Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультатива «Уроки нравственности» разработана на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой "Этика: азбука добра». Реализована в рамках духовно- нравственного направления «Внеучебной деятельности» в соответствии с ФГОС НОО.
Программа факультатива «Уроки нравственности» основывается на следующих программно-методических материалах:
Сборник программ внеурочной деятельности/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана- Граф, 2011
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие. 1 класс./Л. В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2013
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2 частях/ Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2015
Рабочая программа рассчитана на 33 часа.
ФГОС второго поколения формируют основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Обучающиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно – нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения. Курс «Уроки нравственности» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.
Основная цель курса: воспитание духовно – нравственной личности ребёнка через систему ценностно – ориентированных занятий.
Задачи курса :сформировать систему нравственных ценностей;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
формировать экологически воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
формировать интерес к чтению художественной литературы;
развивать познавательную активность;
развивать творческие способности.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основные формы проведения занятий:      беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. Основные технологии:    игровая, технология проблемного обучения, объяснительно - иллюстративная
Методы обучения:     наглядные, словесные, практические

Содержание курса:
Содержание курса «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Курс включает в себя следующие циклы:
«Я и школа»
«Я и окружающие»
«Я и семья»
«Я и природа»
«Я и книги»
«Я и животные»
«Я и здоровье»
Я и школа (2 часа).
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
Я и окружающие (18 часов).
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.
Я и семья (1 час).
Поезд везёт подарки мамам.
Я и природа (5 часов).
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
Я и книга (3 часа).
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».
Я и здоровье (3 часа).
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.
Я и животные ( 1 час)
Культура поведения в зоопарке.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

Тематическое планирование

п/пРаздел Количество
часов Практика Характеристика деятельности учащихся
УУД
1 Я и школа. 2 ч. 2 ч. -Беседа о школе, школьных правилах.
-Игра «Что возьмём с собою в школу?»
-Творческое задание «Танграм»
-Советы ученикам.
-Загадки на школьную тему.
-Анализ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело», сказки «О мальчике Косте». Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятель-ности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
- этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотруд-ничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звуча-щей речи на русском, родном и иностранном языках;
Обучающийся получит возможность научиться:
- регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности)
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диало-гической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпада-ющих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к коор-динации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- иметь и выражать своё мнение, аргументиро-вать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
- работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвра-щать конфликты.
2 Я и окружаю-щие. 18 ч. 15 ч. -Инсценирование юморесок.
-Правила работы в команде.
-Творческое задание «Выручайка» (спасение сказочных героев).
- Игра «Топаем – хлопаем»
-Инсценирование стихотворений о рыцарях.
-Анализ сказки Н. Абрамцевой «Здравствуй!», рассказа С.Прокофьевой «Самый большой друг», сказки Т.Маршаловой «Сказка про ночное небо», Сказки «Как вылечиться от лени»
-Знакомство с миром профессий.
-Разгадывание ребусов, кроссвордов о профессиях людей.
-Рисование по клеточкам.
-Разыгрывание ситуаций с использованием вежливых слов.
-Инсценирование сказки «Зайкина избушка».
-Самоанализ «Познакомьтесь, это я!»
-Анализ сказки А.Лопатиной «Сказка о солнечном зайчике», рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост», С.Баруздина «Когда люди радуются», «Ведро воды», В.Осеевой «Хорошее».
-Тестирование «Приглашаем гостей». 3 Я и семья. 1 ч. 1 ч. -Игра по станциям «Подари тепло маме»
-Творческая работа. Аппликация «Цветок для мамы» 4 Я и природа. 5 ч. 4 ч. -Творческая работа. Аппликация из листьев .-Отгадывание загадок о природе.
-Сочинение сказок о грибах.
-Ролевая игра «Клуб любителей природы».
-Заочное путешествие по городу Лекарственных растений. 5 Я и книга. 3 ч. 2 ч. -Головоломка «танграм».
-Заочная экскурсия в «Лес загадочных чудес».
- Инсценирование сказок .-Разгадывание путаниц.
-Отгадывание ребусов. 6 Я и здоровье. 3 ч. 2 ч. -Экскурсия в царство Мойдодыра .
-Отгадывание загадок на тему «Гигиенические средства»
-Творческая работа. Иллюстрирование стихотворение Г.Ладонщикова. 7 Я и животные 1 ч. 1 ч. -Беседа о культуре поведения в зоопарке.
-Решение задач про экзотических животных.
-Беседа о бережном отношении к животным.
-Правила поведения с домашними животными. Итого
33 ч. 27 ч. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Уроки нравственности»
Обучающийся научится
Обучающийся
получит возможность научиться
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы-
вания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
заботиться о своем здоровье;
- бережно относиться к природе, восхищаться ею;
-толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружа-ющих (на уроке, на перемене);
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;
- использовать навыки элементарной исследова-тельской деятельности в своей работе;
- заботиться о животных.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов:
Первый уровень
Второй уровень Третий уровень
Приобретение обучаю-щимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одоб-ряемых и не одобряемых формах поведения в обще-стве и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседнев-ной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-действие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носи-телями положительного социального знания и повседневного опыта. Получение обучающимися опыта переживания и пози-тивного отношения к базо-вым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодей-ствие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреж-дения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подт-верждение приобретённых социальных знаний, начи-нает их ценить.
Получение обучающимся начального опыта самос-тоятельного обществен-ного действия, формирова-ние у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общес-твенном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодей-ствие обучающегося с представителями различ-ных социальных субъектов за пределами образователь-ного учреждения, в откры-той общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и присвоения ими нравственно- этических ценностей.
Календарно – тематическое планирование.

п/пТема занятия
Элементы содержания. Дата
проведения
занятия
1 Зачем нужно ходить в школу. -Беседа о школе, школьных правилах.
-Игра «Что возьмём с собою в школу?»
-Творческое задание «Танграм»
-Советы ученикам.
-Загадки на школьную тему.
-Правила обращения со школьными принадлежностями.
-Анализ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело», сказки «О мальчике Косте».
-Задание на воображение «Подарки от сказочных героев». 08.09
2 Школьные правила. 15.09
3 Учимся работать в команде. -Правила работы в команде.
-Распределение обязанностей в команде.
-Практическая работа в парах, группах
-Инсценирование юморесок. 22.09
4 Положительные и отрицательные поступки. -Беседа о положительных и отрицательных поступках.
-Творческое задание «Выручайка» (спасение сказочных героев).
- Игра «Топаем – хлопаем»
-Инсценирование стихотворений о рыцарях.
-Анализ ситуаций 29.09
5
Что такое настоящая дружба? -Уточнение понятий «друг», «дружба».
-Толкование пословиц о дружбе.
-Рисование по клеточкам дома дружбы.
-Анализ рассказа С.Прокофьевой «Самый большой друг».
-Анализ ситуаций. 06.10
6 Правила гигиены.
Урок - путешествие «В царстве Мойдодыра» -Экскурсия в царство Мойдодыра .
-Отгадывание загадок на тему «Гигиенические средства»
-Беседа о внешнем виде человека. 13.10
7 Как правильно здороваться. -Анализ сказки Н. Абрамцевой «Здравствуй!»
- Беседа о том, как правильно здороваться.
-Игра «Правда ли что….» 20.10
8 Учимся видеть красоту природы. -Беседа о приметах осени.
-Игра «Да-Нет».
-Творческая работа. Аппликация из листьев .-Отгадывание загадок о природе.
-Сочинение сказок о грибах. 27.10
9 Профессий много есть на свете. -Знакомство с миром профессий.
-Разгадывание ребусов, кроссвордов о профессиях людей.
-Игра «Мастер своего дела».
-Игра «Да-Нет». 10.11
10 Уроки добра в любимых сказках. Урок-путешествие в «Лес загадочных чудес» -Головоломка «танграм».
-Заочная экскурсия в «Лес загадочных чудес».
- Инсценирование сказок .17.11
11 Учимся приходить на помощь. -Беседа о чуткости и отзывчивости.
-Анализ сказки Т.Маршаловой «Сказка про ночное небо».
-Анализ ситуаций.
-Рисование по клеточкам зонтика тетушки Ночи.
-Рисование подарка тетушке Ночи. 24.11
12 О рабочих руках и трудолюбии. -Беседа о людях труда.
-Разгадывание ребусов, кроссвордов о профессиях людей.
-Анализ сказки «Как вылечиться от лени» 01.12
13 Учимся вежливости. -Разыгрывание ситуаций с использованием вежливых слов.
-Инсценирование сказки «Зайкина избушка».
-Анализ стихотворения А. Барто «Признание», «Сказки про слово Здравствуй».
-История хороших манер. 08.12
14 Бережное отношение к природе в сказке С.Михалкова «Елочка». -Разгадывание новогодних загадок.
- Анализ сказки С.Михалкова «Елочка».
-Рисование елочки по клеткам.
-Характеристика героев сказки. 15.12
15 Я -личность. -Самоанализ «Познакомьтесь, это я!»
-Тестирование, заполнение анкеты.
-Инсценирование ситуаций. 22.12
16 Нравственные уроки русской народной сказки «Снегурочка». - Анализ русской народной сказки «Снегурочка».
-Разгадывание загадок о зимних забавах детей.
-Рисование по клеточкам 12.01
17 Учимся быть добрыми. -Разгадывание ребусов, головоломок.
-Анализ сказки А.Лопатиной «Сказка о солнечном зайчике», рассказа В.Драгунского «Друг детства».
-Рисование по клеточкам.
-Викторина «Откуда кот?» 19.01
18 Хитрость и доверчивость в русской народной сказке «Лиса и волк». -Инсценирование стихотворения А.Усачева «Эх!».
-Рисование по клеточкам.
-Аппликация. Узор из рыбок.
-Толкование крылатых выражений 26.01
19 Как приносить пользу близким людям. -Беседа на тему «Когда люди радуются».
-Анализ рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост», С. Баруздина «Когда люди радуются»
-Разгадывание ребусов, головоломок. 02.02.
20 Духовный рост человека - что это такое? -Беседа о различии между физическим и духовным ростом человека, о положительных и отрицательных качествах характера.
-Характеристика литературных персонажей.
-Анализ рассказа С. Баруздина «Ведро воды». 16.02
21 Учимся быть заботливыми. -Анализ сказки Н.Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле».
-Рисование узора по клеточкам.
-Характеристика персонажа сказки. 27.02
22 Учимся выражать любовь к маме. -Игра по станциям «Подари тепло маме»
-Творческая работа. Аппликация «Цветок для мамы» 01.03
23 Учимся беречь природу. -Разгадывание загадок о животных.
-Ролевая игра «Клуб любителей природы».
-Игра «Живая - неживая природа».
-Анализ экологических ситуаций «Что было бы, если..».-Разгадывание кроссворда. 12.03
24 Учимся взаимопомощи. -Анализ сказки Н.Абрамцевой «Как у зайчонка зуб болел».
-Разгадывание загадок о животных, действующих в сказке.
-Рисование по клеточкам.
-Игра «Дотронься до радости». 15.03
25 Приглашаем гостей. -Правила приема гостей.
-Пословицы о гостеприимстве.
-Анализ ситуаций.
-Инсценирование юморесок.
-Разгадывание кроссворда.
-Игра «Комплименты». 22.03
26 Лекарственные растения. -Беседа о пользе лекарственных растений.
-Разгадывание загадок о растениях.
-Рисование по клеточкам. 05.04
27 Урок - путешествие по городу Лекарственных растений. -Заочное путешествие по городу Лекарственных растений. 12.04
28 Летний отдых и здоровый образ жизни. -Беседа о здоровом образе жизни.
-Игра «Правда ли что..».-Рисование по клеточкам.
-Разгадывание загадок о растениях и животных.
-Иллюстрирование стихотворения Г.Ладонщикова-Инсценирование стихотворений. 19.04
29 Летний отдых и здоровый образ жизни. Рыбалка. 26.04
30 Нравственные уроки произведений К.Чуковского. -Викторина по произведениям К.Чуковского.
-Рисование по клеточкам.
-Характеристика персонажей.
-Игра «Чьи это вещи».
- Инсценирование юморесок.
-Игра «Угадай по описанию». 07.05
31 Нравственные уроки произведений К.Чуковского. 10.05
32 Роль солнца в нашей жизни. Здоровый образ жизни. -Беседа о роли солнца в жизни всего живого.
-Пословицы о солнце.
-Роль солнца в рисунках-символах.
-Анализ ситуаций «Люди разных профессий о солнце» 17.05
33 Правила поведения с дикими и домашними животными. -Беседа о культуре поведения в зоопарке.
-Решение задач про экзотических животных.
-Беседа о бережном отношении к животным.
-Правила поведения с домашними животными. 24.05
Учебные и методические пособия:
1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1,2 /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2015.
2. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Методическое пособие. 1 класс. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 208 с., 2013.
3. Сборник программ внеурочной деятельности/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана- Граф, 2011
4. Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
5. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
6. Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.
7. ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
8. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010.
9. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.
10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа:http://window.edu.ru2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа:http://school-collection.edu.ru