ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Коррекционные занятия Для профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования

Министерство образования и науки Челябинской области
ГБпОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»














ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Коррекционные занятия

Для профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования

















2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана для профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования по профессии 11602 Вязальщица трикотажных изделий, полотна.











Разработчик: Григорьева Л.А преподаватель дисциплин и модулей профессионального цикла




















Рассмотрено на заседании ПЦК
«Технология трикотажа»
« » 2015 г.
Тимонина С.Н. _________

УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УиНМР
Нужина Н. П. ________________

«____»_______________2015 г.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Коррекционные занятия


1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы для профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования по профессии 11602 Вязальщица трикотажных изделий, полотна.
.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл социальной адаптации
1.3. Цели и задачи дисциплины – социализация личности подростка, его реабилитация средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения обучающимся с умственной недостаточностью.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

организовывать своё поведение в социальных ситуациях разного типа;
предупреждать и разрешать конфликты;
выявлять причины, управлять своим настроением;
регулировать свое поведение и поступки;
определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

о настроении человека и управлении им;
о правилах общения между людьми;
о волевых качествах человека;
о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
о самооценке и уровне притязаний;
о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 49 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 49 часов;
самостоятельной работы обучающегося ___-___ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
49

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
49

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
-

контрольные работы
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-

в том числе:


реферат,
расчетно-графическая работа,
домашняя работа и т.п.

-
-
-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Коррекционные занятия

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Общение в жизни человека.

16


Тема 1.1.Виды и средства общения
Содержание учебного материала
4
2


1
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).




2
Средства общения (жесты, мимика, речь).




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 1.2. Общение и дружба
Содержание учебного материала
12
2


1
Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим? 




2
Кого мы называем другом, товарищем, знакомым.




3
Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей.




4
Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение.




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 2.
Самопознание

10


Тема 2.1. Я личность
Содержание учебного материала
4
1


1
Как мы себя ценим.  Что такое самоценность.




2
Личностью не рождаются, а становятся. Личность - это настоящее в человеке, а личина? Зависит ли характер от темперамента?




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 2.2 Чувства человека
Содержание учебного материала
6
2


1
Зачем осознавать и понимать эмоции.




2
Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины. Что такое стресс и как его преодолеть.




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Раздел 3. Познание мира и себя в мире

21


Тема 3.1 Психологические процессы и информация.
Содержание учебного материала
6
2


1
Почему взрослые советуют или приказывают: "Думай!".




2
Прогресс человечества - в чём его плюсы.




3
Как понять человека.




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 3.2 Творчество
Содержание учебного материала
6
2


1
Что такое творчество. Любое дело – творчески.




2
Когда интересно жить. Что мне нравится в себе.




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 3.3 Проблемы и как их решать
Содержание учебного материала
4
2


1
Что я хочу. Что я могу сделать для осуществления желаемого. Что не могу я, но могут другие




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-


Тема 3.4
Воля и характер
Содержание учебного материала
5
2


1
Будь своему слову хозяин. Правила воспитания воли. 




2
Терпение даёт умение. Толпа и личность. Не место красит человека. Как стать личностью.




Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся

-



Зачет
2


Всего:
49




3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальной адаптации.

Оборудование учебного кабинета:
Наглядные пособия,
плакаты,
электронные презентации,
видео материалы.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер;
Интерактивное оборудование (проектор мультимедийный, экран).


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004. 2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998. 3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998. 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989. 5. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001. 6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997. 7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998. 8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000. 9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000.  10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000. 11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000. 12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001. 13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000. 14. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995. 15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.   16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001. 17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.               18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999. 19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001. 20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000. 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опросов, обсуждения нового материала, обсуждения ситуационных задач.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

организовывать своё поведение в социальных ситуациях разного типа;

Выполнение практических заданий, зачет.

предупреждать и разрешать конфликты;
Обсуждение нового материала, обсуждение ситуационных задач, опрос.

выявлять причины, управлять своим настроением;
Обсуждение нового материала, обсуждение ситуационных задач, зачет.

регулировать свое поведение и поступки;
Обсуждение нового материала, выполнение практических заданий.

определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели.
Обсуждение нового материала, обсуждение ситуационных задач, опрос.

Обучающийся должен знать:

о настроении человека и управлении им;


Обсуждение нового материала, опрос.

о правилах общения между людьми;
Обсуждение нового материала, опрос.

о волевых качествах человека;
Обсуждение нового материала, опрос.

о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
Обсуждение нового материала, обсуждение ситуационных задач, опрос.

о самооценке и уровне притязаний;
Обсуждение нового материала, опрос, обсуждение ситуационных задач.

о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
Обсуждение нового материала, опрос.

о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
Обсуждение нового материала, опрос.












13PAGE 15


13PAGE 141115