Опыт формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью через интегрированные уроки


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Кузнецкий многопрофильный колледж»
Автореферат
Тема: Опыт формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью через интегрированные уроки

Выполнил:
Скардова Оксана
Николаевна

2016
Содержание
Введение 3
1.Урок – основная форма организации физического воспитания 3
2.Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей 4
3.Интегрированный урок как средство повышения интереса к занятиям физической культурой (из опыта работы) 5
Заключение 7
Литература
Приложение
Введение
Ни для кого не секрет, что современная система среднего образования нуждается сегодня в существенных изменениях. Связанно это с различными факторами, среди которых - перестройка с социально – экономических отношений, развитие информационных технологий, выдвижение на первый план общечеловеческих категорий нравственности. Все это вызывает потребность в обновлении не только содержания образования, но и самого подхода к учебному процессу. Интегративный подход к обучению – один из современных эффективных методов образования. Важной задачей повышения качества обучения в системе профессионального образования является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволяют обеспечить его максимальную эффективность.
Общеизвестно, что состояние здоровья школьников с каждым годом ухудшается. Причины разные есть и такие нежелание посещать уроки физической культуры, заниматься спортом, осуществлять самоконтроль за своим здоровьем.
Мы считаем, что на уроках интегрированного характера обучающийся может стать активным участником образовательного процесса, непривычный ход урока побуждает его интерес, значительно повышается мотивация к обучению.
Объект: урок физической культуры в школе.
Предмет: интегрированный урок, как средство повышения интереса к занятиям физической культурой
Цель: Изучить особенности проведения интегрированных уроков, с целью повышения интереса к занятиям физической культурой.
Задачи:
-Изучить структуру, принципы, критерии эффективности интегрированного урока;
-Способствовать формированию осознанного отношения к физической культуре через межпредметные связи.
-Воспитывать потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями
Гипотеза: уроки интегрированного характера повышают мотивацию к обучению, интерес к занятиям физической культуры и ценностному отношению к своему здоровью
Методы: изучение и анализ литературных источников, тестирование, беседа, наблюдение и анализ педагогической деятельности преподавателей на уроках физкультуры, составление и проведение интегрированных уроков.
1.Урок – основная форма организации физического воспитания
Урок – является основной формой организации физического воспитания по следующим причинам: урок физической культуры является такой формой занятий, которая охватывает в обязательном порядке всех учащихся группы; урок проводится с определенным постоянным составом учащихся ;урок физической культуры проводится по твердому расписанию в определенные дни, часы, недели, в течение определенного количества времени; уроки в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и, следовательно, составляет основу для разностороннего физического воспитания учащихся; правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимся различных заданий урока, которые выполняются самостоятельно или в секциях, отрядах; на уроках учащиеся знакомятся с материалом, используемым при проведении гимнастики до занятий, перемен и физкультурных минуток; из кратких бесед учителя на уроке учащихся узнают значение физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов, знакомятся с новыми для них видами физических упражнении и играми. У детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту, играм; физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроке физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение, и применяется в повседневной жизни и быту.
Всему этому обучающиеся учатся, прежде всего, на уроках физической культуры.2.Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей
.Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Её нынешний этап характерен как эмпирической направленностью - разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать обучающимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, подкрепление мотивации обучения. Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность. Межпредметные связи выступают как средство развития тематических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к процессу познания. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор обучающихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
-Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
3.Интегрированный урок как средство повышения интереса к занятиям физической культурой (из опыта работы).
Что поспособствовало тому, что в своей педагогической деятельности мы практикуем активное проведение интегрированных уроков
Совместно со студентами периодически наблюдаем проведение уроков физкультуры в школе, проводим анкетирование с учащимися, студентами других специальностей, с целью выявления интереса к занятиям физической культуры, проводим беседы с учителями, тренерами родителями (Приложение 1).
Результаты не всегда можно назвать удовлетворительными: не все ребята любят заниматься физической культурой, многие считают, что достаточно утренней гимнастики. Учителя мало уделяют времени на уроках практического характера для объяснения того, как важно правильно дышать, какая группа мышц задействована в упражнении и почему именно ее нужно тренировать, что такое пульсометрия и т.д.
Мы задались целью, объединить знания из разных предметов, направленных на решение гармоничного развития личности сочетающих в себе методы различных наук, имеющих практическую направленность.
В педагогической деятельности планируем и проводим серию уроков интегрированного характера. Уроки физической культуры несут в себе информацию по анатомии, физиологии, гигиене, физике, химии, биологии и т.д. В процессе которых, решаются такие задачи как: формирование осознанного отношения к физической культуре через межпредметные связи.
Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями и знаниями с других областей.
Относительно предмета «необходимые» межпредметные связи разделили на: межпредметные связи «как цель» (предшествующие) и межпредметные связи «как результат» (перспективные). Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным. Реализация межпредметных связей «как результат» необходима для обеспечения преподавания другого предмета, но при этом и они способствуют более глубокому изучению рассматриваемого предмета. При изучении вопросов, мы включаем разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройств передачи информации и др.).
Так, например межпредметная связь как цель можно предложить урок по физиологии, тема: «Зрительный анализатор», где учитель физкультуры на уроке физиологии объясняет роль зрения в сохранении равновесия и предлагает практический опыт (Приложение 2)
Межпредметные связи как результат такие уроки как, например урок по физической культуре в специальной медицинской группе, тема «Коррегирующие упражнения при нарушениях остроты зрения » (Приложение 3)
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
Например, урок баскетбола. Тема «Обучение двигательным действиям в баскетболе» (Приложение 4), где обучающиеся самостоятельно определяют, как меняются показатели работы сердца, под воздействием мышечной деятельности.
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, практические задания.
Интегрированными могут быть как уроки, так и занятия в специальной медицинской группе, внеклассная работа
Нами проводилось повторное анкетирование, беседа с учителями предметниками, анализ качества знаний по определенным предметам, уровень развития физических качеств, сравнительный анализ групп, которые работали в обычном режиме и группы, где активно включали в учебный процесс уроки интегрированного характера.
Как показали результаты исследования, правильно спланированные и грамотно проведенные интегрированные уроки: повышают интерес не только к урокам физической культуре, но и к другим предметам, значительно повышают мотивацию к обучению, совершенствуют навык самоконтроля за состоянием своего здоровья
Студенты нашего колледжа, отделения «Физическая культура» приветствуют такие уроки, они интересны им как будущим учителям физкультуры. Осуществляя педагогическую практику на базе МБОУ СОШ, студенты включают в план работы уроки интегрированного характера (Приложение 5) У школьников действительно возрастает интерес к урокам физической культуры, становится системой самоконтроль за своим здоровьем, активно начинают использовать в повседневной жизни все новое, интересное и полезное для здоровья (Приложение 6) Конспекты интегрированных уроков используют в педагогической деятельности как учителя предметники колледжа, школ города и района, так и студенты старших курсов на педагогической практике.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Способствует развитию научного стиля мышления; формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире.
Заключение
Учитель, в ходе своей профессиональной деятельности ставя цель, решает три основные задачи: обучающую, воспитательную, оздоровительную. Реализация этих задач требует от современного педагога личностных параметров: потребности и способности к разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, терпеливости и терпимости в отношениях с обучающимися, готовность принимать и поддерживать их.
Цель интегрированного урока может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов. Рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетающей в себе методы различных наук, имеющей практическую направленность.
Решая задачи интегрированных занятий по физической культуре, идет
формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре. Повышается уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств и способностей. Воспитываются потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Интеграция – необходимое условие современного учебного процесса. Подходите к педагогическому процессу творчески, и тогда урок будет интересным, насыщенным и качественным.
Литература
Безруких М.М. Решение проблем охраны здоровья школьников в рамках региональных программ "Образование и здоровье" // Ребенок и Север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания: Тез. докл. XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (17-20 апр. 2001 года, Мурманск) /Под общ. ред. Е.М. Лапицкой. Мурманск, 2001.
Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории // Теория и практика физ. культуры. М.,1996, № 5
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М., 2000.
Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2
"Мы". Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб.,Детство-пресс, 2000
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М., 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.
Светловская Н. Об интеграции как методическое явление и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - №5.
Телеева Е.В, Качалова Л.П., Качалов Д.В Педагогические технологии. – Шадринск, 2001
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.
Ятайкина А.А Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. М., 2001.№6