей при помощи словесных указаний, оречевления всех своих действий, проговаривания всех бытовых ситуаций, а также стимулировать ребёнка словесно формулировать то, на что он будет ориентироваться.
Развитие произвольного внимания связано с обогащением интересов ребёнка, с развитием его познавательной активности. В связи с этим советую родителям постоянно расширять интересы своего ребёнка, приковывать его внимание к более широкому кругу предметов и явлений.
Далее объясняю, что внимание дошкольника тесно связано с мышлением. Ребёнок ещё не может сам сосредоточить своё внимание на неясном и непонятном, в результате чего он быстро отвлекается и начинает заниматься другими делами. Поэтому нацеливаю родителей на то, что необходимо делать трудное – доступным, непонятное – понятным, всё объяснять и разъяснять, а также находить и выделять главные, основные и существенные признаки предметов и явлений. Одним из средств развития внимания является память, ведь при запоминании, припоминании и воспроизведении изучаемого материала ребёнку необходимо сконцентрировать и сосредоточить своё внимание. Ориентирую родителей на то, что качество внимания и продуктивность памяти взаимосвязаны, поэтому необходимо развивать все процессы память путём активных наблюдений, заучивания, рассказывания, пересказывания, припоминания («Вспомни!»), через игры, организацию режима дня своего ребёнка и т. д.
Развитие внимания также тесно связано с развитием волевых процессов, формированием контрольной функции, т. е. способности хотя бы элементарно контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Подвожу родителей к осознанию того, что, начиная уже с дошкольного возраста, необходимо формировать волевые рычаги управления своим поведением, учить планировать свои действия, действовать в соответствии с намеченным планом и постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом. Развитие этих умений и навыков даёт возможность формированию у детей основ контроля, самоконтроля, волевой регуляции поведения и вместе с тем способствует развитию произвольного внимания.
Таким образом, делаю вывод, что на развитие произвольного внимания влияет формирование и развитие всей познавательной сферы, развитие всех познавательных процессов в целом (восприятия, памяти, мышления, речи).
Здесь же делаю обзор и выставку литературы для родителей.
3. Консультирование в процессе комбинированных занятий для родителей, включающее информационно-теоретический и практический материал. В процессе таких занятий мы обсуждаем способы достижения наилучших результатов, и я помогаю родителям овладеть конкретными приёмами оказания помощи своим детям дома. Например, в теоретической части даю рекомендации по организации условий, которые необходимо соблюдать дома для развития устойчивого произвольного внимания детей:
1. доброжелательное отношение к ребёнку: такт, терпение, понимание, спокойный эмоциональный тон. Чтобы не получилось как у Ф. Кривина в его коротких рассказах-полусказках: «Не успел цыплёнок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо»;
2. ребёнок должен отчётливо понимать конкретную задачу выполняемой деятельности (что он будет делать? как и зачем?). Ведь «когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека);
3. привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создаёт установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
4. возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может и не вызывать у ребёнка заинтересованности, но у него необходимо вырабатывать устойчивый интерес к результату деятельности (что получилось? насколько хорошо? как это может пригодиться другим?);
5. создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Лёгкая, не громко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его.
Далее сообщаю родителям, что с 12 до 17 часов – это фаза низкой продуктивности внимания.
В практической части - знакомлю родителей с комплексом специальных коррекционно-развивающих игр. Сообщаю им, что внимание нуждается в постоянной тренировке, ведь нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Здесь же показываю и рекомендую книги, где собраны игры на развитие свойств произвольного внимания. Часто на выходные дни даю родителям стимульный материал для игр на развитие внимания.
4. Консультирование после посещения групповых и индивидуальных занятий. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, т.к. позволяет им на практике увидеть, как специалист привлекает и поддерживает внимание, развивает те или иные его свойства, а также увидеть реальные достижения своих детей. Так, во время таких занятий, родители видят, что к факторам привлечения и поддержания внимания относятся:
- чёткая структура организация занятия;
- содержание занятия, в которое включены: игровые приёмы, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, продуктивные виды деятельности, элементы соревнований, красочная наглядность, смена форм и видов деятельности, различные средства поощрений и стимуляции, динамические паузы, физкультминутки, различные виды помощи. 5. Консультирование после посещения детских праздников и утренников, где родители видят результаты труда всех специалистов и свои собственные, получают текущие рекомендации, что стимулирует их на дальнейшее участие в коррекционном процессе в интересах своего ребёнка.
6. Наглядно-информационная форма консультирования. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов, рекомендаций. Например: «Я учусь наблюдать», «Если ваш ребёнок невнимателен, рассеян…», «Как развивать внимательность», «Игры на развитие внимания», «Как развивать произвольное внимание», «Подсказки для развития внимания», «Что использовать для развития внимания».
7. Консультирование в процессе родительских собраний. Я, как учитель-дефектолог, выступаю 2 раза в год: в начале учебного года после первичного (стартового) обследования, где рассказываю в целом о нарушениях развития внимания, выявленных во время обследования, о трудностях в учебной деятельности, связанных с нарушением внимания, сообщаю о содержании коррекционно-развивающей работы по развитию внимания, о времени проведения индивидуальных консультаций.
На заключительном собрании подвожу итог работы за год, сравниваю уровень развития внимания детей в начале и конце учебного года; обязательно отмечаю работу родителей со своими детьми, их достижения, вклад в общее дело; даю рекомендации на летний период, ориентируя родителей на учёт возрастных и индивидуальных особенностей своих детей, их интересы, потребности и возможности; напоминаю народную мудрость: «Наказывать легче, воспитывать труднее».
Таким образом, консультирование родителей по проблеме развития внимания детей с ОВЗ применяется для создания оптимальных условий развития свойств произвольного внимания и максимально возможной коррекции (исправления) или снижения степени выявленных нарушений внимания у детей.
Активность родителей, их тесное сотрудничество с педагогами, совместная реализация намеченных планов обуславливает более быструю и качественную работу по развитию внимания детей дошкольного возраста с ОВЗ.