Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Действия с десятичными дробями», 5класс.


Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Действия с десятичными дробями», 5класс.
Цели урока
Обучающая:
- закрепить действия с десятичными дробями и натуральными числами, сравнение десятичных дробей;
- применить знания при решении задач с экологическим содержанием;
- познакомить учащихся с местными экологическими проблемами.
Развивающая:
- продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
Воспитывающая:
- воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру;
- прививать любовь к малой родине.
На доске фотографии растений и животных из Красной книги, высказывания:
«Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её».
                                                                                                И.С.Тургенев.
Оборудование: учебник, сигнальные карточки, компьютер, фотографии растений и животных.
Ход урока
1.Организационный момент. (1-2мин)
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старание.
Мотивация урока.
Долго дроби изучали,
Сравнивали, округляли,
Складывали, вычитали,
Умножали и делили, среднее арифметическое находили.
А теперь настал тот час, чтоб проверить все у вас.
Как задачи вы решаете, дробь на десять умножаете.
Уравнения как решаете, а примеров много знаете?
Всё проверю я у вас
И в конце я дам наказ: или пять вам поставить, или подучить отправить!
На этом уроке мы поговорим о том, что хорошего вы можете сделать для природы и чего не сделать плохого. И не только сегодня, сейчас, а на протяжении всей своей жизни.
Устные упражнения. (4мин)
Задача 1. Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода? Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно найти 0,06 от числа 50.  (всего 3 минуты !). 0,06* 50= 3 минуты
Задача 2. Знаете ли вы, что выброшенная пластмасса разлагается 20-30 лет, кожа, резина – 40-50 лет, полиэтиленовый пакет 10-20 лет, а стекло – миллион лет!
 Каждые 10 лет количество мусора на планете удваивается. Сейчас в Михайловке 150 дворов. Если каждая семья будет вывозить на свалку (обязательно на свалку, а не в ближайший лес!)  за год в среднем 800 кг мусора, сколько его там прибавится? А если 500 кг, 200 кг? Какой можно сделать вывод?
150* 800=120000кг=120т
150*500=75000кг=75т
150*200=30000кг=30т
ВЫВОД:
Решение задач 3.
Птицы – наши друзья и помощники. Чтобы узнать сколько
Одна синичка уничтожает гусениц в час нужно найти
периметр геометрической фигуры
50
100
(до 600 гусениц в час).
Задача 4. А чтобы узнать сколько
одна мухоловка уничтожает гусениц в день необходимо найти площадь данной фигуры
( мухоловка – около 5 тысяч в день.)
III Решение задач (18 мин)
.1.  Хотите узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник? Для этого
1) Из первой строки выберите наименьшее число(1,25),
2) Из второй строки выберите наибольшее число (2,35),
3) Сложите их (1,25+2,35=3,6),  
4) Полученный результат умножьте на число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим(3,6*2,5=9),
      Итак, наш ответ -  необходимая высота в метрах. 1) 1,945+2,255=4,2 2) 4,2+5,8=10
5,36 1,25 1,945
2,35 2,255 1,999
5,8 0,25 2,5
Если сложить числа на отмеченной диагонали, то мы узнаем, сколько сосен можно сохранить, собрав всего 1 тонну макулатуры. (10 сосен).
2. Продолжи ряд: посмотрите на число в каждом ряду и догадайтесь, по какому признаку они собраны вместе и запишите ещё три числа в каждый ряд.
+ 0,5
0,2; 0,7; 1,2…. (1,7; 2,2; 2,7)
*2
1,1; 2,2; 4,4… (8,8; 17,6; 35,2)
       
Каждую минуту исчезает 23 гектара леса и 3 биологических вида.16 апреля 1999 года было принято решение о создании Красной книги. Наверное, её можно назвать ещё «Природы жалобная книга». В Красную книгу занесено  много различных цветов и трав, которым грозит уничтожение. Сейчас мы узнаем название только двух из них, решив примеры и с помощью ключа расшифровав их названия.
Задача 3. (она же физкультминутка,  дети по очереди выбегают к доске, считают, записывают ответ)
.
0,17 1 4 104,5 5,64 2,5 18,1 8,61 7,5 1,2 10,45 6 8,16
А В Г О Т Е Н И Ц Р У К М
 
I вариант                                                         II вариант
0,8 * 5 =4 (Г)                                           14,56 : 14,56 = 1 (В)
1,045 * 100 = 104,5 (О)                           0,25 * 10 = 2,5  (Е)
6 : 5 = 1,2  (Р)                                           3,6 + 2,04 = 5,64 (Т)
2,5 + 6,11 = 8,61 (И)                                6 * 0,2 = 1,2 (Р)
75 : 10 = 7,5 (Ц)                                       7,5 : 3 = 2,5 (Е)
0,25 * 4 = 1 (В)                                         20 – 1,9 = 18,1 (Н)
250 : 100 = 2,5 (Е)                                    6,8+ 1,81 = 8,61 (И)
7 – 1,36 = 5,64 (Т)                                    150 : 20 = 7,5 (Ц)
17,256 : 0                                                   17 * 0,01 = 0,17 (А)
(горицвет и ветреница)
РЕБЯТА делают доклады
В нашей стране водится много бобров. Бобр - крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперёк реки делает платины длиной 5-6 м.
Задача 4. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах).
Назовите среднее арифметическое чисел: 15, 10, 5. ОТВЕТ: 10 дм-длина тела бобра.
Задача 5. Теперь мы узнаем массу бобра ( в килограммах).


: 4 = : 4 =

- 1500 = + 61 =
8х207=
1) 207*8=1656; 2) 1656-1500=156; 3) 156: 4=39; 4)39+61=100; 5) 100:4= 25.
ОТВЕТ: 25кг.
Релаксация.
(1 мин).
Закройте глаза, расслабьте тело.
Представьте - вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Нет ничего краше и привлекательней нашего леса! Леса- это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное»- эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову.
УСТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. (1 мин)
Муравьи – санитары леса. Муравьиная семья за 1 день уничтожает до 1000 насекомых-вредителей. На 1 гектаре должно быть от 2 до 5 муравейников, чтобы лес был очищен  муравьями. Хватит ли 23 муравейника на 5 гектаров леса.
Но лес-это не только украшение земли. Лес необходим для строительства сёл и городов, фабрик и заводов. Производство бумаги и киноплёнки, мебели . Древесина служит сырьём для получения спирта, кислоты. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.
Задача 8. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задачи. (10 МИН)
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник «Математика» авт. Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов. И сколько, чтобы издать тираж учебника?
План работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)
2.Умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц, разделить на два)
3. Выразить результат в квадратных метрах
4. В интернете на сайте Российского центра на вопрос: какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000кв.м., ответ:
на 1000кв.м. требуется ¼ га леса
5. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж).
6. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Решение.
Размеры одной страницы учебника 17см и 22см, площадь
17*22=374кв.см.
В учебнике 280 страниц или 140 листов , значит площадь всех страниц учебника
374*140=52360кв.см.=5,2360кв.м.
На 1000кв.м. нужно вырубить 1/4га=2500кв.м. деревьев, т. е. в 2,5раза больше.
Значит, на производство одного учебника требуется
5,236*2,5=13.09кв.м .
На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется
13,09*50 000 =654500кв.м.=65га
Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для изготовления нового)

Домашнее задание
(5 мин)
Составить и решить задачу с экологическим содержанием.
V. Итог урока.  Выставление оценок за работу на уроке.
РЕФЛЕКСИЯ.
Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен
- Урок для меня показался коротким / длинным
- За урок я не устал / устал
- Моё настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока был полезен / бесполезен
интересен / скучен
- Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным.

У общества и природы общая судьба. Их будущее зависит от каждого из нас. Защита природы – дело совести и долга каждого из нас!
Мой друг. Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце, кажется светлей,
Там радостней весна  златая…
                             Н.М.Языков.
Над жёлтой нивой купол голубой,
Плывёт, как лебедь, парус у причала.
К огромной нашей Родине любовь
Берёт от малой родины начало.
Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен
- Урок для меня показался коротким / длинным
- За урок я не устал / устал
- Моё настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока был полезен / бесполезен
интересен / скучен
- Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным.

Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен
- Урок для меня показался коротким / длинным
- За урок я не устал / устал
- Моё настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока был полезен / бесполезен
интересен / скучен
- Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным.