Методическая разработка на тему: «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках математики»


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Методическая разработка
на тему:
«Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках математики»
Выполнила: Рахмаева Равиля Назымовна,
учитель математики ГБОУ СОШ с. Утевка,
Нефтегорского района Самарской области
2016 г
I. Введение…………………………………………………………. 3
II. Применение игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики…………….... 5
2.1. Причины трудностей в обучении математики умственно отсталых детей………………………………………. 5
2.2. Игровые технологии………………………………………… 8
2.3. Применение игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики………………. 10
2.4. Примеры дидактических игр, используемых на уроках математики для активации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью………………. 13
III. Заключение………………………………..……………………… 14
IV. Список литературы……………………………………………… 15
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение
Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться играя.Но если с учёбой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье!
За последние годы в нашей школе наблюдается рост числа детей с умственной отсталостью. Как известно, причиной умственной отсталости является поражение
головного мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т.д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности, но особой проблемой является обучение таких детей.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание школьного курса, которым овладевают дети с умственной отсталостью, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы предложить способы, которые бы позволили активизировать мыслительную и познавательную деятельность детей с умственной отсталостью на уроках математики.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие Задачи:
Выявить причины трудностей в обучении умственно отсталых детей;
Изучить образовательную практику игровой технологии;
Выработать методы применения игровых технологий, которые обеспечили бы активизацию мыслительной и познавательной деятельности с умственной отсталостью на уроках математики.
Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Я работаю в пятом классе с двумя мальчиками с умственной отсталостью. Традиционный урок зачастую оказывается неэффективным. Мальчики быстро устают от однотипной работы, отвлекаются, теряют интерес к происходящему. Восприятие материала оказывается не на должном уровне. При этом ФГОС ООО говорит, что образовательные результаты должны быть сформированы у всех участников образовательного процесса. А закон « Об образовании в Российской Федерации» гарантирует получение качественного образования всеми участниками образовательного процесса, в том числе и детьми с ОВЗ. Еще одним аспектом являются ожидания родителей, которые уверены, что их ребенок обязательно получит в школе максимальный объём знаний и будет способен их освоить.
Возникает противоречие между требованиями и реальными результатами образовательной деятельности. Перед учителем встает проблема выбора таких видов деятельности и таких технологий, которые позволили бы активизировать познавательную и мыслительную деятельность и, по возможности, устранить противоречия.
На уроках математики стараюсь работать над развитием внимания, воображения, памяти, мышления на протяжении всего урока.
Планируемым результатом моей деятельности я вижу активизацию познавательной и мыслительной деятельности. Критерием эффективности является появление интереса к предмету, желание детей заниматься на уроках математики, активно участвовать в нем и познавать что - то новое.
II. Применение игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики.
2.1. Причины трудностей в обучении математики умственно отсталых детей
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.
Умственная отсталость относится к болезням развития – дизонтогениям. Соответственно, она может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте ( до трех лет)
Под умственной отсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.
Наиболее частой экзогенной причиной постнатальной умственной отсталости являются нейроинфекции, главным образом энцефалиты и менингоэнцефалиты, а та же параинфекционные инцефалиты. Реже причиной умственной отсталости являются постнатальные интоксикации и черепно-мозговые травмы. Экзогенные формы составляют не менее половины всех дефектов развития познавательной сферы, возникших после рождения ребенка.
Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что дефекты развития познавательной сферы чрезвычайно неоднородны по происхождению. Соответственно, могут существовать многочисленные разнообразные механизмы, нарушающие формирование и развитие мозга, а та же большое число самостоятельных нозологических форм умственной отсталости. Общим для всех форм патологии, входящих в данную группу аномалии развития является интеллектуальный дефект той или другой степени, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.
Для умственно отсталых детей, как известно, характерен общий основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности(причем имеет место неравномерное нарушение). Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена , но есть и такие дети, у которых она относительно охранна.
Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Психофизическое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений. «Своеобразие личности умственно отсталых детей находится в тесной связи с особенностями их деятельности. В процессе аномального развития у них формируются качественно своеобразные психические процессы и качественно своеобразное строение деятельности» [6, с.31]. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева утверждали, что у умственно отсталых детей вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Не возникает своевременно ни один из видов деятельности… [3,с.126].
Методика обучения детей с задержкой психического развития имеет отличительные особенности. В литературе вопросы, раскрывающие особенности обучения умственно отсталых детей математике, рассмотрены недостаточно подробно. Поэтому, на мой взгляд, эта проблема имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Исследования отечественных дефектологов (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной и др.) показали, что у умственно отсталых детей имеются своеобразные отклонения в развитии познавательной сферы, которые характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью запаса знаний и представлений, низкой интеллектуальной активностью. Все это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают умственно отсталые дети в овладении элементарными вычислительными навыками и особенно умением решать арифметические задачи.
Психолого-педагогические исследования, а также практика обучения умственно отсталых детей свидетельствуют о том, что математика часто является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как спецификой самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данной категории. Кроме того, многие вопросы методики преподавания математики изучены и разработаны недостаточно полно. Проблема решения текстовых арифметических задач умственно отсталыми детьми и отчасти характер допускаемых ими ошибок рассматривались М.В. Ипполитовой, Т.В. Розановой, Г.М. Капустиной. Ими отмечалось возникновение особых затруднений у умственно отсталых детей при решении арифметических задач по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Изучены трудности в понимании предметных и количественных отношений, выраженных в условии, особенности предметно-практических действий как средства для понимания содержания задач, особенности решения задач с косвенной формулировкой условия и формирования понятий "больше на...", "меньше на..." [8,с.144].
Процесс решения задачи включает в себя осуществление сложной аналитико-синтетической деятельности, осмысление конкретной жизненной ситуации, о которой говорится в задаче; вычленение данных и искомого; установление связи между ними; выбор нужного арифметического действия; выполнение решения и формулировку ответа. В период знакомства с составными текстовыми арифметическими задачами учащиеся встречаются с принципиально иной по сравнению с простыми задачами организацией математического условия, что является достаточно сложным психологическим моментом, особенно для умственно отсталых учащихся.
2.2. Игровые технологии
Одним из эффективных средств развития интереса является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
С точки зрения педагогической антропологии ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам.
Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотип поведения в человеческих общностях.
Цели игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие обще учебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
Функции игры: обучающая функция, развлекательная функция, коммуникативная функция, релаксационная функция, психотехническая функция, развивающая функция, воспитательная функция.
Основные виды игр: дидактическая игра, ролевая игра, деловая игра
Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.Игра является проявлением желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремлённость. С точки зрения О.С. Газмана, игровая деятельность состоит из трёх компонентов: игровое состояние, игровое общение, игровая деятельность.
Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игровой деятельности значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.
2.3. Применение игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики.
Для эффективного обучения умственно отсталых детей важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее: формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов; развитие внимания и памяти; формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий). Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии детей с умственной отсталостью игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. М.Н. Перова отмечала, что для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса является игра [6, с.3]. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова в методическом пособии «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии» описывают различные игровые технологии, которые способствуют накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизируют познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений. На основании имеющихся рекомендаций для проведения занятий по математике приходится очень тщательно отбирать игровой материал, имеющийся арсенал постоянно пополняется, что значительно облегчает проведение занятий. Приведу примеры дидактических материалов, которые необходимы педагогу: строительные конструкторы, геометрическое лото, плоские и объемные геометрические фигуры, спортивный инвентарь, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, зерна и т.п.), ящики с песком, сенсорные модели, массажные коврики, различные ЦОРы, математические конструкторы и т.д. Перечень материала очень разнообразен, дети с умственной отсталостью проявляют интерес, когда при проведении занятий используется различная наглядность. В своей практике я опираюсь на рекомендации Я.Я. Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр: игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера; активное участие педагога в игре; каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей; продолжительность игры определяется активностью ребенка, его интересом к выполнению игрового задания; задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности; игра должна носить воспитательный характер; следует начинать с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя; игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня психомоторного развития [1, с.78]. Также важно умение оценить свои силы, рассчитать и распределить их при выполнении заданий разной сложности. Поэтому, чтобы приучить умению соразмерять свои возможности, я даю учащимся дозированные задания, кто успешно выполнит минимум, тому предлагаю выполнить дополнительную работу.
Помимо всего этого, на всех этапах урока математики постоянно добиваюсь полного ответа, названия математических терминов, требую правильно читать примеры, аргументировать свой ответ, что важно для детей с умственной отсталостью.
Содержание коррекционной педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности умственно отсталого индивида и соответствие им предлагаемых нагрузок.
Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например: «Кто быстрей?!», «Не зевать!», « Кто верней?!» и т.д.
2.4. Примеры дидактических игр, используемых на уроках математики для активации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.
Например, в игре «Кто ушел, и кто пришел» (в нашем случае, сколько ушло и пришло) закрепляется правильное понимание прибавления и отнима-ния). В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные математические действия. При закреплении учащимися знания правил сложения и вычитания без перехода через десяток, использую игру "Поймай рыбку". На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров: 100+35, 215 - 15 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской. Тот из учеников, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. 0н считается лучшим рыбаком в данной игре. Для закрепления знаний правил сложения и вычитания в пределах 1000 использую игру "Самый быстрый почтальон". Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить материал, внести в урок элементы соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.
III. Заключение
Специфика работы постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы и методы работы и с этой точки зрения, можно предположить, что игровые технологии является одним из важнейших ресурсов формирования познавательных интересов учащихся с умственной отсталостью. Современному учителю необходимо переосмыслить использование игры в учебном процессе, сформировать целостное представление об игровой деятельности, понять универсальность игровых приёмов.
В игре, при всем её всеохватывающем характере, остается место для чувства условности происходящего и, следовательно, для известного права на ошибку, неловкость, неудачу – на личное творчество.
Релаксационная функция заключается в снятии эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения.
В результате системного применения игровых технологий на уроке и во внеурочной деятельности школьники научаются: узнавать предметы по заданным признакам; классифицировать предметы по форме, величине, цвету; давать полное описание объектов и явлений; видеть временные рамки своей деятельности; ориентироваться в пространстве; целенаправленно выполнять действия по инструкции. У детей появляется желание идти на урок, познавать что – то новое, не бояться незнакомых заданий и новых ситуаций.
В заключение, из вышесказанного нужно сделать вывод о том, что игровые технологии позволяют проводить урок математики так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся умели рассуждать, использовать имеющуюся информацию, включая учеников в творческую деятельность. Всё это повышает у учащихся с умственной отсталостью познавательную и мыслительную активность.
IV. Список литературы
1. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов. М.: “Просвещение”, 1998. – 144с.
4. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.- 160 с.
5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с. 6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: “Просвещение”, 1976. – 127с.
7.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 2002. –с. 54 и 57.
8.Калинченко А.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта арифметическим действиям с обыкновенными дробями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. - №6. - С. 38-46.