Рабочая программа по предмету «Эстетическое воспитание» по программе профессионального обучения 19601 «Швея»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАСЛЯНИНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ АГРАРНЫЙ ЛИЦЕЙ»
УТВЕРЖДАЮ
директор лицея
___________С.В.Смирнов «___»_____________2016 г
Рабочая программа по предмету
«Эстетическое воспитание»
по программе профессионального обучения
19601 «Швея»
Маслянино 2016 г
Рабочая программа по учебной дисциплины «Эстетическое воспитание» разработана на основе «Комплекта учебной программной документации для профессиональной подготовки рабочих, из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья» по профессии 19601 «Швея» допущено Министерством образования РФ в качестве примерной учебной учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих от 22 мая 2003 года. Разработчик:
Рыкова Ольга Юрьевна, преподаватель дисциплины
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦК
___________ Г.И. Сафронова
Протокол № ___ от «___»_________2016 г
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора УПР_____________ Е.А. Ковтунова«___» ___________ 2016 г

Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1.Общая характеристика учебной дисциплины.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины. 4
5
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. 7
8
3. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 10
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины. Информационное обеспечение. 11
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Эстетическое воспитание» предназначена для изучения дисциплины в специальных коррекционных группах.
Основной целью учебной дисциплины, является формирование профессиональной личности с определенными психологическими и нравственными качествами, необходимыми в повседневной деятельности.
Формы и способы организации учебных занятий
Система уроков условна, но все же, выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия преподавателя и обучающихся для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение ситуационных задач. Компьютер на таких уроках используется как источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.
Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Знание основ эстетических и этических принципов способствует формированию целостного мировоззрения, помогает в определении целей жизни и нравственных ориентиров. Приобщение к миру, живущему «по законам прекрасного», обеспечивает выработку навыков этического и художественного восприятия реальности, произведений искусства, а также повышает уровень общей и профессиональной культуры.
Дисциплина имеет целью формирование у обучающихся представления о многообразии различных эстетических культур, истории эстетики России, ее места в системе мировой культуры. Указанные моменты призваны содействовать формированию положительных качеств обучающегося, как будущего специалиста, эрудированного человека, гражданина своей страны.
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины, область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19601 Швея.
Программа учебной дисциплины переработана и адаптирована для обучения студентов коррекционных групп, так же может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Эстетического воспитания» входит в группу общепрофессиональных дисциплин гуманитарного и социально- экономического цикла. Цель предмета: формирование основ эстетического сознания личности, освоение способов философского осмысления явлений культуры, как продукта эстетической практики, в ее истории и современности, умение применять полученные знания в профессиональной, общественной и личной жизни.
Задачи:
1. Возведение индивидуального опыта эстетических переживаний на уровень саморефлексии и теоретических размышлений о нем;
2. Достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;
3. Акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли;
4. Развитие профессиональной способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании общепринятых мировых критериев.
5. Воспитание социальной ответственности и компетентности.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными компетенциями, включающими в себя:
Знание:
- сущность и содержание эстетики, их основные принципы и категории;
- основные вехи исторического развития эстетики;
сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества;
понятие «прикладная эстетика», характеристику ее видов;
эстетику внешнего образа человека.
Умение:
применять знания по эстетике и в профессиональной деятельности.
- выявлять эстетическое содержание различных видов в своей профессиональной деятельности;
Владение:
1.Навыками и умение применять полученные знания в профессиональной и в других видах деятельности.
3. Профессиональным мастерством и широким кругозором.
4. Навыками критической рефлексии и самооценки.
При контроле и оценке освоения материала используются:
типы контроля: внешний, взаимоконтроль, самоконтроль;
виды контроля: входной вводная беседа), текущий (практические и самостоятельные работы), итоговый (контрольная работа - тест);
формы и методы контроля: устный опрос (фронтальный, индивидуальный и комбинированный), тестирование, ситуативные задания, сообщения, избирательные задания (альтернативные и конструктивные).2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 17
в том числе: практические занятия 4
контрольные работы (тест) 1
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Итоговая аттестация в форме зачета (тест) 1
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Эстетическое воспитание»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов Объём часов
Раздел 1.
Основы эстетики. 5
Тема 1.1.
Введение. Общие сведения о предмете.
Задачи предмета «Основы эстетического воспитания», его значение для овладения
профессиональными навыками. Эстетика и гармоничное развитие человека в обществе.
Практическое занятие 1
1
Тема 1.2.
Эстетическая
культура. Понятие эстетического. Общие сведения об эстетике как науке. История эстетической мысли. Основные области эстетической деятельности человека.
Общие понятия об эстетической культуре (понятийный аппарат: эстетическая деятельность, эстетическое сознание,эстетические потребности, эстетические чувства, эстетический идеал, эстетический вкус). 1
Тема 1.3.
Эстетическое воспитание.
Сущность эстетического воспитания, его значение. Понятие об эстетическом чувстве, идеале. Эстетическая
оценка. Эстетическая потребность.
Понятие об эстетическомвкусе, его проявление и значение.
Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности.
Практическое занятие 1
1
Раздел 2. Эстетические категории. 3
Тема 2.1. Эстетические категории. Прекрасное и безобразное, как эстетические категории; комическое и трагическое, как эстетические категории.
1
Тема 2.2. Эстетические категории. Анализ художественных произведений и произведений искусства разных исторических эпох с определением эстетических категорий в них.
Практическое занятие 1
1
Раздел 3.
Духовная культура
человека.
8
Тема 3.1. Виды и жанры искусства. Их особенность.
Изобразительные искусства;
Декоративно-прикладное искусство;
Музыка и ее жанры.
Театральное искусство;
Танцевальное искусство;
Киноискусство
Практическое занятие 2
Тема 3.2. Созидательная роль искусства в жизни общества.
История развития мирового искусства: античность и средневековье, возрождение и классицизм. Классики мирового искусства.
Просмотр видеофильма из серии «Мировые шедевры»
2
Тема 3.3. История развития мирового и Российского искусства. Современное искусство.
История развития Российского искусства. Знаменитые представители современного мирового и Российского искусства.
Просмотр видеофильма из серии «Мировые шедевры».
История современного искусства. Знаменитые представители современного искусства. 2
Тема 3.4. История развития искусства на территории Маслянинского района.
Народные промыслы на территории Маслянинского района. Посещение Маслянинского краеведческого музея - экспозиции
«Промыслы и занятия коренных народов Сибири». 2
Итоговый тест по учебной дисциплине. 1
Всего по учебной дисциплине: 17
Итоговая аттестация зачёт 3. Контроль и оценка результатов освоения Учебной дисциплины «Эстетического воспитания»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем, в процессе проведения занятий, бесед, тестирования, дидактических и ролевых игр, а также выполнения обучающимися письменных, индивидуальных заданий (сообщения, рефераты, творческие задания, выполнение домашнего задания).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Применять знания по эстетике при усвоении профессиональных модулей и профессиональной деятельности. Устный опрос;
Беседа
Активность на занятиях (экспертное суждение, дополнения к ответам сокурсников и т.п.);
Тестирование
Экспертиза качества выполнения творческого задания
Устный контроль (блиц-опрос)
Взаимоэкспертиза заданий малых групп, в ходе дидактической и ролевой игры и экспертная оценка преподавателя
Терминологический диктант
Владение понятийным аппаратом
Зачет с использованием контрольных материалов в виде набора тестовых заданий
Знания:
Истории эстетики;
Место эстетики в системе современного научного знания, их роль и значение в профессиональной жизни человека;
Основные категории эстетики;
Сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества; прикладную эстетику.
Эстетику внешнего образа человека.
Критерии воспитанности и необходимость самовоспита-нности. Критерии оценки учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) групп
Оценка % выполнения заданий
удовлетворительно 35 – 50%
хорошо 50 – 65%
очень хорошо свыше 65%
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки студентов по дисциплине, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы, наглядные пособия, мультимедийные презентации по темам курса, видео и аудио записи по дисциплине.Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
5. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2012 г.
Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов ссузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20013 г.
Никитина И.П. Эстетика: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
Дополнительные источники:
Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 20013.
Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2012 г.
Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011 г.
Справочные и информационные издания
Адреса ресурсов Интернет:
1.Библиотека сайта http://www.philosophy.ru
2. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/