Статья «Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов по духовно-нравственному направлению в условиях реализации ФГОС II поколения»


«Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов по духовно-нравственному направлению в условиях реализации ФГОС II поколения»
Шумская Ольга Владимировна,
Заместитель директора по ВР
МОУ «Должанская средняя
общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза
А.А.Дементьева»
В настоящее время важнейшей задачей государства и общества в целом является обеспечение всеобщей доступности качественного образования. Новые условия не могли не повлиять на содержание образования. Если раньше главной целью с позиции социального заказа была реализация в большей степени образовательных программ, то сейчас главное - формирование устойчивой нравственной позиции учащихся. Всё это требует новых подходов к организации школы как инновационного пространства. Одним из основных инструментов, улучшающих его доступность, определено внедрение современных образовательных технологий.
Инновационный подход в современной педагогике направлен на мобилизацию потенциала самоорганизации детей. Из ведомого обучаемый превращается в инициативного партнера, вступающего в диалог. При этом осознающего себя в качестве действующей силы, способной к творчеству.
Духовно-нравственное обучение школьников подразумевает не только получение знаний по отдельному предмету, но и развитие сознания ребенка во взаимодействии с социумом на основе нравственных ценностей.
Особенно важным считаю приобщение школьников к созданию собственных творческих работ, погружение в процесс творческой деятельности.
Достаточно эффективной и действенной для развития творческой деятельности школьников является проектная технология.
В основе проектной технологии лежит развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать различные знания, творчески подходить к работе. Проектная технология всегда направлена на самостоятельную творческую работу школьников (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этого время (от нескольких минут урока до нескольких недель).
Процесс активизации любой учебной деятельности сам по себе не возникает, он является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации необходимых педагогических условий. К таким условиям мы относим, прежде всего,  разработку и реализацию организационно-педагогической модели  активизации проектно-исследовательской деятельности школьников и педагогов. При этом модель мы рассматриваем как образец, как стандарт организации педагогического процесса обучения в интеграции с воспитанием.
Наша модель включает в себя следующие основные компоненты: проектный, исследовательский и проектно-исследовательский.
В проектном компоненте выделяем в качестве цели – формирование когнитивной (познавательной) базы проектной деятельности, которая, опираясь на принципы, нормы и правила проектирования, позволяет организовать деятельность учащихся  от идеи до ее практического воплощения.
Определяющим моментом  для исследовательского компонента является организация самостоятельной деятельности школьников по вычленению, сопоставлению и комбинированию различных способов решения учебно-творческих задач.
Целью же  проектно-исследовательского компонента является интеграция  результатов,  полученных в структуре исследовательского компонента, в процесс, реализуемый в структуре проектного компонента. Эта интеграция производится посредством мысленного и практического комбинирования различных технологий, знания о которых были получены в процессе самостоятельного исследования.
Для работы данной модели в школе созданы необходимые условия:
- компетентность педагогов в вопросах проектно-исследовательской деятельности,
- наличие необходимых материально-технических средств (ТСО, библиотека, Интернет-ресурсы).
Учащиеся на современном этапе образования - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Метод проектов, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблеме. Причем, тема творческого проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.
В Должанской средней общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза Дементьева А.А. в рамках проводимой опытно-экспериментальной работы по теме «Нравственное становление школьников на основе этнокультурного материала в условиях сельской среды» педагоги активно занимаются проектно-исследовательской деятельностью.
В школе функционирует три научных общества учащихся.
НОУ «Эврика» под руководством учителя биологии Шумской Р.И. и учителя химии Удовиной Т.А. занимается исследовательской деятельностью по вопросам экологии, растительного и животного мира нашей местности. К сотрудничеству привлечены вузовские преподаватели, которые дают необходимые консультации к руководству исследовательской работой учащихся.
Члены НОУ «Эврика» со своими исследовательскими проектами участвуют в различных районных и областных конкурсах и имеют неплохие результаты.
Так, в районном фестивале «Наука. Творчество. Развитие» в номинации «Ботаника и экология растений» исследовательская работа ученицы 9 класса Глущенко Марины «Накопление антиоксидантов в различных сортах столовой свеклы» заняла 1 место и приняла участие в региональном этапе фестиваля.
Работа ученицы 10 класса Локтионовой Алены «Исследование каратиноидов в перцах сортов современной селекции» была достойно представлена в 2012 году в региональном этапе фестиваля «Юность науки Центрального Черноземья».
В прошлом учебном году исследовательская работа «Использование хвои и древесины сосны для выращивания надземной части лука репчатого» заняла второе место в региональном этапе экологической акции «Живи, елка!».
Проект-эскиз атласа-путеводителя «По святым источникам родного края», выполненный Шумским Максимом, в 2012 году был отмечен дипломом 2 степени на региональном конкурсе ………………………..
Школьный театр моды «Эксклюзив» на протяжении последних лет является неоднократным победителем и призером районного и областного детского экологического форума «Зеленая Планета» в номинации «Современность и традиция», а в 2012 году проектная работа, объединяющая современный стиль в одежде и народные традиции, стала лауреатом X Международного детского экологического форума «Зеленая Планета 2012».
Второй год в школе действует научное объединение учащихся «Наследие», которое объединило детей, увлекающихся литературным краеведением (руководитель Крамаренко С.А.). Тема творчества, творческого мышления очень актуальна в данный момент. Как же развивать речь и мышление учащихся? Как пробудить желание творчества? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать любовь ко всему живому, воспитывать добро, отзывчивость, сострадание? В НОУ «Наследие» пытаются найти ответы на эти и многие другие вопросы, интересующие современных подростков. Приятно отметить, что в 2011 году языковой проект «Знай и люби русский язык и народные традиции» занял 3 место в региональном этапе VII Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами».
При выполнении проектов учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
Мы пытаемся сегодня нашим детям раскрыть нравственные основы национальной культуры, духовного богатства русского человека. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. И каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился. Именно краеведческая работа помогает развернуть активную поисково-исследовательскую деятельность, в ходе которой и происходит воспитание у школьников уважительного, бережного отношения к истории своего народа, готовности к защите своей Родины.
НОУ «Поиск» под руководством учителя истории Голосовой Л.Е. занимается исследовательской деятельностью по вопросам краеведения. Благодаря его работе пополняются экспозиции нашего школьного краеведческого музея.
Объектом научно-исследовательских работ является изучение рукописных материалов, основанных на реальных событиях, архивных документов о трудовом патриотизме земляков, воспоминаний старожилов села.
Уникальны материалы, собранные членами научного общества, о знаменитых земляках нашего села, создана большая медиатека «Герои- земляки». Большую ценность для духовно - нравственного и гражданско-патриотического воспитания представляют встречи с ветеранами войны и труда. Изучая трудовой подвиг земляков, ребята учатся оценивать свои поступки и поступки других людей.
Подросткам интересно все: как жили, как учились, чем увлекались, как трудились односельчане в разные годы. Они настолько увлекаются выбранной темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.
После выполнения проходит защита проектов: каждая из групп показывает результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится перерабатывать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе и прекрасно представляют свои труды.
С наиболее удачными работами ребята участвуют в различных районных и областных конкурсах проектов и исследовательских работ.
Так, исследовательская работа Удовиной Марины (10класс) на тему «История свадебного обряда моего края» заняла 2 место в районном конкурсе творческих работ.
В районном конкурсе исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество» Голосова Александра стала победителем и получила благодарственное письмо в региональном этапе конкурса.
Результатом работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся стало участие и победа школы в 2012 году в региональном этапе конкурса на соискание премии имени Н.Ф. Ватутина.
Любому человеку, ребенку присущи многоплановость и многослойность. Чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира маленького человека и определить особенности его психики, работу каждого педагога необходимо направить на выявление всех сторон и качеств ученика. Именно проектная и исследовательская деятельность предоставляют большие возможности для развития способностей разных по успешности учеников. А представленная структура модели проектно-исследовательской деятельности, взаимосвязи её компонентов является необходимым условием активизации проектно-исследовательской деятельности учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Древняя мудрость гласит: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда.