Урок по математике 5 класс Все действия с десятичными дробями


Урок: «Все действия с десятичными дробями»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цели:
Развивающие:
обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения, вычитания умножения и деления десятичных дробей и тренировать способность к практическому использованию;
развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание
Воспитательные:
развить познавательный интерес через игровые моменты; необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;
Положительного эффекта, настойчивости.
формировать предметные учебные действия: личностного, познавательного, коммуникативного, регулятивного характера.
Задачи:
согласовать цель и тему урока;
осуществить методический подход с целью создания возможности формирования универсальных учебных действий;
структурировать учебный материал, подлежащий повторению темы;
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
проанализировать и составить систему упражнений с учетом уровня подготовленности учащихся.
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные.
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, компьютер.
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемы результаты обучения:
Познавательные УУД:
формировать навыки арифметических действий десятичных дробей;
формировать умение решать задачи на сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей;
применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу;
умение слушать, дисциплинированность;
самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы;
оценивать свои достижения
Личностные УУД:
формировать учебную мотивацию;
адекватную самооценку;
необходимость приобретения новых знаний
Оборудование:
компьютер;
телевизор;
раздаточный материал;
компьютерная презентация.
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в парах.
Технологическая карта
Этап урока. Задачи этапа. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование универсальных учебных действий
1этап.
Мотивация к учебной деятельности.
Создание условий для возникновения потребности у учеников активного включения в учебную деятельность. (Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на деловой ритм)
- Здравствуйте ребята! Мы начинаем урок.
- Французский писатель 19 века Анатоль Франц однажды заметил, что учиться можно только весело, чтобы переварить эти знания, нужно поглощать их с аппетитом Ребята, так давайте сегодня на уроке следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. И девизом нашего урока будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
И всё будет – замечательно!
(Слайд 1,2) Ученики настраиваются на активную работу. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
2 этап
Актуализация знаний.
Актуализация знаний, необходимых для работы над темой «Все действия с десятичными дробями; работа над развитием речи, мыслительных операций. (Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, проверяет знание теории в игровой форме «Своя игра». Учащиеся выбирает на экране телевизора картинку из мультфильмов и проговаривает правило арифметических действий с десятичными дробями)
- Ребята, вы все знаете передачу «Своя игра». На экране будут представлены картинки из известных вам мультфильмов. Отвечающий должен выбирать понравившуюся картинку, за которой скрывается вопрос, на который нужно дать ответ. Кто самый смелый? Называешь картинку, отвечаешь на вопрос и называешь, кто будет следующим.

(Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10) Отвечают на поставленные вопросы. Включаются в работу на составление алгоритма. Работают в парах Познавательные: анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция.
Личностные: перспективная мотивация.
3 этап.
Постановка учебной цели
Создание проблемной ситуации. Задача учителя организовать поисковую деятельность организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
- А, сейчас мы проверим, как вы применяете эти правила, для этого поиграем в игру «Это интересно знать». Знаете ли вы учёного, который впервые ввёл в практику десятичные дроби? Для того чтобы узнать фамилию этого человека необходимо задания, которые находятся на карточках перед вами. Если вы сделаете все правильно, вы узнаете, как зовут этого ученого. Выполнять задания будем в парах.
(После выполнения задания, на экране телевизора появляется слайд с портретом С.Стивена).
(Слайд 11)
- Скажите, какие задания вы сейчас выполняли?
- Ребята, а как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.
(Слайд 12) Ученики выполняют в парах задания, играя в игру «А, знаете ли вы?». После выполнения задания получают слово Стивен.
Ученики отвечают на поставленный вопрос - сложение, умножение, деление, вычитание десятичных дробей
Ученики отвечают на поставленный вопрос
Учащиеся записывают число, тему урока в тетрадях Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, решение проблемы.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
4 этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Организация обратной связи. - Давайте с Вами проверим, как вы выполняете действия с десятичными дробями. Для этого проведем небольшой геометрический диктант по вариантам. У каждого варианта на экране даны задания. Нужно выяснить верно ли выполнены действия с десятичными дробями. Если вы считаете, что выполнено верно, то будем ставить «^», если не верно, то «-». В конце у вас получится геометрический рисунок.

- А сейчас каждый из вас побудет учителем. Вы обменяетесь вариантами и проверите работу своего соседа и оцените ее. (На экране появляются правильные ответы.)

(Слайд 13) Каждый ученик выполняет вариант геометрического диктанта.
После выполнения заданий учащиеся обмениваются работами и проводят взаимопроверку и оценивают работу.
Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, коррекция и взаимооценка.
Коммуникативные: умение интегрироваться, аргументация своего мнения я.
5 этап.
Физкультминутка.
Сменяет вид деятельности, обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся Гимнастика для глаз. Таблички Меняют вид деятельности и готовятся к продолжению работы.  Познавательные: Осознание ценности здоровья
6 этап.
Комплексное применение знаний
Повторение изученного материала по теме, применение знаний на практике; обеспечить восприятия, осмысления и запоминания детьми изучаемой темы.
(Активизация мыслительной деятельности при переходе к следующему этапу осуществляется через решение ребуса)
-Ребята, чтобы узнать, что мы будем делать дальше- разгадаем ребус.
(Слайд 14)
- Итак, дети, мы будем сейчас решать задачу
(На экране телевизора появляется анимационная картинка с парусником и тест к задаче)

(Слайд 15)
- А теперь давайте с вами поработаем устно.
Расставь запятые, чтобы равенство было верным.
(Слайд 16) Разгадывают ребус.
Решают задачу в тетрадях. Один ученик выполняет с объяснениями задачу у доски.
Выполняют устно задания
Познавательные: извлекают нужную информацию для решения поставленных задач.
Регулятивные: Сличают способы и результат своих действий, корректирую своё решение
Коммуникативные: Приходят к единому решению в коллективной работе. Учатся убеждать партнёра, корректировать и оценивать его действия.
7 этап
Рефлексия.
Организация самооценки учащихся.
-Ребята, скажите мне в каких жизненных ситуациях вам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
-При ответе на какие задания вы испытывали трудности?
Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя, проводят само рефлексию. Записывают домашнее задание. Слушают методику выполнения задания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самоопределение своей деятельности.
8 этап.
Подведение итога урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Обеспечить понимание содержания, способов выполнения домашнего задания
- Подведем итог урока, предлагаю вам закончить предложения (на экране телевизора появляются вопросы)
- сегодня на уроке я узнал …..- сегодня на уроке мое настроение………- сегодня на уроке было………..
- Домашнее задание сегодня будет творческое: «Составить кроссворд на тему «Все действия с десятичными дробями» Отвечают на вопросы учителя.
Записывают домашнее задание.