Статья Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания по русскому языку


Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания по русскому языку.
Если спросить любого школьника ,что на уроке русского языка ему кажется самым скучным, ответ можно предсказать почти безошибочно: проверка домашнего задания. А между тем проверка домашнего задания- неотъемлемый компонент едва ли не каждого школьного урока. Очень часто она не достигает своей цели, ученики не исправляют допущенные ошибки. И происходит это из-за неправильной организации работы.
Часто домашние упражнения проверяются так: учитель берет для индивидуальной проверки одну из тетрадей, а затем вызывает учеников по одному, и они зачитывают слова или предложения по своим тетрадям. Предполагается, что весь класс следит за ответами и попутно делает у себя необходимые исправления, однако именно этого-то нередко не бывает. Упражнение достаточно надоело дома, во время его выполнения, интереса не вызывает, и половина класса занимается своими делами, не обращая на отвечающих никакого внимания. Проверкой занимаются вызванный ученик и учитель, и проверяется при этом не столько уровень, сколько сам факт выполнения работы.
Если учителю такая проверка хоть что-то все-таки дает(он узнает, насколько добросовестно работает дома тот или иной ученик), то дети не получают от нее ровным счетом ничего. Проверка имеет смысл только тогда, когда каждый ученик смотрит в свою тетрадь, сравнивает свою работу с демонстрируемым образцом, исправляет свои недочеты. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы заново привлечь внимание ученика к уже выполненной работе ,пробудить желание исправить свои ошибки.
Самый простой способ- это введение игрового момента, организация на материале домашнего упражнения грамматической игры. Например, можно организовать проверку следующим способом: допустим, в 7 классе было дано на дом упражнение на правописание суффиксов -О -А в наречиях с приставками –из, -до,-с.
Учитель вызывает первого ученика и называет ему любое слово из этого упражнения, например ,«изредка».Ученик отвечает: «Суффикс –а, так как приставка -из» И тут же сам выбирает в домашнем упражнении другое слово( пусть это будет «направо»), называет его и сам вызывает второго ученика. Тот отвечает: «Суффикс -о, так как приставка –на», вызывает третьего ученика и т. д., пока все слова не будут проверены. Тот, кто неправильно ответил на вопрос, не смог задать свой вопрос или назвал уже разобранное слово, выходит к доске и получает заранее заготовленную учителем карточку с индивидуальным аналогичным заданием (выделить суффиксы и приставки в наречиях влево, издавна, налево и т. п.) Так попутно осуществляется принцип дифференцированного обучения: более слабые ученики выполняют дополнительные задания.Эту же игру можно проводить и при проверке упражнений по грамматике: упражнения на различные способы словообразования, на изучение отдельных грамматических категорий и т. п.
Объяснять условия игры придется только на первом уроке, дальше достаточно будет сказать, что проверка домашнего задания сегодня пойдет « по цепочке».
Гораздо более сложный способ проверки, который можно условно назвать «Однотипные примеры» . Применяется он для проведения упражнений обобщающего характера, включающих в себя примеры на несколько орфограмм( как правило, в конце изучения темы) и хорошо подготовленном классе.
Основа проверки такая же, как и в первой игре: учащиеся по очереди вызывают друг друга. Суть же игры заключается в том, что ребята должны осмыслить домашнее упражнение, выявить представленные в нем орфограммы ,сделать обобщение и придумать свои примеры на эти орфограммы.
Задание объясняется, дается время на обдумывание. Первый ученик называет свой пример, а вызванный им ученик пишет слово на доске и находит в своей тетради один- два примера на это же правило. Затем он называет свое слово с другой орфограммой и т.п.
Задание можно упростить, убрав игровой момент: учитель сам вызывает учеников, а они только придумывают примеры и находят их аналогии в домашнем упражнении.
Такая проверка требует от учеников навыков сопоставления и обобщения, развивает логическое мышление, способствует осознанному усвоению орфограмм. Этим способом проверки можно
воспользоваться при изучении грамматики.( словообразовательный анализ). Например, в домашнем упражнении есть слово « сотрудник», образованное приставочно-суффиксальным способом . Ученик должен найти слово, образованное этим же способом, назвать его, вызвать следующего ученика, а тот должен разобрать слово «сотрудник».
Не обеспечивает полной массовости, но развивает логическое мышление и прививает навыки самостоятельной работы способ «самостоятельных систематизирующих вопросов».
Подготовка к такой проверке проводится в течение нескольких уроков. Сначала учитель на 5-6 уроках( не обязательно подряд) задает классу однотипные вопросы: «На какую орфограмму составлено домашнее задание? Какие орфограммы здесь повторяются попутно?Выберите примеры на знакомые вам орфограммы .Как пишется такое-то слово и почему? А такое-то?»Причем выбираются наиболее трудные слова.
На следующем этапе подготовки весь комплекс вопросов задается одному ученику А на следующих уроках учитель вызывает одного из учеников и предлагает классу задавать ему вопросы по домашнему упражнению. Можно внести разнообразие в работу: поставить в положение учителя не класс, а вызванного ученика- пусть он придумывает вопросы, которые можно задать классу, и вызывает своих одноклассников.
Весьма распространена такая проверка домашнего задания, когда ученик, отвечающий у доски, делает на ней те или иные записи .Сделать эту работу массовой можно несколькими способами.
Самое простое: двое вызванных (без тетрадей) пишут на доске слова из домашнего упражнения( или делают их разбор) под диктовку класса, а не учителя.
Способ применяется для проверки упражнений, состоящих из нескольких слов или словосочетаний.

Немного сложнее проверка упражнения, состоящего из целых предложений. В этом случае класс проводит с отвечающими выборочный диктант: учащиеся предлагают своим товарищам отдельные предложения, а отвечающие выписывают слова на изучаемую орфограмму.
Следующая степень сложности-«сортировочный диктант».Усложняется при этом не задача отвечающих, а задача класса. Проводится такая работа при проверке упражнения на несколько орфографических правил. Например, в 7 классе на дом было дано упражнение на правописание мягкого знака в разных частях речи. Доска делится на четыре части, делаются заголовки: «Существительное», «Прилагательное», «Глагол», «Наречие».Вызываются четыре ученика. Задача класса -диктовать выбранные примеры из домашней работы всем четырем отвечающим по очереди, иными словами, называющий слово должен сам определить, к какой части речи оно относится: после слова «ночь», например, нельзя диктовать ни ключ, ни вскачь, а можно только одно из прилагательных: свеж, горюч и т.п.
Когда каждый из отвечающих напишет 6-7 слов, можно остановить диктовку и спросить, сколько существует правил правописания мягкого знака для имен существительных, прилагательных и т. д., попросить отметить все случаи на доске. Преимущество этого диктанта перед первыми двумя- большая скорость выполнения: дети не ждут, когда первый ученик допишет слово, а сразу же называют примеры второму, третьему…
Можно привлечь внимание и пробудить интерес к словам домашнего упражнения, употребив их в новом контексте: в отдельных предложениях или, что еще лучше, в связном тексте( который придется составить самому учителю).Например, в домашнем упражнении на слитное и раздельное написание наречий с приставками встречались наречия «наутро, вместе, вниз, навстречу, наудачу,вверх и т. п.) и однокоренные существительные с предлогами. Перед уроком, на котором это упражнение проверяется, текст проецируется на экран.
(На )утро мы все (в(месте спустились (в)низ и медленно двинулись по дороге.(На)встречу нам где-то (в)начале восьмого вышла вторая группа. Идем в темноте, кое(как),(на)удачу.Подняться (на)верх предполагаем (в)месте, которое отмечено кружочком (в)низу нашей карты.
Вызванный к доске ученик должен раскрыть скобки, а затем ответить на вопросы, которые задает ему класс: «Почему так написано то или иное слово?», «Что это за орфограмма?»После этого учитель просит учеников найти в домашнем упражнении предложения, в которых «в низу»-существительное с предлогом и в которых встречается наречие «внизу» . Ценность такой проверки- проявление интереса к домашней работе , повторение осуществляется на новой основе, требует не механического заучивания, а сознательного использования изучаемого правила.
Каждый из предложенных способов проверки требует специального материала и не может применяться произвольно. В частности, многие из способов занимают большое количество времени. Их применение будет обосновано и эффективно только там, где перед нами трудный для учащихся материал, требующий усиленного закрепления.