Рабочая программа учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 080110.02 «Контролер сберегательного банка»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ( ФИЗИКА ) г. Раменское 2013 г. 2 2 Программа учебной д исциплины Естествознание (ф изика ) разработана на основе Федерального государственного образовательного станд арта (далее – ФГОС) для професси й начального профе с сионального образования (далее НПО) 260807.01 «Повар, кондитер» и 080110.02 «Контролер сберегател ьного банка » . Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п реподаватель химии и физики Госуд арственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя _____________________________________________________ _____________ __ ___________________ _______________________________________________ __ «____»____________201______ 3 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН Ы 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 3 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНК А РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕН ИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 7 4 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Естествознание (ф изика ) 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины Естествознание (ф изика ) является частью основной общеобразовательной программ ы в соответствии с ФГОС для професси й НПО 260807.01 «Повар, кондитер» и 080110.02 «Контролер сберегательного банка » . Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального образова ния . 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл . 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения учебной дисц иплины «Физика» обучающийся должен: знать/понимать:  смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная ;  смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;  смысл физич еских законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;  вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь:  описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитн ую индукци ю , распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излуч ение и поглощение света атомом; фотоэффект;  отличать гипотезы от научных теорий; 5 5  делать выводы на основе экспериментальных данных;  приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;  приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, те рмодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;  воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать инфор мацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно - популярных статьях.  применять полученные знания для решения физических задач;  определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;  измерять ряд физических величин, представляя резу льтаты измерений с учетом их погрешностей; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, с редств радио - и телекоммуникационной связи;  оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;  рационального природопользования и защиты окружающей среды. При построении учебного процесса учитывают ся, требования ФГОС НПО професси й 260807.01 «Повар, кондитер» и 080110.02 «Контролер сберегательного банка » , которые предусматривают, что выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать с ущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществл ять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информац ионно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 6 6 ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для ю ношей). Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определ яющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения раз нообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения зна ний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; нео бходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально - этической оценке использования научных достижений, чувства ответствен ности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. В данном курсе физики о бучающимися приобретаются компетенции по четырём группам: Самообразование:  использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;  формирование умений различать факты, гипотезы, п ричины, следствия, доказательства, законы, теории;  овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; 7 7  приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Само организация :  владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:  организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Информационн ы е:  скорость и точность сбора и обработки информации  моделирование и визуализация процессов  использование полученной информации при планировании и реализации своей деятельности  структурирование имеющейся информации, представление её в различных фо рмах и на различных носителях К оммуникативн ые:  владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;  использование для решения познавательных и коммуникативных задач разли чных источников информации. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 8 3 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов; самостоятельной работы обучающегося 19 часов. 8 8 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 83 Обязательная аудиторная учебная н агрузка (всего) 64 в том числе: лабораторные и практические работы 3 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 19 в том числе: доклады 4 решение задач 8 с амостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя 4 составление конспекта 3 Итоговая аттестация в форме з ачёт 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Е стествознание (ф изика ) 260807.01 «Повар, кондитер» 080110.02 «Контролер сберегательного банка» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала , лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Введение. Физика – наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границ ы применимости. Моделирование физических явл е ний и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания прир о ды. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. 3 Тема 1. Механика . 15 1 Относительность механического движения. Сис темы отсчета. Хара к теристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое опис а ние . Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость , трение, сила тяжести. Закон всеми р ного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохран е ния механической энергии. Работа и мощность. Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Механические волны . Свойства механических волн. Длина волны. Звук о вые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Лабораторные и практические работы: Практическая работа №1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. Практическая работа №2 . Наблюдение за виртуальными моделями по кинематике. Лабораторная работа №1. Изучение колебаний пружинного маятника. 3 2, 3 Самостоятельная работа обучающихся : Решение задач . Составление конспекта. 5 3 Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика. 5 1, 2, 3 История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтве р ждающие атомно - молекулярное строение вещества. Масса и размеры м о лекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней к и нетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состоя ний вещества на основе атомно - молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между да в лением и средней кинетической энергией мол е кул газа. Модель строения жидкости. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окр у жающей среды. КПД тепловых двигателей. Сам остоятельная работа обучающихся: П одготовка докладов на индивидуальные темы, посвященные вкладу в развитие физики известных ученых - физиков. 2 3 10 Тема 3. Электродинамика . 13 1, 2, 3 Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохр а нения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напр я женность поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрич е ское сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джо уля — Ленца. Мощность электрического тока. Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Явление электромагнитной индукции. Принцип действия электрог е нератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и п о требление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника без о пасности в обращении с электрическим током. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость эле к тромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Свет как элект ромагнитная волна. Интерференция и дифракция св е та. Законы отражения и преломления света. Диспе р сия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические примен е ния. О п тические приборы. Самостоятельная работа обучающихся : Са мостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя. Решение задач. 6 3 Тема 4. Строение атома и квантовая физика . 1 1 1, 2, 3 Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и ко р пускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на и с пол ь зовании фотоэффекта. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и и с пользование лазера. Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная эне р гетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. 2 3 11 Тема 5. Эволюция Вселенной . 15 1, 2, 3 Эффект Доплера и обнаружен ие «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов на индиви дуальные темы «Гипотезы развития и строения Вселенной» Решение задач. 4 3 З ачет 2 3 Всего: 64 Уровни освоения учебного материала: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по об разцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 12 Перечень лабораторных и практических работ № Наименование лабораторных и практических работ Количество часов 1 П рактическая работа №1. Исследование движения тела под действием постоянной силы . 1 2 Практическая работа №2. Наблюдение за виртуальными моделями по кинематике . 1 3 Лабораторная работа №1. Изучение колебаний пружинного маятника . 1 Всего: 3 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ НЫ Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Физика . 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспеч е нию : 3.1.1. Оборудование учебного кабинета: Учебный набор гирь Набор гирь Компьютерный измерительный блок Метр демонстрационный Насос вакуумный Комовского Мультиметр цифровой Барометр БР 52 Динамометр Бакушинского Манометр открытый демонстрационный Комплект тележек легко подвижных Комплект блоков демонстрацион ный (мет. ) Манометр метал. Пресс гидравлический Прибор для демонстрации законов механики Прибор для определения механ ических с войств материалов Набор конструктор по гидростатике Генератор звуковой Груз наборный на 1 кг. Трубка для демонстрации конвекции ж идкости Шар с кольцом Набор тепловые явления Набор «изотерма» Набор «изобара» Набор «Кристаллизация» Прибор для демонстрации линейного расширения тел Миллиамперметр лабораторный Трансформатор универсальный Электронный усилитель Источник питания для фронтал ьных работ Машина электрофорная малая Электрометр с принадлежностями Набор по передаче электроэнергии Штатив изолирующий Маятник электростатический Султан электрический Электромагнит разборный с деталями Прибор Ленца 14 Катушка дроссельная Планшет по радио эл ектроники Набор конденсаторов Набор полупроводников Набор «электричества» Магнит полосовой демонстрационный Магнит полосовой лабораторный Магнит U демонстрационный Магнит U лабораторный Набор «Магнитное поле Земли» Набор «Демонстрационная оптика» Лаборато рный набор геометрическая оптика Прибор для измерения длины световой волны Модель планетной системы Глобус звездного неба Ф320 Карты звездного неба Глобус Марса Таблицы по физике лам. двухсторонние Таблица «Шкала электромагнитных волн» Портреты физиков Ком плект карточек «Электричества» Комплект карточек Оптика Методические указания к набору Оптика Видеокассеты : Физика – 1 Физика – 2 Физика – 3 Физика – 4 , 5 Физика – 6 О сновы кинематики Физика – 7 Г еометрическая Оптика Операция Гелий Астрономия – 1 , 2 (к омплект 2 кассеты) Вселенная Земля 3.1.2. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Набор лабораторный «Механика» Набор лабораторный «Оптика» Набор лабораторный «Электричество» Электромагнит лабораторный Методические указания «Механик а» Методические указания «Электричество» Методические указания «Оптика» Комплект лабораторный по электродинамике и для изучения п/п Лабораторный набор «Исследование изопроцессов в газах» Штатив для фронтальных работ 15 Набор лабораторный «Кристаллизация» Наб ор по электролизу лабораторный Компас Реостат лабораторный Комплект для изучения полупроводников (диоды) Комплект для изучения полупроводников (транзисторы, тиристоры) Набор пружин с различной жесткостью Лабораторный набор «Магнетизм» Лабораторный набор « Тепловые явления» Набор резисторов для практикума Стакан отливной лабораторный Набор конденсаторов для практикума Трибометр лабораторный Набор резины полосовой Секундомер Набор для изучения тока в вакууме (диод – триод ученика) Модель радиоприемника (сбор ная) Генератор звуковой функциональный (школьный) Счетчик - секундомер - частотометр (демонстрационный) Тарелка вакуумная Прибор для измерения длины акустической волны Генератор низкочастотный Блок питания высоковольтный Трубка Ньютона Набор химической посуд ы и принадлежностей для кабинета физики Стакан отливной демонстрационный Мультиметр цифровой демонстрационный Электроплитка 800 Вт Прибор для измерения длины световой волны с помощью диф. реш етки . Стеклянная пластинка со скошенными гранями Штангенциркуль Лента измерительная 1,5 м Бюретка с краном емкостью 25 мл Пинцет Гигрометр волосной Гигрометр металлический (гигрометр Ламбрехта) Реохорд с двойным ключом Весы технические ВТ2 - 200 Пипетка глазная 3.1.3. Технические средства обучения: М ультимедийный проектор; П роекционный экран; К омпьютерные программы (обучающие и контролирующие). 16 3.2. Информационное обеспечение обучения: Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей ; под ред. Т.И. Трофимовой . – 3 - е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 201 3 . – 352 с. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естес твенно - научного профилей: Сборник задач . - М. : Издатель ский центр «Академия», 2013. – 288 с. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: Решения задач . – 2 - е изд., стер. - М. : Издательск ий центр «Академия», 201 3 . – 400 с. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика: Справочник . - М. : Издатель ский центр «Академия», 2010. – 272 с. Дополнительные источники: Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. учрежден ий нач. и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева . – 6 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 3 . – 448 с. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Контрольные материалы . – 2 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 3 . – 112 с. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Сборник задач. – 3 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с. Самойленко П.И. Физика для профессий и специ альностей социально - экономического и гуманитарного профилей . – 4 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 3 . – 496 с. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально - экономического и гуманитарного профилей: Сборник задач . – 3 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 3 . – 2 40 с. Литература для учителя: Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Методические рекомендации . – 1 - е изд . – М. : Издательский центр «Академия» , 201 0 . – 176 с. Интернет - ресурсы: html :// school - collection . edu . ru html :// www . fcior . edu . ru 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практ ических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Знания:  смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимо - действие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;  смысл физических величин: скорость, ускорение, ма сса, сила, импульс, работа, меха - ническая энергия, внутренняя энергия, абсолютная темпе - ратура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элемен - тарный электрический заряд;  смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохра - нения энергии, импульса и электрического заряда, термо - динамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;  вклад российских и зарубежных ученых , оказавших наибольшее влияние на развитие физики;  устная проверка  тестовый контроль  устная проверка  тестовый контроль  оценка результатов практическ их занятий  оценка результатов аудиторной самостоятельной работы  устная проверка  оценка результатов практических занятий  оценка результатов аудиторной самостоятельной работы  оценка результатов контрольной работы  устная проверка  оценка реферата 18 Умения :  описывать и объяснять физические я вления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитн ую индукци ю , распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффек т;  отличать гипотезы от научных теорий;  делать выводы на основе экспериментальных данных;  приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выв одов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;  приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энерге тике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;  оценк а результатов практических занятий  оценка результатов аудиторной самостоятельной работы  оценка результатов лабораторной работы  оценка результатов контрольной работы  оценка результатов физических минимумов  оценка реферата  оценка результатов выполнения лабораторных работ  устная проверка  оценка реферата  устная проверка  оценка реферата 19  воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно - популярных статьях.  применять полученные знания для решения физических задач;  определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;  измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешнос тей; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни : 1. для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио - и телекоммуникационной с вязи; 2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; 3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.  устная проверка  оценка реферата  устная проверка  оценка результатов практических занятий  оценка результатов аудиторной самостоятельной работы  оценка р езультатов лабораторной работы  оценка результатов контрольной работы  оценка результатов физических минимумов  проектная деятельность Формы контроля знаний: 1.Индивидуальный 2.Групповой 3.Комбинированный 4.Самоконтроль Методы контроля: 1.Письменный 2.Прак тический 3.Наблюдение и оценка практических действий 4.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка). 5.Тестовый контроль с применением информационных технологий.