Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 4 класса «Дорогою добра»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия села Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
366204568580Утверждаю
Директор МБОУ гимназия
_____________ / В.В.Сбоев«____» _______________ 20___г.
4000020000Утверждаю
Директор МБОУ гимназия
_____________ / В.В.Сбоев«____» _______________ 20___г.
24257068580Согласовано
Заместитель директора по ВР
_____________ / С.М.Чистякова «____» _______________ 20___г.
020000Согласовано
Заместитель директора по ВР
_____________ / С.М.Чистякова «____» _______________ 20___г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
для обучающихся 4 А класса
«Дорогою добра»
Составила:
Пашкова Людмила Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия с.МесягутовоМуниципального района
Дуванский район РБ
2015г
Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 А класса
«Дорогою добра»
Планирование составлено на основе:
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
« Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.
Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.
Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.
Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие.
Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
- экскурсия;
- просмотр мультфильмов;
- посещение библиотеки.
Место предмета в учебном плане.
«Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа – 1час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:
- Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Дорогою добра».
При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
В целях формирования УУД в коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Программа состоит из 4 разделов:
Правила общения
Этика отношений в коллективе
Школьный этикет
Доброе слово, что ясный день
Содержание программы «Дорогою добра» 4 класс
Раздел 1. Правила общения (8 часов)
Тема 1. Узнай себя.(1ч)
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 2. Слова приветствия(1ч)
Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.
Тема 3. Толерантность(1ч)
Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».
Тема 4. Веселые правила хорошего тона.(1ч)
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.
Тема 5. Дружим с добрыми словами.(1ч)
Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.
Тема 6. Умеем общаться.(1ч)
Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.
Тема 7. Слово утешает.(1ч)
Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит-стараясь преуменьшить неудачу(Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.)
Тема 8. Обращение к собеседнику.(1ч)
Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.
Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)
Тема 9. Мы идем в гости.(1ч)
Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.
Тема 10. Подари дело и слово доброе.(1ч)
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.
Тема 11. Подарок коллективу.(1ч)
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.
Тема 12. Каждый интересен.(1ч)
Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 13. Будем знакомы.(1ч)
Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.
Тема 14. Когда рядом много людей.(1ч)
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.
Тема 15. Чтобы быть коллективом.(1ч)
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.
Тема 16. Коллектив начинает меняться.(1ч)
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.
Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)
Тема 17.Школьные правила этикета.(1ч)
Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.
Тема 18. Простые правила этикета.(1ч)
Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.
Тема 19. Если радость на всех одна.(1ч)
Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».
Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.(1ч)
Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.(1ч)
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».
Тема 22. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.(1ч)
Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.
Тема 23. Делу – время, потехе – час.(1ч)
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.
Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.(1ч)
Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.
Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(10ч)
Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.(1ч)
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.
Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.(1ч)
Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.
Тема 27. Любим добрые поступки.(1ч)
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.
Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.(1ч) Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.
Тема 29. Тепло родного дома.(1ч)
Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 30. Как решать семейные проблемы.(1ч)
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.
Тема 31-34. Доброта что солнце.(4ч)
Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие
Тематическое планирование 4 класс А№ Название темы Дата проведФорма деятельности
Правила общения. 8ч.
1 Узнай себя 5.09 Путешествие в сказку. Игра
2 Слова приветствия 12.09 Познавательная беседа. Конкурсы
3 Толерантность 19.09 Разговор. Поездка в Янгантау.
4 Веселые правила хорошего тона. 26.09 Познавательная беседа.
Ролевые игры. Практическое занятие на улице.
5 Дружим с добрыми словами 3.10 Игра. Познавательная беседа
6 Умеем общаться 10.10 Рассказ. Беседа. Игры
7 Слово утешает 17.10 Познавательная беседа
8 Обращение к собеседнику 24.10 Беседа. Решение задач
Этика отношений в коллективе. 8ч.
9 Мы идем в гости 7.11 Ответы на вопросы. Игры
10 Подари дело и слово доброе 14.11 Путешествие в сказку
11 Подарок коллективу 21.11 Урок – сюрприз. Поездка в бассейн с. В.-Киги.
12 Каждый интересен 28.11 Познавательная беседа. Игры
13 Будем знакомы 5.12 Познавательная беседа. Игры.
14 Чтобы быть коллективом 12.12 Познавательная беседа.
Практическое занятие в столовой.
15 Коллектив начинает меняться 19.12 Беседа.
16 Когда рядом много людей 26.12 Праздник Новый год-параллель.
Ролевые игры.
Школьный этикет. 8ч.
17 Школьные правила этикета 16.01 Познавательная беседа. Игра.
Инсценирование. Работа в группах.
18 Простые правила этикета 23.01 Беседа. Решение задач.
19 Если радость на всех одна 30.01 Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.
20 Мой класс – мои верные друзья 6.02 Познавательная беседа. Игра. Работа в парах.
21 О дружбе мальчиков и девочек 13.02 Познавательная беседа. Работа с таблицами.
22 Чего в другом не любишь, того и сам не делай 20.02 Работа в группах. Беседа. Изготовление значков
23 Делу – время, потехе – час. 27.02 Поездка в театр г.Златоуста24 Вот школа, дом, где мы живем. 5.03 Сценки-миниатюры. Праздничное чаепитие для мам и бабушек.
Доброе слово, что ясный день. 10ч.
25 Отворите волшебные двери добра и доверия. 12.03 Познавательная беседа. Игры.
26 Хорошие песни к добру ведут. 19.03 Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов.
27 Любим добрые поступки. 9.04 Познавательная беседа. Разучивание песни.
28 Добрым жить на белом свете радостно.16.04 Путешествие в сказку. Конкурсы.
29 Тепло родного дома. 23.04 Познавательная беседа.
30 Как решать семейные проблемы. 30.04 Беседа. Игры.
31-34 Доброта, что солнце. 7.05
14.05
21.05
28.05 Игры.
Разучивание песен.
Подготовка к празднику.
Поездка в Сонькину лагуну г.Сатка