Конспект урока по истории искусств на тему Скульптура и архитектура Древнего Китая


Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- познакомить студентов с скульптурой и живописью Древнего Китая.
Задачи урока:
- развить познавательную активность;
- закрепить умение воспринимать новую информацию на слух.
Оборудование: презентация, телевизор.
Ход урока
Организационный момент
Главной целью этого урока – познакомиться с скульптурой и живописью Древнего Китая.
Изучение нового материала
2 слайд
Скульптура Древнего Китая, как и его искусство имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Ей свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях. Традиционализм — мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
3 слайд
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов.
4 слайд
История скульптуры древнего Китая начинается с периода развитого неолита и насчитывает больше семи тысячелетий. Это период династий Чжоу и Шан (Инь), а также культура империи Хань и Цинь.
5 слайд
Скульптура Китая представлена во многих древних скульптурных памятниках, которые говорят о высоком уровне творчества китайского народа. Пещерные монастыри возле Лояна, Бинлинсы и многих других мест, хорошо сохранили произведения высокоразвитого древнего изобразительного искусства: скульптуры и превосходную настенную живопись.
6 слайд
Самые старые скульптуры Древнего Китая были обнаружены при раскопках в северо-западной части страны. Там были найдены предметы «культуры Яншао» - древней неолитической культуры, резвившейся в бассейне р. Хуанхэ в 5-3 тыс. до н.э. Часто встречались глиняные сосуды, красочно расписанные сетками, спиралями и раковинами, являющиеся воплощением древних представлений о мире. К изобразительным мотивам Яншао относятся рисунки стилизированных природных объектов и стихий, воплощенных в орнаменте и формах сосудов.
7 слайд
Хуншаньская неолитическая культура оставила нам наследство из множества археологических находок. Например, древняя глиняная скульптура в виде головы (маски) божества, глаза которой были инкрустированы нефритом. Черная керамика китайской культуры Луншань отличается красотой форм, она была открыта в поселениях провинции Шаньдун и датируется третьим тысячелетием до н. э.
Там же найдены остатки архитектурных форм с древними скульптурами, бронзовыми сосудами и изделиями из кости и камня. Сосуды из бронзы в Древнем Китае украшались золотом, инкрустировались малахитом и бирюзой.
8 слайд
Особый вызывает интерес сосуд для вина типа цзюэ, так как он является пока что самым древним из комплекта традиционных ритуальных сосудов, которые принадлежат к классическим образцам бронзовых изделий Древнего Китая.
9 слайд
Уникальными находками Саньсиндуя являются скульптурные маски-личины из золота и бронзы, а также золотой жезл, на котором изображены человеческие головы, вероятно представляющий собой символ власти. Сенсацией являются находки сотен образцов литых изделий из бронзы, в том числе скульптур людей в натуральную величину и древние скульптуры крупных габаритов, изображающие человеческие головы в разнообразных головных уборах.
10 слайд
Относительно времени зарождения живописи существуют разночтения. Сама традиция приписывает создание китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (344—406 гг.), Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы, живших с IV-го по VIII века нашей эры. В результате археологических исследований, сегодняшние учёные отодвигают рождение китайской живописи на 1000 лет раньше, в эпоху сражающихся царств Чжань Го.
11 слайд
Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая, что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца». Традиционную китайскую живопись обычно называют «гохуа».
12 слайд
Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи: (представлены на слайде).
13 слайд
В эпоху Тан и Сун создаются самые известные произведения китайской живописи. Появляются мастера: (представлены на слайде).
14 слайд
Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов — «люфа»:
Шэньцы — одухотворённость,
Тяньцюй — естественность,
Гоуту — композиция живописного произведения,
Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения,
Мосе — следование традиции, памятникам древности,
Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.
Они составят идейный костяк, вокруг которого китайская живопись будет развиваться последующие столетия.
15 слайд
Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков-горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон.
Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка.
Практическая работа
Просмотр документального фильма и анализ.
Домашнее задание
Учить лекцию.