Практическое использование ИКТ в начальной школ, как один из путей реализации ФГОС


Тема « Практическое использование ИКТ в начальной школ, как один из путей реализации ФГОС»

Повестка: «Опыт использования ИКТ учителями начальных классов» ( использование во 2- классе интерактивной доски по предмету «Окружающий мир»).

Участник в районном МО: Пестова С.А., учитель начальных классов.

Актуальность данной темы очевидна. Без использования современных информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
С опорой на ИКТ легче формируются универсальные учебные действия и стоящие за ними компетенции. Использование ИКТ помогает учащимся быстрее и легче научиться собирать факты, их сопоставлять, организовывать; выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь; открывать что-то новое; делать выбор и принимать решения; общаться и договариваться, организовывать свою учебную деятельность. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
.При этом, в Стандарте речь идет не о любом использовании ИКТ на уроке, а, во-первых, о педагогически оправданном и целесообразном (в целях обучения и развития учащихся) и, во-вторых, об использовании ИКТ самими учащимися.
При этом под ИКТ понимается не только компьютер, но и устройства для ввода и записи информации (фотокамера мобильного телефона, диктофон, сканер и др.), электронные приборы и датчики, интерактивная доска, специализированное программное обеспечение и электронные ресурсы, средства коммуникации и поисковые сервисы, Интернет и пр.
При подготовке к уроку продумываю, насколько оправданным является применение ПК. Всегда помню, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.
Таким образом, положительные возможности ЦОР налицо!
- Дает возможности для профессионального роста;
- Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
- Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
- Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
- Повышение уровня использования наглядности на уроке;
- Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
- Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; самоутверждение, самореализация.

Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов:

-Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать.)
- Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.
- Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями
- Управление с помощью системы кнопок.
- Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение.
- Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ).
- Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для контроля).
- Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять)

На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР и интерактивной доски в начальной школе способствует качеству усвоения материала.
Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных.
За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета.
С целью сохранности здоровья детей, стараюсь соблюдать нормы работы с интерактивной доской: непрерывная деятельность занятий у второклассников не превышает
15 минут.

С целью обобщения и закрепления знаний по теме «Живая и неживая природа», полученных в 1-м классе по предмету «Окружающий мир», во 2-м классе использую ЦОР и интерактивную доску.

Прилагаю фрагменты заданий к уроку по теме «Что тебя окружает» (вводный урок).



Учитель:

-Рассмотрите объекты природы. По какому главному признаку их можно распределить на интерактивной доске?
Ответы учащихся:
-объекты, относящиеся к неживой природе;
-объекты, относящиеся к живой природе;
-объекты (изделия) , созданные человеком.
Учитель:
- Подумай, форма каких предметов похожа на форму Земли? Помести картинки с этими предметами в пустые рамки.
Выполняя задания, учащиеся овладевают способностью применять для решения учебных и практических задач умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства).


Учитель:
- Какой объект природы здесь лишний? Щелкните мышкой по картинке.
Ответы учащихся:
- Скамейка - объект природы, созданный руками человека, поэтому картинка лишняя.
Учитель:
-Докажите, что предметы на картинке могу быть объединены общим названием.
Ученик:
- Камни, солнце, вода, снег – неживая природа.
Учитель:
- Раскрасьте рамку картинки в синий цвет (живая природа) и черный цвет (неживая природа).

Выполняя задания, учащиеся овладевают способами получения, анализа и обработки информации. Идет формирование целостного восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным предметам.





.
Выполняя задания, учащиеся овладевают методами классификации, моделирования, описания, рассуждения.

Использование ЦОР и интерактивной доски, формирует у детей культуру творческого общения, стимулирует экспериментально-исследовательскую деятельность, вносит в обучение высокий уровень мотивации к познанию.

Использую ЦОР и интерактивную доску на уроке «Природоведение» во 2-м классе
по темам «Солнечная система» (урок вхождения в новую тему) и «Глобус-модель Земли» (урок вхождения в новую тему)




Фрагмент урока по теме «Солнечная система»

Закрепление изученного материала.

Учитель:
- Расставь планеты Солнечной системы по своим орбитам.

Выполняя задания, учащиеся овладевают способностью применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции( сравнение, обобщение, анализ, описание.)










Фрагмент урока по теме «Глобус- модель Земли».
Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Учитель:
- Правильно раскрасить полушария Земли.
Обобщение.
Учитель:
- Чего больше на Земле – суши или воды?
- Прочитайте и запомните названия материков.


Фрагмент урока по теме «Глобус- модель Земли».
Обобщение изученного материала.
Практическая работа.
Учитель:
- Переместите мышкой названия изображений на глобусе на свои места.
Практическая работа позволяет закрепить представления о глобусе как о модели Земли, расширяет возможность находить географические объекты на глобусе.

Считаю, что разумное и целенаправленное использование работы с интерактивной доской, как правило, помогает «включить» детей в учебную деятельность, способствует росту их заинтересованности в выполнении заданий, позволяет интенсифицировать учебный процесс без перегрузки.

Сайт: единая коллекция цифровых и образовательных ресурсов. 2 класс. Предмет-Окружающий мир. Инновационный учебный материал.Образовательный ресурс «На-чальная школа» Разделы: Окружающий мир. Живая природа. Окружающий мир. Неживая природа.


Заголовок 315