Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я — гражданин России»1-4 классы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Порез Унинского района Кировской области имени Г.Ф. Шулятьева«Утверждаю»
Директор школы___________(Лялина Т.А.)
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Я - гражданин России»
3 класс
Программа рассчитана
на детей с 7 до 10 лет (1-4 класс).

Программу составила:
учитель начальных классов
Кудрявцева О.Г.
Порез
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Планируемые результаты……………………………………………………13
3. Содержание программы……………………………………………………...20
4. Учебно-тематический план…………………………………………………..27
5. Список литературы…………………………………………………………...38
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
-Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
-Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-Беседы
-Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
-Классный час
-Сообщения
-Встречи с интересными людьми
-Литературно – музыкальные композиции
-Просмотр и обсуждение видеоматериала
-Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
-Походы по историческим и памятным местам
- Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-Творческие конкурсы
-Выставки декоративно-прикладного искусства
-Коллективные творческие дела
-Соревнования
-Показательные выступления
-Праздники
-Викторины
-Интеллектуально-познавательные игры
-Трудовые дела
-Тренинги
-Наблюдение учащихся за событиями в районе, крае, стране
-Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
-Заочные путешествия
-Акции благотворительности, милосердия
-Творческие проекты, презентации
-Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
-Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения культуры.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности, выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
-Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
-Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
-Изучение самооценки личности младшего школьника;
-Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
-Проектная методика «Автопортрет»;
-Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
-Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
-Социометрия;
-Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
-Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
-Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
-Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; -родная земля, заповедная природа, планета Земля;
-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии
Индикатор Измеритель
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека Имеет четкое представление о принадлежности к РФ Анкета
Испытывает чувство гордости за родную страну Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ
Имеет представление о понятии «гражданин» Анкета
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека Анкета, анализ творческих работ, собеседование
Сформированность моральных норм и правил поведения Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»
Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ
Участвует в общественно-полезной деятельности Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях
Ценностное отношение к природе, окружающей среде Имеет ценностную установку «Природа» Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ
Ценностное отношение к семье, старшему поколению Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей
Развитое социальное партнерство Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся
В результате реализации программы ожидается:
-развитие творческих способностей;
-осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
-доброжелательный;
-порядочный;
-самодисциплинированный;
-уверенный;
-терпимый (толерантный);
-самостоятельный;
-ответственный;
-целеустремленный (особенно к знаниям);
-внимательный к сверстникам;
-аккуратный;
-уважительный;
-любящий;
-интеллектуальный;
-здоровый;
-общительный;
-любознательный;
-сопереживающий;
-воспитанный;
-трудолюбивый;
-открытый;
-активный;
-коммуникабельный;
-социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
Планируемые результаты реализации программыВ составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.Личностные включают в себя: - развитие интереса;- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;- формирование желаний выполнять действия;- использование фантазии, воображения при выполнении задания.Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.Метапредметные включают в себя:регулятивные- введение правил;- разный вид деятельности;- раучивание игр.Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.познавательные- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;- формирование знаний о современных профессиях;- формирование знаний об истории города, поселка.Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи города, школы, к памятникам города, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.коммуникативные- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;- формирование умения слушать и вступать в диалог;- формирование умения в постановке вопросов;- умение строить устный рассказ;- формирование умений работать в парах, малых группах.Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни города, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка. Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50
1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в музей, библиотеку.
4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42
1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак-
тика Дата
План Факт
1. Праздник первого звонка. 1 1 2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. 1 1 3. Моя семья – моя радость. 1 1 4. Правила поведения в школе. Урок – игра. 1 1 5. Экскурсия по школьному саду. 1 1 6. Я, ты, мы. Игра. 1 1 7. Кто что любит делать. Конкурс викторина. 1 1 8. Мисс Осени. 1 1 9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. 1 1 10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? 1 1 11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. 1 1 12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. 1 1 13. История моего города. Экскурсия в музей 1 1 14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. 1 1 15. Законы жизни в классе. Урок – игра. 1 1 16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. 1 1 17. Фотографии из семейного альбома. Презентация. 1 1 18. Школа вежливости. Беседа. 1 1 19. Маленькая страна. Экологическая акция. 1 1 20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. 1 1 21. Они защищают Родину. Конкурс стихов. 1 1 22. Загляните в мамины глаза. Праздник. 1 1 23. Встречаем Масленицу. 1 1 24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. 1 1
25. Слушаем сказки моей бабушки. 1 1 26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. 1 1 27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. 1 1 28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. 1 1 29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. 1 1 30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. 1 1 31. Десант чистоты и порядка. 1 1 32. Самый красивый школьный двор. Акция. 1 1 33. С чего начинается Родина? КВН 1 1 35-38.Поход по родному краю 4 4 2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак-
тика Дата
План Факт
1. Урок Мира. 1 1 2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). 1 1 3. Обязанности ученика в школе. Беседа. 1 1 4. Осень в родном городе. Фотоконкурс. 1 1 5. Подумай о других. Беседа с элементами игры. 1 1 6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием. 1 1 7. Родной край в древности. Экскурсия в музей. 1 1 8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. 1 1 9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. 1 1 10. Мой портфель. Игра – экспромт. 1 1 11. Моя любимая мамочка. Презентация. 1 1 12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) 1 1 13. Мой любимый город. Беседа. 1 1 14. Наш город. Конкурс визиток. 1 1 15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. 1
1 16. Самый уютный класс. Конкурс. 1 1 17. Экология нашего города. Беседа. 1 1 18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. 1 1 19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. 1 1 20. Мы и наши права. Урок – игра. 1 1 21. Игры на развитие произвольных процессов. 1 1 22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. 1 1 23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. 1 1 24. По каким правилам мы живем в школе? Игра. 1 1 25. Широкая Масленица. Игра. 1 1 26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. 1 1 27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. 1 1 28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. 1 1 29. День птиц. Выставка рисунков. 1 1 30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. 1 1
31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. 1 1 32. Открытка ветерану. Акция. 1 1 33. Десант чистоты и порядка. 1 1 34. Знай и люби свой край. Викторина. 1 1 35-38.Поход по родному краю 4 4 3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч
Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак-
тика
1. Урок милосердия и доброты. 1 1
2. Знакомства с символами Российского государства. 1 1
3. Мой класс – моя семья. Беседа. 1 1
4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. 1 1
5. Ты и твои друзья. Игра. 1 1
6. В гостях у предков. Сказочный марафон. 1 1
7. Откуда я родом. Архивные раскопки. 1 1
8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. 1 1
9. Осень в родном городе. Фотоконкурс. 1 1
10. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. 1 1
11. Вежливая улица. Викторина. 1 1
12. Каков я в школе? Анкетирование. 1 1
13. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. 1 1
14. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. 1
1
15. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. 1 1
16. Сценки из школьной жизни. 1 1
17.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке. 1 1
18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. 1 1
19. Мои любимые книги. Выставка книг. 1 1
20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. 1 1
21. Почему меня так назвали. Презентация. 1 1
22. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. 1 1
23. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. 1 1
24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. 1 1
25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. 1 1
26. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. 1 1
27. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. 1 1
28. По каким правилам мы живем. Игра. 1 1
29. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. 1 1
30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. 1 1
31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. 1 1
32. Новогодняя сказка. Праздник. 1 1
33. Флаги России. Беседа с творческим заданием. 1 1
34. Кто что любит и умеет делать. Викторина. 1 1
35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. 1 1
36. Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма. 1 1
37. Чем живет планета Земля? КВН 1 1
38. Наша республика. Интеллектуальная игра. 1 1
39. Мастерская по изготовлению сувениров. 1 1
40. Операция «Сувенир». 1 1
41. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. 1 1
42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. 1 1
43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. 1 1
44. Честь имею. Игровая программа. 1 1
45. Мой папа – мастер на все руки. Презентация. 1 1
46. Мамины помощники. Ролевая игра. 1 1
47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. 1 1
48. Народный лечебник. Бабушкины советы. 1 1
49. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок. 1 1
50. Быть человеком. Дискуссия. 1 1
51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. 1 1
52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум. 1 1
53. Музыкальная азбука. Викторина. 1 1
54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. 1 1
55. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс. 1 1
56. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол. 1 1
57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. 1 1
58. День птиц. Викторина. 1 1
59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. 1 1
60. Дети войны. Литературное чтение. 1 1
61. История страны в названиях улиц. Презентация. 1 1
62. История Отечества. Аукцион знаний. 1 1
63. Вам, защитники Отечества! Акция. 1 1
64. Встреча с местными поэтами. 1 1
65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. 1 1
66. Сад на окошке. Акция. 1 1
67. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. 1 1
68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН 1 1
4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак-
тика
1. Поговорим о толерантности. 1 1
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием 1 1
3. Символика России. 1 1
4. Символы нашего края. 1 1
5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. 1 1
6. Моя семья. Мини – проект. 1 1
7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. 1 1
8. Десант чистоты и порядка. 1 1
9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры. 1 1
10. Я и мой класс. Конкурс рисунков. 1
1
11. Продолжаем изучать Школьный Устав. 1 1
12. Игры с младшим братом (сестрой). 1 1
13. Правила жизни. Беседа с элементами игры. 1 1
14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». 1 1
15. Тест «Познай себя». 1 1
16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. 1 1
17. От вершины к корням. Из истории появления законов. 1
1

18. Государственный праздник – День Согласия и примирения. 1
1

19. День пожилого человека. Акция «Доброта души». 1 1
20. Песни бабушек. Конкурс песен. 1 1
21. Правила счастливого человека. Психологический практикум 22. Откуда я родом. Презентация. 1 1
23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут. 1 1
24. Мой город. Конкурс сочинений. 1 1
25. Путешествие в страну Законию. Викторина. 1 1
26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. 1
1

27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры. 1 1
28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа. 1 1
29. Я и моя семья. Фотовыставка. 1
1
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. 1 1
31. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие. 1 1
32. Новый год шагает по планете. Презентация. 1 1
33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. 1 1
34. Самое сильное звено. Игровая программа. 1 1
35. Панорама добрых дел. 1 1
36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. 1 1
37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. 1 1
38. Наша домашняя коллекция. Презентация. 1 1
39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение. 1 1
40. Забота о родителях – дело совести каждого. 1 1
41. Природа в поэзии. Конкурс стихов. 1 1
42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу. 1 1
43. Герои России. Сообщения учащихся. 1 1
45. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. 1 1
46. Образ русской женщины. Беседа – диалог. 1 1
47. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут. 1 1
48. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра. 1
1
49. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием. 1
1

50. Знаешь ли ты страны мира? Викторина. 1 1
51. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. 1 1
52. Семь чудес света. Просмотр видеоролика. 1 1
53. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. 1 1
54. Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма. 1 1
55. Геральдика – наука о гербах. Беседа. 1 1
56. Я - житель планеты Земля. Круглый стол. 1 1
57. Берегите природу. Конкурс экологических сказок. 1 1
58.Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества. 1 1
59. Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. 1 1
60. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. 1
1

61. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. 1
1
62. Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. 1
1
63. Города – герои. Оформление альбома. 1 1
64. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. 1 1
65. Школьный двор. Защита проекта. 1 1
66. Школьный двор. Акция. 1 1
67. Мы – россияне. Анкетирование. 1 1
68. Я – гражданин России. Игра – викторина. 1 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.