Исследовательская работа на тему: «Интегрированные уроки в преподавании технологии как средство познавательной активности учащихся начальных классов»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
«ЭЛИСТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ КАНУКОВА»

Допущена к защите
Зам. директор по НМР
____________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
«___________________»____ 20__г.



Дипломная работа
Тема: «И[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как средство познавательной активности учащихся начальных классов»



Студентки IV курса школьного отделения
очной формы обучения
специальность 050146/44.02.02
Преподавание в начальных классах
Репиной Алины Сергеевны

Научный руководитель: Шараева О.Н.
Рецензент: Бербенцева М.Б.








Элиста 2015



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников..5
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения..5
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе......11
Вывод по главе...20
ГЛАВА 2. Методика проведения интегрированных уроков технологии в начальной школе....22
2.1. Использование элементов интеграции на уроках технологии.22
2.2 Анализ методических рекомендаций по организации интегрированных уроков технологии. .....28
Выводы по главе...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....37
ПРИЛОЖЕНИЕ..40









Введение
Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая и обучая, должна отвечать требованиям времени.
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
Решающее значение в развитии ребенка принадлежит занятиям, способствующим обучению усвоения знаний, формированию умений и навыков, предусмотренных программой обучения в начальной школе.
В начальной школе закладывается фундамент для последующих этапов образования. Перед ней стоят предельно точные образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. Подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников, способствуя приобретению глубоких и прочных знаний.
В связи с этим, одной из основных проблемой в наше время остается проблема интеграции. При этом основой интеграции знаний является системный подход.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.
Актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
Объект исследования - уроки технологии в начальных классах в условиях интеграции.
Предмет исследования - использование элементов интеграции на уроках технологии в начальных классах.
Цель исследования: выявить влияние интегрированных уроков технологии на качество знаний младших школьников.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью теоретического исследования данной проблемы;
2) Выявить особенности проведения интегрированных уроков;
3) Изучить наиболее рациональные сочетания различных учебных предметов в одном уроке;
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- изучение и анализ результатов работы учащихся.





Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого системного "монолита знаний" [4, с. 337].
В условиях стремительного развития общества наука прочно входит во все сферы жизни. Системный подход как методологическая концепция в качестве своей философской основы базируется на принципе системности.
Методологической основой системного подхода является принцип взаимосвязи. Термин "система" используется в научной литературе в разных значениях и имеет более сорока определений этого понятия, рассматриваемых разными авторами. Они раскрывают различные точки зрения на саму сущность системного подхода, даются определения основным понятиям (система, целостность, организация, структура, связь, отношение, упорядоченность, функция, направленность), объясняется взаимосвязь между данными понятиями [5, с. 441].
При описании внутреннего строения системных объектов используют понятия "связь", "отношение", "элемент", "среда", "целостность", "структура", "организация", которые наполняют смыслом решение системных задач. Не менее важна и другая сторона системы - её функционирование. В этом случае выделяются такие понятия, как "устойчивость", "равновесие", "регулирование", "обратная связь". При характеристике отношений необходимо учитывать процессы развития системных объектов, обозначаемых такими понятиями, как "эволюция", "становление" [6, с. 48].
Методологические функции системного подхода разработаны в работах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Л.А. Петрушенко, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина.
С позиции системного подхода следует выделять такие формы интеграции, как множество (совокупность), сложность, или комплексность, упорядоченность, организацию и систему.
Интеграция наук, прежде всего естественных и общественных, не может быть представлена в виде простого соединения в одно целое разных дисциплин.
Системный подход позволяет осуществлять процесс обучения в соответствии с такими дидактическими принципами, как взаимосвязь и развитие мира.
Г.Д. Кириллова отмечает внимание и потребность к системному подходу тем, что: свойство внутренней целостности системы ведёт к возникновению качеств; закон, лежащий в основе взаимосвязи элементов, объясняет её упорядоченность, организацию, структуру, их относительную устойчивость; взаимосвязь элементов и свойственные или структурные зависимости обнаруживают развитие, "поведение" системы [22, с. 94].
Названные особенности системного подхода необходимы в раскрытии любого диалектического процесса. Они соответствуют и природе обучения в школе.
При анализе процесса обучения, его основных компонентов: цели, содержания, методов обучения, организационных форм, функций - обучающей, воспитывающей, и развивающей - необходимо рассматривать их не сами по себе, а путем изучения свойственных им закономерных зависимостей. Это даёт возможность выявить механизмы этого развития.
Возникает возможность изучать не проблему многообразия методов и приёмов обучения, а рассматривать применение методов и приемов, соответствующих разным целям, особенностям содержания, уровню подготовленности учащихся.
Понятие "интеграция" прочно заняло своё место в ряду других педагогических терминов. Дословно латинское «integratio» - восстановление, восполнение. Ведущие педагоги, считают, что это процесс объединения каких-либо частей в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны [5, с.441].
Интеграция и системный подход к познанию мира во многом схожи. Интеграция - это процесс или действия, имеющие своим результатом целостность.
Целостность - это способ внутренней, органичной взаимосвязи составных, которые функционируют как элементы единой системы. Такая целостная взаимосвязь создает синергетический эффект (греч. «synergeia» - сотрудничество, содружество). [10, с. 8]
Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое разрозненных частей. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему.
Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится интеграция.
Одной из фундаментальных задач школы является формирование у учащихся целостного взгляда на мир как единое, взаимосвязанное целое. В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношение к миру: "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек".
Объектами интеграции могут быть виды знаний, системы научных понятий, законы, теории, ведущие идеи, системы действий (методы науки), модели объективных процессов и явлений жизни.
Проблема "как интегрировать?" способствует накапливанию опыта подготовки и проведения интегрированных уроков.
И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств. Процессы интеграции знаний неразрывно связаны с их дифференциацией [22, с. 94].
Дифференциация имеет своим результатом вычленение отдельных сторон явлений с целью их углубленного анализа. Процесс интеграции направлен на воссоздание целостной структуры изучаемого явления, на установление внутренних связей между аналитически выделенными его сторонами. Чем глубже предшествующий анализ и дифференциация, тем богаче и содержательнее интегрированные процессы.
В настоящее время происходит стихийное обновление системы уроков в начальном образовании, как по линии наполнения их новым содержанием обучения, так и по структурным компонентам.
На уровне начальной школы недостатки образования часто являются следствием неуспеваемости, их устранению в некоторой мере помогает обучение в сочетании с социальными мерами. В большей степени этому способствует как можно более раннее выявление способностей и склонностей ребёнка и ориентация обучения на его интересы.
Отсюда вытекают основные требования к обновлению школы.
Содержание, формы, методы обучения, стиль работы учителя должны быть перестроены в соответствии с идеями гуманизма и демократизации общества. Это касается и изменения стиля общения учителей и детей. Массовое развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте возможно при условии реализации в процессе обучения не только информационной (знания, умения, навыки), но и развивающей функции научного знания (обучение), связанной с развитием мышления ребенка.
Приоритетами младшего школьного возраста являются следующие:
1) образовательный, то есть обучение, приобщение ребенка к процессу осознанного усвоения знаний (определенной суммы) о человеке, природе, обществе;
2) развивающий, то есть формирование у него важнейших новообразований и умение учиться;
3) воспитательный, главный приоритет, то есть формирование у ребёнка важнейших положительных личностных качеств и свойств характера, нравственности, мировоззрения, коммуникативности.
Каждый из этих трёх приоритетов даёт возможность не только оценивать разные системы начального обучения, но и рассматривать новые проекты.
Введение новых учебных интегрированных занятий возможно только за счёт тех, которые как раз и являются для начального обучения базовыми.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в начальном звене находится в прямой зависимости от профессиональной подготовки учителя. Учитель должен побуждать учащихся к общению, обладать мастерством преподавания. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и у учащихся проявляется внутренне стремление к учению.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеет используемые учителем методические приемы при проведении интегрированных уроков: демонстрация наглядных пособий, использование художественной литературы, музыкальных произведений, технических средств обучения, привлечение в процесс изложения нового материала, ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умением учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных связей, явлений природы, развитии науки и техники . [9, с.160]
В этом смысле нельзя забывать слова Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное учение, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание учиться [4, с. 337].
Учет возрастных особенностей учащихся, стиля общения, становится залогом улучшения эффективности работы педагога. Учитель продумывает организацию учебной деятельности школьников на интегрированных уроках: сосредоточивает внимание на главных ведущих идеях, преподносит материал в занимательной, интересной форме, организует их творческий поиск познавательной деятельности, учитывая особенности младших школьников.
Идея интеграции в обучении стала предметом обсуждения образования в связи с дифференциацией и индивидуализацией обучения.
По существу, интеграция обучения имеет целью заложить целостные представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Школьнику важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта.
Школа, по мысли Я.А. Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должна способствовать учебная программа, курсы, формы и методы обучения.
Начальная школа должна учить не только чтению, письму и счёту, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей [21, с. 528].
Из всего анализа различных точек зрения дидактов, психологов можно выделить следующие положительные моменты в проведении интегрированных уроков:
а) эти уроки позволяют преподнести учебный материал более глубже, показав его с различных сторон (литературы, музыки, изобразительного искусства).
б) такие уроки способствуют прочному овладению знаний, повышению интеллекта детей.
в) дают возможность более эффективно провести закрепление, обобщение знаний.
г) широко решают воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса.

1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе

Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского [12, с.144].
Интегрированный урок можно характеризовать по следующим признакам:
- наличие основания для интеграции (проблема, теория, метод или объект изучения);
- интегрированный подход к отбору содержания образования: знаний, умений, ценностных ориентаций на основе разных форм постижения действительности;
- выбор адекватной формы проведения урока, обеспечивающей развитие разных сфер личности школьников.
Н.С. Светловская под интеграцией понимает "процесс создания нового ценного на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметов, видах деятельности), затем приспособление этих элементов и частей в не существовавший ранее монолит особого качества". Важным условием интеграции является построение материала на основе подчинения единой цели и функции в ряде предметов, в методике. Предпочтительнее проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей [22, с. 94].
Понятие "интеграция" Л.Н.Бахарева, раскрывает как "процесс сближения и связи наук". Этот процесс представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция не отрицает предметной системы обучения. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами.
Ю.М.Колягин считает, что применительно к системе обучения понятие "интеграция" может принимать два значения:
1) как цель обучения она должна дать ученику те знания, которые могут научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, где все элементы взаимосвязаны.
2) как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.
Интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений.
На современном этапе различают три формы интеграции: полную, частичную и блоковую.
Полная форма - слияние учебного материала в едином курсе.
Частичная форма - слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав.
Блоковая форма - построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы.
Целесообразнее осуществление интеграции начинать с блоковой, рассчитанной на четверть, полугодие или год.
А.Я.Данилюк считает, что интеграция представляется как инновационный прием, способный решить многие из проблем образования.
Интеграция в сфере воспитания и образования может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования.
Колягин Ю.М. считает, что в начальной школе интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.
Бахарева Л.Н. высказывает свое мнение, что в основе интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи [22, с. 94].
Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Они во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам относится интеллект ребенка. К негативным факторам относится ограниченное число учебных предметов, необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, письма и счета. Это требует предметного обучения.
Традиционный опыт обучения чтению и математике свидетельствует о широких интеграционных возможностях, которые можно еще и усилить. Однако не всякое объединение различных дисциплин становится интегрированным обучением.
Обучение должно быть направлено на межпредметную интеграцию знаний учащихся и способов их действия.
Учет личностных возможностей учителя и реальных потенциалов учащихся класса позволяет осуществить разнообразную вариацию интегрирования одного, двух, а иногда и трех учебных предметов.
Данный подход предусматривает интегрирование всех предметов, изучаемых в начальных классах, кроме уроков физической культуры. [23, с. 10]
Особое внимание в планировании уделено интеграции уроков русской грамоты в I классе.
Предусмотрено интегрирование уроков обучения грамоте с уроками музыки, изобразительного искусства. Уроки математики чаще всего объединяются с уроками труда и уроками познания мира.
Значительный объем занимают интегрированные уроки русского языка и чтения. Уроки познания мира, объединенные с уроками чтения, математики, музыки, труда, изобразительного искусства, позволяют формировать у младших школьников целостную научную картину мира, повышают познавательный интерес, способствуют развитию психических процессов учащихся.
Другой формой организации обучения на основе интеграции являются интегрированные дни. Это форма образовательного процесса, предполагающая на протяжении целого рабочего дня проведение в одном или нескольких классах серии уроков, раскрывающих общую идею или проблему.
Интеграция как принцип проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем разных уровней:
- создаются школы интегрированного типа (школы-гимназии, школы-лицеи);
- разрабатываются интегрированные образовательные программы;
- широко внедряются в практику интегрированные учебные курсы;
- практикуются интегрированные уроки и другие комплексные формы организации обучения (экскурсии, клубы, кружки);
- проводятся интегрированные блоки уроков по смежным предметам, обеспечивающие синтез знаний и умений, а также опережающие обучение;
- учебные планы школ нового типа нередко строятся по блочно-модульному принципу.
Итак, идет разносторонний поиск возможностей реализации интеграции в процессе обучения.
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Федорцом Г.Ф. Он означает, что за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины [22, с. 94].
За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой поведения на этот урок привлекаются знания, результаты анализа понятий с точки зрения других наук, других учебных предметов.
Например, группы понятий "зима", "мороз", "стужа", "вьюга" рассматривается на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства, но интегрированным будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах. Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой поведения, хотя более творческим, раскрепощенным.
В методике обучения термин "интеграция" - это наука о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного процесса, предмета и их совокупностью.
Понятие "интеграция" - это создание у школьников целостного представления о мире, окружающем их, с одной стороны, и нахождения возможности для сближения межпредметных знаний, с другой. В связи с этим актуальной и перспективной явилась мысль К.Д.Ушинского о связи между предметами.[16, с. 17]
Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер: "немного обо всем". Дети получают все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. С помощью интегрированных уроков появляются большие возможности развивать у ребенка интеллект, которые в традиционном обучении используется недостаточно.
Чтение, как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит арифметический, геометрический и алгебраический материал. Такая интеграция не мешает формированию навыков, но является их гарантом.
Профессором В.А.Разумным был предложен самый перспективный курс в интеграции. Его смысл состоит в том, что каждый учебный предмет в рамках своего собственного содержания объективно содержит возможности для комплексного воздействия на личность ученика. Автор выделяет три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и вера.
Прежде чем объединить два предмета нужно глубоко предварительно их анализировать. Так, методистами, докторами педагогических наук С.И.Волковой и О.Л.Пчелкиной был разработан и предложен интегративный курс "Математика и конструирование". Это курс представляет собой интегрированную попытку объединить в единый предмет два разноплановых по способу овладения ими учебного предмета: математику, которая носит теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков, в которое носит практический характер. Изучение этого предмета предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся. Мыслительная деятельность и теоретические знания создают основу, базу для овладения курсом, а конструкторско-практическая деятельность в свою очередь обуславливает не только формирование конструкторских умений и навыков, но и развивает мышление, способствует актуализации и закреплению математических знаний, умений и навыков.
Курс "Математика и конструирование" предполагает усиление развития логического мышления и пространственных представлений, формирование элементов логического мышления.
Одна из важнейших задач этого курса - формирование у школьников элементов конструирования, способностей в процессе изучения этого предмета за счет выполнения заданий и практических работ.[3, с.318]
Предложенный подход к проблеме интеграции обучении требует детализации.
Рассмотрим основные положения методики интегрированного урока:
1. Четкое определение цели проведения интегрированных уроков и задач, заданные с позиции интегрирования.
2. Пересмотр содержания изучаемого материала.
Для проведения интегрированных уроков необходимо:
а) проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам;
б) выявить одинаковые темы;
в) объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.
При отборе материала для интегрированного урока учителю следует руководствоваться тем, что содержание разных предметов, объединенных в одной теме, - не простая сумма знаний. Необходимо помнить, что входящие в нее компоненты функционируют как подсистемы, обеспечивающие единое целое в данной системе.
В местах взаимодействия содержания учебных предметов (на их пересечении) возникает поле взаимодействия и активные точки, которые могут обеспечить переход на качественно новый уровень функционирования интегрированного урока как системы.
3. Учителю следует пересмотреть методы и средства обучения, формы организации учебной деятельности школьников, поскольку интегрирование знаний предполагает детальную проработку всех единиц учебного материала, входящих в тему данного урока.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на уроке способствует созданию творческих ситуаций, которые поднимают систему на новый уровень интегрированных знаний. На интегрированном уроке происходит сочетание методов обучения разных учебных предметов, реализации которых помогают средства обучения.
Средствами обучения являются все приспособления и источники, помогающие учителю учить, а ученику учиться.
Интегрированный урок наряду с сочетанием методов и средств обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников на уроке, а именно: индивидуальной, групповой, фронтальной.
4. С позиции заданных целей интегрированного урока обозначаются его результаты:
- повышение уровня знаний по предмету;
- изменение интеллектуальной деятельности;
- развитие речи школьников, обусловленное взаимовлиянием разных учебных предметов;
- эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;
- рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющие отражение личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.[6, с. 48]
Методист Г.И. Модышевская раскрывает факторы, влияющие на эффект интегрированных уроков. В своих работах она выделяет уроки, которые более приемлемы для интеграции. При этом используются методы, способствующие осуществлению интегрированного подхода: беседа, экскурсии, словесное рисование, рисунки-пантомимы, репродукции мастеров живописи, фотоальбомы, грамзаписи.
Мнение ученых Н.Н. Светловской, К.М. Калягина, о том, что начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует поэтапно, постепенно разделяет и методист Н.И. Куденко. Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.
Л.В. Занков выражал эту мысль так: "Гармоничное, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек тянется сам к знаниям, к искусству". [20, с. 508]
Формирование у учащихся потребности в учении состоит в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий и стимулируют их стремление, активность к овладению знаниями.
Возникновение идеи интеграционного обучения определено прогрессом человеческого развития, повышением требований при воспитании подрастающего поколения. Науке необходимы дополнения и изменения, направленные на эффективность учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Современная педагогика реализует идею интеграции через поиск межпредметных связей и введения интеграционных курсов.
Итак, идет разносторонний поиск возможностей реализации интеграции в процессе обучения. Исходя из того, что нет однозначного понимания сущности интеграции, авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные варианты ее решения. Несмотря на отсутствие единого подхода к проблеме, процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.
Вывод
Итак, мы проанализировали сущность возникновения идеи интегрированного обучения в истории педагогической мысли, разработку решения проблемы интегрированных уроков психологами, современными методистами, раскрыли методические основы проведения интегрированных уроков и дали описание нетрадиционных форм. Из всего, что сказано в этой главе, следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.
Практика подтверждает, что наиболее распространенным приемом, дающим возможность подготовить урок математики с интегрированным содержанием является решение математических задач с экологическим сюжетом на основе краеведческого материала своего окружающего.
Решение таких задач пополняет знания учащихся интересными известиями об окружающем мире. При этом также развивается и совершенствуется их математический язык, внимание, память, умение не только вести диалог с одноклассниками, но и научиться выслушивать мнения других. Развиваются вычислительные умения и навыки, логическое мышление, воспитываются элементы основ экологической культуры [24, с. 78 ].
От учителя требуется тщательная отработка всех этапов урока, введение определённых наглядных пособий, чёткая формулировка вопросов исключающих односложные ответы, постановка конкретных заданий и анализ их выполнения и т.д.
Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины углубляет содержание урока, повышает его познавательное значение, активизирует деятельность учащихся, пробуждает в них интерес к познанию жизни природы, а учителю предоставляет возможность показать свой высокий профессионализм.































ГЛАВА 2. Методика проведения интегрированных уроков технологии в начальной школе
2.1. Использование элементов интеграции на уроках технологии

Интегрированный урок - это живое творчество учителя и учащихся. Важно понять главное: исходя из цели интегрированного обучения, объединить отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической деятельностью по углублению понимания учебного материала.
Такие уроки технологии должны отвечать следующим требованиям:
- во-первых, урок должен дать ребёнку самые различные знания,
- во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников,
- в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся,
- в четвертых, дети должны проявлять творческие способности.
Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать.
Каждый урок технологии в начальных классах дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства.
Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, побуждает детей к творческому самовыражению.
Важнейшей особенностью этих уроков является связь с другими предметами, такими как математика, окружающий мир, чтение, ИЗО. Практически на каждом уроке детям приходится работать с трафаретами, чертежами, геометрическими фигурами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке математики. Так, в 1–2 классах ребята узнают о геометрических фигурах, их свойствах. А на уроке технологии применяют эти знания, выполняя геометрическую мозаику. Во 2-м классе дети знакомятся с игрой «Пифагор», где нужно самостоятельно разметить квадрат и выполнить из его частей плоскостное моделирование. Выявляя свойства получившихся геометрических фигур (равные стороны, прямые углы), необходимо правильно сложить фигурку, что не так уж легко.[19, с. 301]
В 3-м классе особое место занимает тема «Симметричное вырезание». Учащиеся узнают, что такое ось симметрии, что может быть несколько осей симметрии в одной фигуре, учатся правильно складывать бумагу. Далее эти знания применяются при составлении орнамента.
Кроме того, необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнить периметр фигур и их площадь. Таким образом, прослеживается тесная связь с уроком математики.
При анализе образца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории возникновения бумаги), происхождению необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка). Мы обращаемся к истории возникновения матрешки, глиняной игрушки, мозаики. То есть технология тесно переплетается с историей.
Знания ребенка о растительном и животном мире помогают при изготовлении цветков, фигурок животных и т.д. С большим интересом дети слушают легенды, посвященные разным цветкам, сами приносят на уроки интересные материалы о растениях и животных.
Уроки технологии способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т. к. ему приходится запоминать новые слова (коллаж, мозаика, макраме, барельеф, горельеф, орнамент).
Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что уроки технологии занимают важное место в системе развивающего обучения и решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединённого вокруг одной темы. Это междисциплинарная форма учебного процесса, которая базируется главным образом, на теории познания и понимании того. Что поиск знания является лучшим способом межпредметного исследования.
Целью уроков, построенных на интеграции содержания должны быть разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Для него существуют не названия учебных предметов – русский язык и природоведение, музыка и др., а многообразие объективов окружающего мира и их звуки, краски, величины.
Анализ действующих программ для начальной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности эффективного использования процесса интеграции содержания образования.
Чем же отличаются уроки интегрированного содержания от использования межпредметных связей? На взгляд педагогов, это – разные дидактические понятия. Межпредметные связи предусматривают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других предметов, что имеют дополнительное значение для изучения его типы. Это – отдельные кратковременные моменты уроков, которые содействуют глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия. Допустим, на уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!» учитель в беседе активизирует признаки картины природы в середине или в конце весны, приобщает детские рисунки на весенние темы. В этом случае имеем дело с межпредметными связями уроков природоведения и рисования. Если же учитель проводит урок по теме «Художественный образ весны», на котором интегрировано содержание с различных предметов, и учащиеся включаются в различные виды деятельности, чтоб в их сознании и представлении возник литературно-художественный образ весны. То такой урок считаем интегрированным. Особенность его в том, что тут объединяются блоки знаний с разных предметов подчинённые одной теме. Поэтому очень важно чётко определить главную цель данного интегрированного урока и, как эпизодическое, он будет способствовать целостности обучения, формированию знаний на качественно новом уровне. Считается, что целью интегрированных уроков является создание условий для разностороннего рассмотрения учащимися определённого объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию .
Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, если соблюдаются определённые дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий и умений на уроках с общим содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников. Интегрированные знания могут включаться в урок в виде фрагмента (называем животных, имеющих в написании ЖИ, ШИ, ЧА, ША), отдельного этапа (актуализация спорных знаний о нетиповом и типовом в природе при изучении русских народных сказок), на протяжении всего урока (в теме по русскому языку «словообразование»). Таким образом, происходит перенос и обобщение знаний, совершаются мыслительные процессы анализа и синтеза, формируются «комплексы фактов» как стадии в развитии общепредметных понятий.
На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо знать требования к планированию и организации их проведения:
- познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;
- выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;
- определить связи между сходными элементами знаний;
- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
- получить консультации учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведёт;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
- моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями.
Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.[15, с. 261]
В настоящее время имеет смысл разрабатывать и апробировать систему интегрирования уроков, психологической и методической основой которых будет установление связей между понятиями, являющимися сквозными, общими в ряде учебных предметов. Причём эти связи должны быть установлены на уровне содержательной стороны урока и обеспечены необходимыми средствами обучения. Итак, можно взять любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятий с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматриваются на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства. Интегрированным из них будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах. Сам же урок остаётся цельным, логически последовательным с присущей ему методикой проведения, хотя и более творческим, раскрепощённым.

2.2. Анализ методических рекомендаций по организации интегрированных уроков технологии

Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они должны строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и, в конечном счете, низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии должна являться основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.[8, с. 204]
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.[11, с. 29]
На уроках технологии занятия детей продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.[10, с. 9]
«Технология» по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
-  стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
-  формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-  формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
-  формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-  формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-  овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки
Вывод.
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.[8, с. 204]
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Эффективность интеграции зависит от многих факторов: сочетания учебных предметов и изучаемых тем, от подготовки учителя, включающий отбор содержания, методов, приёмов работы. Наиболее удачны для интеграции такие предметы, как чтение - русский язык, чтение - природоведение, чтение - изобразительное искусство - музыка, природоведение - труд, математика - труд.
Интеграционные связи между предметами - это процесс сближения и связи наук. В практике начального обучения необходимо использовать, развивать и внедрять внутри - и межпредметные связи как «зону ближайшего развития» для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов.
Существуют разнообразные формы интегрированных уроков, применяемых на практике при обучении чтению и других учебных предметах - это уроки-утренники, уроки отчеты, урок устный журнал. А учителю необходимо оценить возможности детей и уверенность в том, что задача для них посильна.
Нетрадиционными формами интегрированных уроков являются: "игра в театр", где каждый может стать актёром. Так поднимается уровень культуры художественного творчества. Существуют и другие многообразные формы работы на этих уроках. Например, урок-конференция. Подготовка идёт в микрогруппах. Нежелательно, чтобы дети одной микрогруппы знали, что говорят ребята другой. В подготовке принимают участие все дети класса. Учителю необходимо постоянно наблюдать за работой микрогрупп и работать совместно с детьми, ненавязчиво исправлять ошибки.

























Заключение
Интеграция учебных предметов - это требование времени, это творчество, самобытность, искусство педагога. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.
Кроме того, интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный интегрированный урок, можно выделяют следующие:
- использование новых достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
- информация на уроке должна быть дозирована в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов способностей и потребностей;
- связь с ранее усвоенными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
- эффективность использования педагогических средств;
- связь с жизнью, личным опытом учащихся;
- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;
- тщательная деятельность, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Интегрированный урок, как и обычный традиционный урок, направленный на достижения триединой цели. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим (учебным) требованиям относятся:
четкое определение задач каждого предмета интегрируются на уроке;
рационализация информационного обучения урока, оптимизация интегрированного содержания с учетом социальных и личных потребностей;
рациональное сочетание различных форм и методов;
творческий подход к формированию структуры урока;
обеспечения оперативной обратной связи.
Воспитательные требования к интегрированному уроку включают:
определения воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;
формирование жизненно необходимых качеств: аккуратности, ответственности, самостоятельности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
К развивающим требованиям относятся:
- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности изучения и учета уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития» проведения интегрированного урока на опережающем уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии.
Таким образом, мы убедились, что в результате учета классификации соблюдения технологии проведения интегрированных уроков обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса, а учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков/А.С. Адаменко. – М: Просвещение 2009. – 324 с.
2.  Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся/В.Е. Алексеев. - М: Просвещение 2008. – 278 с.
3.  Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития/В.И.Андреев. – Казань, 2008– 318 с.
4.  Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К.Бабанский. – М: Просвещение, 2009. – 337 с.
5.  Баранов С.П. Принципы обучения/С.П. Баранов – М: 2008. – 441 с.
6.  Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе / Л.Н. Бахарева – М: Начальная школа , 2012. - 48–51 с.
7.  Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения /В.Ф. Боярчук - Вологда, 2010. – 223 с.
8.  Гурьев А.И. Межпредметные связи – теория и практика /А.И. Гурьев – Горно-Алтайск, 2012 , 204 с.
9.  Гурьев А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования/ А.И. Гурьев .Горно-Алтайск, 2009 – 160 с.
10. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах / Л.П. Ильенко -М: Начальная школа , 2011. 8–10 с.
11. Колпакова Г.И. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса / Г.И. Колпакова –М: Начальная школа, 2009. 29–31с.
12. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина -  М: Владос, 2009 – 144 с.
13. Лаврушина А.А. Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона. Тезисы III региональной научно-практической конференции/ А.А. Лаврушина. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2009. – 119–120 с.
14. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории/ М.И. Махмутов. – М: Просвещение , 2008. – 37–40 с.
15. Петров А.В. Развивающее обучение / А.В. Петров.- Челябинск: Факел , 2010. – 261 с.
16. Попова А.И. Элементы интегрирования на уроках/ А.И. Попова . М: Начальная школа, 2008. -17-22 с.
17. Суравегина И.Т. Интеграция разных областей знания как проблема общего среднего экологического образования . Проблемы интеграции в естественно научном образовании/ И.Т. Суравегина.- М : Просвещение 2009. - 44-46с.
18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А. Сухомлинский. –М: Педагогика, 2008. 125-129 с.
19. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н.Ф. Талызина -М: Педагогика, 2010. -301 с.
20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 8-ми т. Т.6/ К.Д. Ушинский. – М: Педагогика, 2008. - 508 с.
21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский – М: Педагогика, 2009. - 528 с.
22. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения/ Г.Ф. Федорец – М: Педагогика, 2008. - 94 с.
23. Чернова Г.Б. Интеграция учебных занятий на краеведческой основе / Г.Б. Чернова – М: Начальная школа , 2008. -10 с.
24. Шабалина З.С. На пути обновления начальной школы / З.С. Шабалина – М : Начальная школа, 2011. 78-79 с.
25. Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках / Н.П. Шишлянникова – М :Начальная школа.- 2009. -.25-30 с.



Интернет- источники
» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Авторская программа по технологии 3–4-й классы [Электронный документ] Издательский дом «Первое сентября
Общероссийский образовательном портале «Моя школа» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Образование для детей» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 













ПРИЛОЖЕНИЕ
Интегрированный урок (технология + математика)
Цели:
Обучающая: составление композиции из геометрических фигур, закрепление знаний геометрических фигур, числового ряда (прямого 1 -8 и обратного 8 – 1), сравнение чисел в пределах 8, выполнение арифметических действий сложения и вычитания; составление и решение задачи;
Развивающая: развитие трудовых умений работы с бумагой, ножницами, мелкой моторики, математических представлений, речи, восприятия (целостность, цвет и форма), зрительной памяти, внимания;
Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, положительной мотивации к учению.
Формирование УУД

· регулятивные – овладеют способностью применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану;

· познавательные – научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, научатся способам получения нужной информации с помощью ИКТ технологий;

· коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы;
Оборудование. На доске: таблица “Правила безопасной работы ножницами”, индивидуальные карточки с изображением правил работы с ножницами, карточки Ножницы передавай . , Следи, чтобы пальцы . , образцы правил работы с шаблонами, образец аппликации, предметная карта, магнитные числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), картинка с изображением 2 предметов (бабочек), число 4, картинки цветов (с числом 5, с числом 6, с числом 8), картинки (бабочки с примерами 5+3, 7-2, 4+2), картинка с ребусом, картинка “Запутанные предметы (бабочки), индивидуальные карточки с бабочками, индивидуальные картинки с бабочками, записи на доске, таблица “Как надо сидеть”.
У учащихся: подставка с инструментами, листок в клетку, цветные карандаши, альбомный лист, цветная бумага, шаблоны (треугольник, овал, круг, цветок), коробочка для мусора, флажок.

Ход урока
Организационный момент. Организация рабочего места.
- Урок труда. Проверим, всё ли готово к уроку. Я называю – вы показываете.
- Ножницы, материал, коробочка для мусора, шаблоны.
Повторение познавательных сведений.
- С каким материалом будем работать?
- Какой нужен инструмент при работе с бумагой?
- Повторим правила безопасной работы с ножницами.
(Чтение правил хором по таблице на доске).
(Далее учитель показывает карточки)
Слайд 2
- Какое правило на этой карточке? (2 карточки)
(Не оставляйте ножницы открытыми на парте.
Храни ножницы в подставке острыми частями вниз.)

 
Слайд 3
- Прочитайте начало предложения и продолжите.
Ножницы передавай (кольцами вперёд).
Следи, чтобы пальцы . (не попали под лезвия ножниц).
- Мы будем работать с шаблонами.

Организация соревнования.
- У всех на парте флажок. Будьте внимательны. Если какое – то правило нарушено или беспорядок на парте, я забираю флажок.
Если нужна моя помощь – флажок вверх.
- Какие качества вырабатываем в себе на уроке труда? (Аккуратность, терпение, трудолюбие)
- Сегодня на уроке мы изготовим аппликацию из геометрических фигур. Вспомним геометрические фигуры.
Элемент урока математики.
Слайд 4
Геометрические фигуры. Числа.
- Назовите фигуры и их цвет.
- Какие числа спрятались за фигурами?

Упражнение по развитию памяти.
- Внимательно посмотрите и запомните. (Закрываем).
- Какая фигура жёлтого цвета? (круг)
- Какого цвета квадрат? (красного)
- За какой фигурой спряталось число 3? (за прямоугольником)
- Какое число спряталось за треугольником? (5)
- За какой фигурой спряталось число 7? Какого он цвета? ( за оранжевым овалом)
Числовой ряд.
- Назовите числа.
- Какие числа пропущены?
- Вставьте числа.
- Где стоит число 2, 4, 8?
- Прочитайте числа по порядку.
- Прочитайте числа в обратном порядке.
Сообщение темы урока.
Слайд 5
- Разгадайте ребус.
- Помощником вам будет загадка.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Упражнение на внимание “Запутанные предметы”.
Слайд 6

- Кто на рисунке? (Бабочки)
- Внимательно посчитайте, сколько бабочек? (8)
- Сегодня из бумаги мы выполняем аппликацию “Бабочка”. В классе 25 учеников - у нас получится 25 бабочек. (Показ образца).
6. Анализ образца.
Слайд 7

- Назовите предметы.
- Назовите части бабочки (голова, туловище, крылья).
- Из чего составлена бабочка? (Из геометрических фигур).
- Сколько фигур необходимо для изготовления бабочки? Какие это фигуры?
- Бабочка расположена на листе слева или справа?
- С какой стороны расположен цветок?
7. Элемент урока математики.
- Сейчас я проверю, как вы умеете считать.
- Посмотрите, как надо сесть при письме.
- Возьмите листок в клетку и ручку.
- Запишите, сколько в аппликации всего треугольников? (4)
- Запишите, сколько в аппликации овалов? (1)
- Запишите, сколько в аппликации зелёных треугольников? (2)
- Запишите, сколько в аппликации всего фигур? (6)
- Проверьте, правильно ли вы записали. (Самопроверка с доски)
- Сравним количество геометрических фигур в аппликации, чтобы при изготовлении не сделать лишние детали.
- Сколько кругов? (1) Запишите.
- Сколько овалов? (1) Запишите.
- Сравните. Прочитайте. (1 = 1)
- Сколько жёлтых треугольников? (2) Запишите.
- Сколько кругов? (1) Запишите.
- Сравните. Прочитайте. (2 > 1)
- Сколько всего треугольников? (4) Запишите.
- Сколько всего фигур для бабочки? (6) Запишите.
- Сравните. Прочитайте. (4 < 6)
- Положите листы в подставку.
8. Физпауза “Бабочка”.
Спал цветок и вдруг проснулся, (руки под голову – “спим”)
Больше спать не захотел. (наклоны головы в стороны)
Шевельнулся, потянулся, (руки в сторону, руки вверх)
Взвился вверх и полетел. (маховые движения руками)
Солнце утром лишь проснётся, (приседания)
Бабочка кружит и вьётся. (кружение)
- Хлопни в ладоши 3 раза.
- Прыгнуть столько же (картинка с изображением 2 бабочек).
- Присядьте столько, сколько обозначает это число [4].
Планирование работы.
(Работа по предметной карте на доске).
- Составим план нашей работы.
- Что выполним сначала?
- Что выполним потом?
Обведи шаблоны.
- На бумаге какого цвета обведём  ?
Вырежи.
- Какие фигуры вырезали?
Расположи на листе.
- Где расположен овал? круг? треугольники?
Приклей.
- Не забываем пользоваться тряпочкой.
(Учащиеся отвечают по плану на вопросы. Затем 1 ученик повторяет весь план работы).
Образец предметной карты
Слайд 8,9,10,11
   
Выполнение изделия учащимися.
Дифференцированная работа.
1 группа – ученики обводят все шаблоны, вырезают, приклеивают.
2 группа – ученики обводят только фигуры бабочки (шаблон цветка уже обведен), вырезают, приклеивают.
3 группа - ученики обводят только фигуры бабочки, вырезают (цветок уже вырезан), приклеивают.
(Частичная помощь учителя слабым учащимся).
Индивидуальное (дополнительное) задание (для тех, кто выполнит работу первым).
- Решить примеры и раскрасить бабочку.

Словесный отчёт о проделанной работе.
- Какую аппликацию выполнили на уроке?
- Из какого материала аппликация “Бабочка”?
- Повторим план работы.
- Что выполнили сначала, потом?
(Повторение плана работы учениками).
Оценка качества готовых изделий.
- Сравним свою работу с образцом.
- Поднимите руку, кому нравится его работа?
- Как выполнена работа: аккуратно, хорошо или не очень?
- Что не получилось? В чём недостатки в работе?
Учитель выставляет отметки с комментарием.
- Поднимите свою бабочку и покажите нашим гостям. Положите на край парты.
- Подведём итог нашего соревнования. Поднимите руку, у кого ни разу не забирала флажок. Молодцы, вы умеете работать аккуратно и правильно.
Подведение итогов. Уборка рабочего места.
- Понравился вам урок? Что понравилось?











13 PAGE 14215




Заголовок 115