«Интегрированные уроки — один из путей реализации ФГОС ООО»-тезисы


Л.И.Сергеева,
высшая квалификационная категория,
учитель физики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2
города Коряжмы»
«Интегрированные уроки — один из путей реализации ФГОС ООО»
(на примере интегрированного урока физики – музыки)
Основной  задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта преподаватели нашей школы видят в проведении интегрированных  уроков.
В старших классах особенно необходимо проводить интегрированные уроки, так как они способствуют умению обучающихся применять свои знания на практике. На этой ступени обучения  продолжается дальнейшее формирование исследователя, целенаправленная подготовка к успешному обучению в ВУЗах и дальнейшей интеллектуальной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для самореализации нравственной личности. Основной методологический принцип – системно-деятельностный подход, обнаруживающий межпредметные связи дисциплин и общие принципы построения научного знания и формирующий научное мировоззрение.
Из практики работы приводим пример  соединения в едином  уроке 2-х  дисциплин: физики и музыки. На уроках музыки, на протяжении всего курса обучения, учитель дает различные характеристики звука; некоторые из них изучаются и на уроках физики. И знания, приобретенные обучающимися на уроках музыки очень понадобятся при изучении темы «Колебания и волны. Звук» в физике!
Проект
интегрированного урока
Тема урока: «Источники звука и характеристики звука»Характеристика класса:
в 9 «а» классе обучается 27 человек: 14 мальчиков и 13 девочек, уровень обученности – средний, уровень воспитанности – хороший, уровень сформированности ОУУН - достаточный.
Характеристика темы урока:
Данный урок – седьмой из одиннадцати уроков в изучении темы «Механические колебания и волны. Звук» по физике.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ и приобретенных знаний по предмету «Музыка» в школе
Цель урока:
познакомить обучающихся с источниками звука и звуковыми колебаниями;
ввести понятия высоты, тембра и громкости звука;
показать значение звуков, их красоту и влияние звуков на здоровье человека;
Задачи урока:
Образовательная задача – изучить новые физические термины, сформировать знания об источниках звука, физических и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука. Создать условия для повышения познавательной активности обучающихся, их интеллектуального и творческого потенциала; закрепить знания с использованием ранее изученного материала из курсов музыки и физики; развить научное мышление; развить грамотную речь.
Развивающая задача – сформировать навыки восприятия зрительной и звуковой информации; развить интеллектуальные и творческие способности, мышления, внимания, памяти; сформировать физические знания и приемы умственной деятельности, речевой культуры, создать условия для расширения кругозора обучающихся.
воспитательная задача – создать условия для формирования коммуникативной культуры обучающихся: умению работать в парах, выслушивать и уважать мнения других; обучить умению ставить цель, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме.
Форма урока:
чередование фронтальной работы с классом, индивидуальной работы, групповой, самостоятельной работы в контексте системно-деятельностного подхода.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Средства обучения: компьютер, проектор, демонстрационное оборудование, раздаточный материал.
Контроль: сочетание самоконтроля, взаимоконтроля и контроля учителей.
ОУУН:
Организационные-
научная организация труда;
мотивация;
быстрое включение в познавательный процесс;
нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.
Учебно-интеллектуальные-
уметь перерабатывать информацию;
формировать собственное мнение, уметь его излагать.
Учебно-информационные-
работать с учебной литературой.
Учебно-коммуникативные-
уметь выслушивать других, принимать и понимать позицию другого человека;
уметь донести свою точку зрения до других.
Структура урока:
Этап урока Задачи Деятельность
учителей Деятельность обучающихся1.Организационный Приветствие, подготовка обучающихся к работе на уроке, психологическая подготовка детей к общению Приветствуют обучающихся и гостей, организуют внимание детей Приветствуют педагогов и гостей, настраиваются на выполнение задач урока
2.Актуализация
знаний Актуализация имеющихся знаний, способов действия; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы обучающихся Предоставляют материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний Вспоминают ранее изученный материал, дают определение, обобщают
3.Целеполагание Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения Предоставляют экспериментальный материал, создают готовность к предстоящей деятельности Проявляют познавательную инициативу. Осознают цель предстоящей деятельности
4.Планирование Формирование способности анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, формирование способности каждого ученика к участию в работе. Предоставляют материал, побуждающий к последовательному планированию действий по изучению новой темы Составляют мыслительно план предстоящей деятельности.
5.Открытие нового знания Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, отличительное; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, умения оказывать и принимать помощь Побуждают обучающихся к теоретическому объяснению. Стимулируют активное участие всех детей в учебно-поисковой деятельности (карточки 1 и 2). Формулируют обобщенные вопросы.
Знакомятся с новым материалом, систематизируют полученные знания. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты и вносят их в карточки. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
6.Отработка усвоения новых знаний и учебных действий Развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом – способности осуществлять самоконтроль, корректировку действий
Предлагают задания на «новое» знание, побуждают учеников к достижению целей урока, поддерживают интерес и познавательную активность обучающихся. Создают условия для сотрудничества –ситуации успеха для каждого. Стимулируют доброжелательное взаимодействие обучающихся. Проговаривают алгоритм действий в ходе выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
7.Подведение итогов Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей
Предлагают вспомнить полученные знания и оценить самого себя на уроке. Осуществляют работу с карточками. Оценивают себя на уроке.
8.Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу их психо-эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности. Мобилизуют детей на рефлексию своего поведения. Определяют степень своего продвижения к цели и успехи класса в целом. Ключ скрипичный и басовый.
Выводы
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес. А это и есть один из путей реализации системно-деятельностного подхода в образовании в условиях внедрения ФГОС ООО.
Литература:
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.
Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.
Сайты:
http://poletaevs.ucoz.ru/metod/chto_takoe_integrirovannyj_urok.dochttp://nowmarina.ucoz.ru/publ/quot_integracija_na_urokakh_estestvenno_matematicheskogo_cikla_quot/1-1-0-6http://www.eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm