План работы методического объединения классных руководителей на 2014-2015 учебный год


ПЛАН РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Состав МО: классные руководители 1-11 классов
Руководитель МО: Земзюлина Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6-8 классов
Положение
о методическом объединении классных руководителей
1. Общие положения
Методическое объединение классных руководителей является структурным подразделением системы управления воспитательным процессом внутри школы.
Методическое объединение координирует научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов разной возрастной ступени.
Методическое объединение создается на добровольной основе, объединяет педагогов одного предмета или цикла предметов, ступени обучения, воспитательного направления.
Работа РМО строится в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства общего образования Российской Федерации, Министерства образования области, муниципальных отделов образования и с данным положением.
2. Цель и задачи деятельности методического объединения
Цель: повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии, педагогики и практики воспитательной работы в условиях модернизации российского образования.
Деятельность методического объединения направлена на выполнение следующих задач:
 Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
 Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
 Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
 Координирование планирования. Организация и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
 Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
 Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.
3. Содержание деятельности и назначения МО в школе
 Коллективное планирование и анализ организации жизнедеятельности классных коллективов.
 Организация взаимодействия классных руководителей в воспитательной деятельности классных коллективов.
 Определение принципов воспитанности и критериев воспитания учащихся.
 Организация изучения и освоения классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.
 Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).
 Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта.
4. Основные формы работы в методическом объединении
• заседания методических объединений;
• круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим и воспитательным вопросам;
• творческие отчеты классных руководителей и т.п.;
• открытые уроки по предмету и внеклассные мероприятия;
• лекции, доклады, сообщения и дискуссии;
• проведение предметных и методических недель;
• взаимопосещение классных часов;
• организационно-деятельностные игры.
5. Документация методического объединения
Для регламентации деятельности методического объединения должны быть следующие документы:
• Приказ об открытии МО;
• Приказ о назначении на должность председателя МО;
• Положение о МО;
• Функциональные обязанности участников МО;
• Банк данных об учителях МО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, задания, домашний телефон);• Сведения о темах самообразования учителей МО;
• Годовой план работы;
• Протоколы заседаний методического объединения;
• Программы, проекты деятельности; творческие наработки членов МО; диагностические исследования;
• Анализ работы за прошедший год.
Структура плана работы методического объединения классных руководителей:
- Педагогические задачи объединения;
- Календарный план работы МО;
- График открытых мероприятий классов;
- Повышение профессионального мастерства классного руководителя (темы самообразования, участие в курсах повышения квалификации);
- Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
6. Функциональные обязанности руководителя МО классных руководителей:Отвечает:• за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения; • за пополнение «методической копилки» классного руководителя;• за своевременное составление документации.Организует:• взаимодействие классных руководителей – членов методического клуба между собой и с другими подразделениями школы;• семинары, конференции, заседания МО в других формах (1 в четверть);• консультации по вопросам работы классных руководителей.
Педагоги «реалисты» берут ответственность за организацию частного, ограниченного опыта поведения, общения, переживания школьников. Они берут ответственность за то, чтобы этот опыт был позитивен, ценен для ребят.
Итак - классное руководство
– это многообразие и многоемкость деятельности
- это широкий круг обязанностей, это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
Но на пути классного руководителя огорчения и неудачи встречаются чаще радостей и побед. Помочь педагогу увеличить вес побед и уменьшить груз неудач – это и должна быть основная задача методического объединения классных руководителей.
Направления работы классных руководителей
Свою работу классные руководители планируют,исходя из темы, воспитательных целей и задач школы.
Тема работы МО классных руководителей:
«Современные образовательные технологии и методики
в воспитательной системе классного руководителя в работе по развитию творческих способностей учащихся сельской школы в условиях реализации ФГОС второго поколения»
ЦЕЛИ:
Повышение профессионального мастерства классных руководителей, обобщение и распространение их педагогического опыта.
ЗАДАЧИ:
Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе.
Организация информационно-методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с обучающимися.
Методическая помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса.
Организация и проведение на высоком профессиональном уровне инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности классного руководителя.
Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
7. Воспитание в ребёнке любви и внимания к семье, чуткости, деликатности, чувства товарищества, стремления направить свою деятельность на пользу общества
8. Разнообразить внешкольные мероприятия, активизировать работу классных коллективов.
Приоритетные направления методической работы:
1. Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2. Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
3. Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
4. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы
АНАЛИЗ
РАБОТЫ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙза 2013/2014 учебный год
В зависимости от своей профессиональной и социальной роли, каждый работающий в школе организует ту или иную сферу жизни ребенка. Учитель главным образом работает в сфере учебной деятельности, родители призваны заботиться о здоровом образе жизни ребенка, педагоги дополнительного образования обеспечивают культурный досуг. Но только классный руководитель в этой цепочке занимает особое место. Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию - взаимодействие с ребенком. Место классного руководителя рядом с ним, а основная его функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.
С одной стороны, быть классным руководителем дано не каждому. Найти учителя, который бы по собственному желанию и стремлению хотел работать классным руководителем, бывает очень нелегко, потому что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя трудоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем, в школе нет работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной
работе школы. В школе 11 классов (классные руководители с 1-11 классы). Состав классных руководителей меняется. Планирование работы классных руководителей по воспитанию учащихся соответствует современным требованиям. В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы,организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
В 2013/2014 учебном году в состав методического объединения входило 7классных руководителей.
Целью воспитательной работы было вооружение классных руководителей теоретическими и практическими знаниями в вопросах организации работы на основе диагностики школьников в условиях личностно-ориентированного подхода к воспитанию в условиях модернизации образования.
Работа методического объединения осуществлялась соответственно поставленным
задачам:
1)Организовать информационно-методическую помощь классным руководителям.по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2) Вовлекать классных руководителей в методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.
3) Создать информационно-педагогический банк собственных достижений, популяризировать опыт педагогов.
4) Развивать информационную культуру педагогов, использовать информационные технологии в воспитательной работе
Реализация поставленных задач происходила посредством работы в классном коллективе, совместной деятельности семьи и школы в формировании личности ребенка. Многие аспекты работы классных руководителей были раскрыты на заседаниях МО.
В 2013-2014 году было проведено четыре заседания МО классных руководителей, на которых рассмотрели следующие вопросы:
I. Заседание МО
Тема «МО классных руководителей: поиск эффективных решений»
II. Заседание МО
Тема «Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя»
III. Заседание МО
Тема: «Формы работы с классом . Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации»
IV Тематическое заседание МО:
Тема: «Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка»
В школе была организована работа, во время которой проводились открытые классные часы, выставки достижений класса, оформлялось портфолио класса и другое.
Классные руководители работали по следующим направлениям:
осуществление всеобуча
организация классного коллектива
организация общественно-полезного труда и внешкольного мероприятия
идейно-нравственное воспитание
воспитание нравственного отношения в коллективе класса
воспитание навыков культуры поведения: доброты, милосердия, отзывчивости и уважения друг к другу
воспитание сплоченного коллектива через развитие познавательного интереса в разных формах внеурочной деятельности
создание условий для саморазвития и самореализации личности
воспитание нравственности и культуры поведения учащихся
помощь в учебе
работа с родителями
Методическая работа проходила в форме заседаний методического объединения, состоящих из 2-ух частей – теоретической и практической.
На заседаниях МО классных руководителей в прошедшем учебном году рассматривались важные вопросы. За круглым столом классные руководители поделились опытом, как создать в классном коллективе благоприятный климат, сформировать самоуправление в классе. Знакомились с методической литературой по проблемам воспитания.
В течение года классы были активными участниками всех общешкольных традиционных мероприятий:
День Учителя
День Матери
Новый год
День защитника Отечества
8 марта и ряд других.
План работы МО классных руководителей выполнен полностью. Все классные руководители участвовали во взаимопосещении открытых внеклассных мероприятий и их обсуждении. Создаётся банк методических разработок по проведению наиболее удачных воспитательных мероприятий по разным возрастным группам.
На заседаниях выступали педагоги по актуальным вопросам:
1.Доклад «Патриотическое воспитание сегодня» (Маевская Т.Я.);
2.Доклад «Особенности проведения классных часов в начальной школе» (Сараева Н.В.);
3.Доклад «Нравственные ценности семьи» (Красникова Л.В.);
4. Доклад «Профориентация выпускников» (Гуреева Л.Ф.).
Анализ планов воспитательной работы показывает, что классные руководители используют различные формы проведения классных часов – это: викторины, конференции, диспуты, игры, соревнования, экскурсии, встречи, анкетирования, заочные путешествия, устные журналы, применение компьютерных презентаций, но наиболее часто используемой остается – беседа. Практически каждый третий классный час, это беседа на различные темы. Наиболее часто эту форму работы используют руководители старших классов.
Вместе с тем хочется отметить недостатки в работе МО. Портфолио и темы самообразованияклассные руководители не имеют. Не на должном уровне ведется классными руководителями индивидуальная работа с детьми «группы риска», диагностические исследования носят эпизодический характер, не прослеживается результативность работы. Некоторые классные руководители безответственно относятся к отчетной документации. В следующем учебном году следует сделать работу более гласной, по итогам проведенных мероприятий проводить обсуждение.
Классным руководителям было также рекомендовано разнообразить формы проведения мероприятий и использовать в большей степени активные формы. Проводить индивидуальные и групповые исследования особенностей детей, выявлять проблемы в классе и планировать пути решения этих проблем. Активнее участвовать в районных конкурсах.
Исходя из анализа работы МО за 2013 -2014 учебный год необходимо в 2014-2015уч.году:
- продолжить оказание помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы с классным коллективом;
- усилить работу с учащимися, направленную на укрепление их здоровья и формирование здорового образа жизни, на повышение охвата школьников дополнительным образованием (вовлекать детей в деятельность кружков и спортивных секций);
-осуществлять конструктивное партнерство школы и семьи по предупреждению
асоциального поведения учащихся, совершенствуя профилактическую работу;
- активизировать работу по развитию школьного самоуправления;
- совершенствовать деятельность классных руководителей по формированию социальной компетентности у детей посредством изучения передового педагогического опыта, взаимопосещения классных часов и занятий, проведения открытых мероприятий;
- продолжить изучение материала по внедрению новых методов и форм воспитания.
Задачи на новый учебный год:
- воспитывать в ребёнке любовь и внимание к семье, чуткость, деликатность, чувство товарищества, стремление направить свою деятельность на пользу общества;
- продолжить работу имеющихся кружков, стремиться заинтересовывать всех учащихся;
- разнообразить внешкольные мероприятия, активизировать работу классных коллективов.
РуководительМО  Земзюлина С.А.
 
                                                                                                        Учитель, образ его мыслей –
                                                                                              вот что самое главное
  во всяком обучении и воспитании. А. ДистервегСостав методического объединения классных руководителей
(2015-2016 учебный год)
№ ФИО
классного руководителя класс стаж образование
1 Халина Г.В. 2,4 34 высшее
2 Полякова Е.С. 1,3 4 высшее
3 Адова Т.В. 6 25 высшее
4 Земзюлина С.А. 7-8 18 высшее
5 Красникова Л.В. 11 23 высшее
6 Сараева О.В. 5 15 высшее
7 Аболмасова Г.В. 9 15 высшее
 
 
Функции МО классных руководителей
Методическая функция
Создание портфеля классного руководителя
 диагностический материал
 протоколы родительских собраний
 методические материалы
 банк воспитательных мероприятий в течение года
Участие в конкурсах профессионального мастерства в течение года
Участие в конкурсе методических разработок в течение года
Мониторинг деятельности классных руководителей, уровня воспитанности обучающихся 1 раз в полугодие
Организационно-координационная функция
Совместная деятельность классного руководителя с психологической службой, библиотекой и предметными МО по изучению развития личности в классном коллективе в течение года
Функция планирования и анализа
Планирование с помощью организационно-деятельностной игры
Экспертиза воспитательного пространства школы (мониторинг деятельности в таблицах, графиках, диаграммах)
Анализ инновационной работы.
Самоанализ компонентов в воспитательной деятельности.
Самоанализ работы классного руководителя согласно должностным обязанностям
Инновационная функция
Включение информационных технологий в воспитательный процесс
Применение технологии «Открытое пространство»
Публикация и пополнение школьного сайта
МО классных руководителей ведет следующую документацию:
- список членов МО;
- годовой план работы МО;
- протоколы заседаний МО;
- программы деятельности;
- аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий,
- инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классныхколлективах и деятельности классных руководителей;
- материалы «Методической копилки» классных руководителей.
Структура плана МО классных руководителей:
1) Анализ работы МО, проведенной в предыдущем году.
2) Педагогические задачи объединения
3) Календарный план работы МО, в котором отражаются:
- план заседаний МО
- график открытых мероприятий классов
- участие МО в массовых мероприятиях школы
- другая работа.
4) Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей
Функциональные обязанности классного руководителя.
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
- изучение личности учащихся
- анализ координации и коррекции образовательного процесса и взаимоотношений в классе(учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей…)
- организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов
жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минутинформации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.
- социальная защита учащихся (за неимением социального педагога совместно с кл.рук.)
- работа с родителями учащихся
- педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе
- организация, ведение классного журнала и дневников учащихся
В начале учебного года:
 составляет список класса и оформляет классный журнал
 изучает условия семейного воспитания
 уточняет или составляет социальный портрет класса
 собирает полную информацию об участии учащихся класса в конкурсах
 проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность
(в целях развития их способностей)
 организует коллективное планирование
 составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем МО классных руководителей и сдает на утверждение директору школы.
Ежедневно:
 отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся
 осуществляет педагогическую помощь активу класса
 осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви
 осуществляет контроль за дежурством по классу.
Еженедельно:
 проверяет дневники учащихся
 осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками
 проводит классный час
Ежемесячно:
 организует коллектив класса на участие в школьных делах
 помогает активу организовывать подведение итогов жизнедеятельности классных коллективов
 проводит занятия по ПДД и плановый инструктаж по ТБ
 дежурит на общешкольных вечерах
 контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В течение четверти:
 организует выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся
 помогает активу в организации жизнедеятельности класса (планирование, организация дел, коллективный анализ)
 организовывает дежурство класса (по графику) по школе
 оперативно информирует заместителя директора по ВР или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушенияучащихся класса устава школы
 проводит родительское собрание
 организует работу родительского комитета класса
 посещает МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы
В конце четверти
 организует подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности класса в прошедшей четверти
 сдает отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал
Во время каникул
 участвует в работе МО классных руководителей
 совместно с ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса
В конце учебного года
 организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году
 проводит педагогический анализ учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его заместителю директора по ВР
 организует ремонт классного помещения
 получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей
Формы методической работы:
- тематические педсоветы;
- семинары;
- консультации
 документация по воспитательной работе
 организация работы с родителями
 ученическое самоуправление в классе
 классный час- это……-мастер-классы
План
работы МО классных руководителей
на 2014-2015 учебный год
№ п/п Дата (месяц) Тема Рассматриваемые вопросы Ответственный
1 сентябрь Совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса. Анализ работы МО за 2013-2014уч.год.
Утверждение плана работы на 2014-2015уч.год. Руководитель МО
Рекомендации по планированию воспитательной работы на новый учебный год.
Выявление проблемных зон в работе классного руководителя.
Анкета «Современный классный руководитель» 2 Ноябрь Как сделать классное дело интересным и содержательным? Познакомить классных руководителей с различными формами проведения классных часов. Руководитель МО
Открытый классный час «Я люблю тебя , Россия!» Полякова Е.С.
Доклад «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения» Халина Г.В.
3 декабрь Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися
Руководитель МО
Открытый классный час «Конституция РФ» Земзюлина С.А.
Доклад «Правовое образование школьников» Красникова Л.В.
4 февраль Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений Профессиональный кодекс учителя.
Руководитель МО
Открытый классный час «Я выбираю жизнь!» Гуреева Л.Ф.
Доклад «Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей.»Адова Т.В.
5 Март Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей. Самообразование клас.рук.– одно из условий успеха в организации воспитательной работы. Руководитель МО
Открытый классный час «Будьте добрыми и человечными!» Адова Т.В.
Доклад « Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников» Полякова Е.С.
6 Май Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса. Итоги работы классных коллективов за истекший период. Классные руководители
Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива. Руководитель МО
Перспективы работы МО на следующий учебный год. Разное