Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности. 3 класс


Рабочая программа по внеурочной деятельности
Уроки нравственности. « Что такое хорошо и что такое плохо».
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия Л. В. Мищенковой Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ книга, 2014 г.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Она состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель:
создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
2. Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
3. Вырабатывать навыки самоанализа.
4. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
5. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Объем программы:
Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с детьми 8 до 10 лет. Рассчитана на 1 год. В 3 классе 70 часов (2 раза в неделю). При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
Практические (упражнения)
Формы занятий:
Беседа
Деловая игра
Ролевая игра
Практические занятия
Дискуссия
Работа творческой группы
Обсуждение литературных произведений
КВН
Литературный конкурс
Конкурс сочинений
Конкурс стихотворений
Конкурс рисунков
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
учащиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса.
№ Раздел Кол-во
часов Воспитание качеств
1 Я и книга 19 Стремление к чтению художественной литературы. Умение выражать любовь книга и людям, создавшим их.
2 Я и природа 14 Бережное отношение к природе. Чувство любования красотой природы. Толерантное отношение к осенним невзгодам.
3 Я и окружающие 20 Умение принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою. Умение понимать особенности переживаний другого. Доброжелательность, сплочённость, толерантность.
4 Я и здоровье 6 Стремление к здоровому образу жизни.
5 Я и животные 9 Доброжелательное отношение к представителям фауны.
6 Резерв 2 Перечень учебно-методических средств обучения
1. Л. В. Мищенкова Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» Методическое пособие для учителя. РОСТкнига, 2014
2. Мищенкова Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо" 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. РОСТкнига, 2015
3. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 сКалендарно-тематическое планирование

занятия Тема занятия
Кол-во
часов Ауди-торныеВне-аудитор-ные Дата
1-2 Путешествие в сказку 2 1 1 3 И снова об осени… 1 1 4-5 О себе, о дружбе, о друзьях… 2 2 6-7 О добре и зле. 2 2 8-9 Посылка от сказочных героев. 2 1 1 10-11 Письмо от дедушки Морфея. 2 2 12-13 Эдуард Успенский 2 1 1 14 Выглянуло солнышко… 1 1 15-17 О кошках и собаках. 3 2 1 18 «У камина» 1 1 19-20 Клуб «Выручайка». 2 2 21-22 Слушаем сказку. 2 2 23-24 О животном не очень приятном. 2 2 25-26 В гости к друзьям из Простоквашино. 2 1 1 27-28 Что за праздник без цветов..2 2 29 В мире профессий 1 1 1 30-31 Наши страхи 2 2 32-33 Что такое зима? 2 2 34-35 Знаменитые малыши. Незнайка. 2 1 1 36-37 Экзотические животные 2 2 38-39 Зимушка-зима 2 1 1 40-41 Зимние забавы 2 2 42-43 Да здравствуют книги! 2 1 1 44-45 Розы для мамы. 2 2 46-47 Принцессы Шарля Перро 2 2 48-50 Клуб Белая ворона 3 3 51-52 Бабочек весёлый хоровод 2 1 1 53-54 Театр кошек Юрия Куклачёва. 2 2 55-56 Учимся работать в микрогруппе2 2 57-58 Фея Фантаста. 2 2 59-60 Хлеб – наше богатство. 2 2 61-62 Берегите время! 2 2 63-64 Цветочная карусель. 2 1 1 65-66 В гостях у белочки. 2 2 67-68 «Ромашка». 2 2 69-70 Резерв 2 2