Рабочая программа учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (биология)» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 080110.02 «Контролер сберегательного банка».


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ « УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ НПО ПЛ №13 МО ____ __________ / Калачанова Н.Б ./ «______» _______ _______ _ 201 3 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИО ЛОГИЯ)» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессиям: 260807.01 «Повар, кондитер» , 080110.02 «Контролер сберегат ельного банка » . г. Раменское 2013 г. 2 Программа учебной дисциплины Естествознание (б иология ) разработана на основе Федерального государственного образовательного станд арта (далее – ФГОС) по професси й начального профе с сионального образования (дал ее НПО) 260807.01 «Повар, кондитер» и 080110.02 «Контролер сберегательного банка » . Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п реподаватель химии и биологии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. Рассмотрено на засед ании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя ________________ _____________________________________ _______________ ____________________________________________________________________ «____»____________201______ 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН Ы 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Естествознание (б и олог ия ) 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины Есте ствознание (б иология ) является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по професси ям НПО 260807.01 «Повар, кондитер» и 080110.02 «Контролер сберегательного банка » . Программа учебной дисциплины может быть использована для профе ссий естественнонаучного и социально - экономического профилей профессионального образования . 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл . 1.3. Цели и задачи дисципл ины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  объяснять : роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картин ы мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи орга низмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;  решать элементарные биологические задачи; сост авлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);  описывать особей видов по морфологическому критерию;  выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвен но), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;  сравнивать : биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы ( естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; 5  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, посл едствия собственной деятельности в окружающей среде;  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях, компьютерных база х данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (кур ение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусств енное оплодотворение). В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчи вости;  строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видо в, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику ; 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учеб ной нагрузки обучающегося 43 часа , в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 33 час а ; самостоятельной работы обучающегося 10 часов. 6 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 43 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 33 в том числе: л абораторные и практические занятия (проведение биологических исследований) 3 Самостоятельная р абота обучающегося (всего) 10 в том числе: доклады 5 с амостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя 3 составление конспекта 2 Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание (б иология ) Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятел ьная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания. 2 1 Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уров невая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Самостоятельная работа обучающихся Тема: Биоло гия как наука 1 Тема 2. Учение о клетке. 5 Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорг анических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. З начение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов . Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркот ических веществ на развитие зародыша человека. 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологических исследований : наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и живот ных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 1 2 3 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Учение о клетке. 2 Тема 3. Основы генетики и селекции. 6 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о зак ономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная из менчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологических исследований : выявление признаков сходства зародышей человека и других млеко питающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии 2 2 8 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Учение об организме. 2 3 3 Тема 4. Учение о видах. 11 Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании совре менной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологических исследований : опи сание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. 1 2 3 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Учение о видах. 3 Тема 5. Основы экологии. Экосистемы. 6 Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Биосфера – гло бальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. 1, 2, 3 Лабораторные работы П роведение биологических исследований : выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследован ие изменений в экосистемах на биологических моделях; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения 1 2 3 3 Самостоятельная работа обучающихс я Тема: Основы экологии. Экосистемы. 2 Дифференцированный зачет 3 3 Всего: 33 Уровни освоения учебного материала: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкц ии или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ НЫ 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению Реализация программ ы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология 3.1.1. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал). 3.1.2. Технические средства обучения:  м ультимедийный проектор;  проекционный экран;  биологические препараты;  микроскоп. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Общая биология: учебник дл я студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В.М.Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М.Константинова. – 10 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. Дополнительные источники: Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [ Н.Б.Чебышев, Г.Г .Г ринева, Г.С.Гузикова и др. ] ; под ред. Н.Б.Чебышева. – 8 - е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с. Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы: рабочая тетра дь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2011. Интернет - ресурсы : http://nrc.edu.ru/est/ http://www.livt.net/ http://bio.1september.ru/ http://evolution.powernet.ru/ http://dronisim o.chat.ru/homepage1/ob.htm http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Учащийся должен знать: * основные положе ния биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; * сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; * строение биологических объектов : клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); * сущность биологических процессов : размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; * вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; * биологическую терминологию и символику ; Учащийся должен уметь: * объяснять : роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство ж ивой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающе й среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; пятибалльная система оценки знаний письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов) письменный фронтал ьный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. практический фронтальный контроль, устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль письменный фронтальный контроль, устный индивидуальный контро ль. устный индивидуальный контроль 11 * решать элементарные биологические задачи; составлять элементарн ые схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); * описывать особей видов по морфологическому критерию; * выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропоген ные изменения в экосистемах своей местности; * сравнивать : биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; * анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собст венной деятельности в окружающей среде; * изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; * находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях, компьютерных базах данных, р есурсах Интернета) и критически ее оценивать; *использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алк оголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; *оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; *оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное о плодотворение). практический фронтальный и индивидуальный контроль устный индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль самоконтроль самоконтроль