Анализ работы методического объединения классных руководителей за 2014-2015 учебный год


Анализ работы методического объединения классных руководителей
МКОУ Вознесенской СОШ за 2014 – 2015 учебный год
Методическое объединение (МО) классных руководителей – одна из форм методической работы в школе, дающая прекрасные возможности для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.
Содержание методической работы с классными руководителями разрабатывается на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов-воспитателей.
В состав МО классных руководителей входит 14 педагогов. Большинство классных руководителей успешно решают проблемы классного руководства и могут поделиться опытом.
В течение 2014– 2015 учебного года МО классных руководителей работало над темой: «Развитие профессиональной компетентности классного руководителя, как фактор повышения качества воспитания в условиях подготовки и введении ФГОС».
Для решения данной проблемы, МО классных руководителей поставило перед собой следующие задачи:
  Организация информационно – методической помощи классным  руководителям
  Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность
  Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
  Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
Для обсуждения отдельных аспектов проблемы и решения поставленных задач в течение года было проведено 4 заседания МО классных руководителей, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
Система воспитания как педагогическое явление и понятие.
Моделирование системы воспитания в классе.
Инновационные формы организации воспитательной работы, ориентированные на формирование ключевых компетентностей учащихся.
Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы.
Самодиагностика готовности учителя к воспитывающей деятельности. 
На каждом заседании методического объединения классные руководители делились своим опытом, знакомились с новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса, с новой методической литературой по технологии, психологии и педагогике общения, вырабатывали единую педагогическую стратегию.
Помимо выступлений по теме на заседаниях МО проводится обзор новейшей методической литературы, знакомство с образовательными интернет-сайтами, решались текущие вопросы. При организации методической работы с классными руководителями использовались различные формы:
презентации, практикумы; круглые столы.
Эта форма повышения профессионального мастерства классных руководителей предполагает коллективное обсуждение волнующей всех педагогической проблемы. На консультациях обсуждались следующие вопросы: содержание деятельности классного руководителя, документация классных руководителей, организация учебно-воспитательной деятельности в классных коллективах, методики определения уровня воспитанности школьников, организация работы с детьми группы риска, организация работы с родителями, анализ воспитательной работы.
Воспитательная функция школы в современных условиях все возрастает. И чем сложнее эти условия, тем более высокий научный подход требуется к организации воспитательного процесса. Это имеет прямое отношение и к планированию воспитательной работы классного руководителя.
Анализ планов классных руководителей показал, что классные руководители к составлению планов воспитательной работы подошли не формально, а продуманно.
Планы воспитательной работы состоят из следующих разделов:
Анализ воспитательной работы за прошедший год.
Характеристика классного коллектива.
Цели и задачи воспитательной деятельности.
Основные направления и дела классного коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с родителями.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса. И это далеко не все направления деятельности классных руководителей.
Основной формой работы классных руководителей школы был и остается классный час (в разных формах его проведения), где школьники под ненавязчивым руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самим себе.
С сентября по май 2014-2015 учебного года классными руководителями были проведены открытые внеклассные мероприятия. Каждое мероприятие имело своё направление, форму, содержание.
Учителя начальных классов (Махнёва М.Н., Лущик Е.Н., Гатилова Н.А., Клятчёнок Н.И.) в течение учебного года проводят несколько открытых внеклассных мероприятий, яркими и запоминающимися были «День матери», «Прощание с Азбукой», «Выпускной вечер в 4 классе». Все проведённые мероприятия имели свои особенности и содержание. Родители являются постоянными гостями праздников, они не просто наблюдают за происходящим, а становятся активными участниками. Конкурсы, песни, частушки, стихи - неотъемлемая часть любой праздничной программы, проводимой педагогами. Традицией каждого мероприятия стало проведение чаепития, где каждый делится своими впечатлениями и радостным настроением.
Тельцова Е.В., Лобанова Л.В. провели мероприятие «Их именами названы улицы», приуроченное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Педагоги рассказали о том, что в любом населенном пункте, будь то город-миллионник или небольшой поселок, есть улицы, которые названы в чью-то честь. Но всегда ли мы помним или знаем, кем был тот человек, в честь которого названа улица? Улицы называют в честь поэтов, художников, научных деятелей... Но есть особые улицы. Улицы, которые гордо несут имя смелых, отважных людей, преданных своей Родине. Улицы с именем героев. Учащиеся узнали в честь кого и почему названы улицы в селе Баган. Познакомились с адресами сайтов, где можно найти информацию о пропавших безвести родственниках.
Коцарева Ж.А., Лобанова Л.В.провели внеклассное мероприятие приуроченное Дню инвалидов. Инициативу в проведении мероприятия взяли на себя учащиеся 10 класса. Они рассказали о том, что Международный день инвалидов в России и других странах проводится с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также для того, чтобы изменить устоявшееся мнение об инвалидах, как людях неполноценных и неспособных к жизни в современном обществе. Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Учащиеся привели примеры известных людей с ограниченными возможностями здоровья, но добившихся в жизни высоких результатов.
Ткаченко С.В. совместно с учащимися 6 класса провели игру-путешествие «Права детей», где они вспомнили виды права и охарактеризовали их, затем определились с понятием «права человека – гражданина» это правила, по которым живет он сам и окружающее его
общество людей. Правила, определяющие моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены
обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей. Всё мероприятие чередовалось с различными инсценировками из сказок, где учащиеся выступали в роли сказочных персонажей. Итогом стала викторина на знание прав детей.
Ермолаев Н.Н. совместно с учащимися 8 класса поздравили мужчин пограничников школы с их ставшим традиционным праздником. Целью мероприятия стало воспитание чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовности защищать её в трудное время. Николай Николаевич рассказал о том, что служба в пограничных войсках – это почетная обязанность, которую доверяют далеко не каждому солдату, охрана внешних границ государства считается достаточно престижной в армии. Ни один пограничник не пропускает этого знаменательного дня. По традиции 28 мая пограничники собираются в определенных местах, где и отмечают свой праздник, вспоминая былые дни службы. 
Все проведённые мероприятия построены с учётом возрастных особенностей обучающихся, стимулируют интеллектуальное развитие личности, расширяют кругозор, формируют умение обучающихся работать в команде. На всех мероприятиях присутствует межпредметная связь.
Классные руководители способны найти союз с ребятами, умеют добиваться оптимальных результатов в достижении воспитательных целей и задач, а так же считаются с потребностями и интересами детей при планировании своей работы.
Классными руководителями грамотно определены и сформулированы цели и задачи воспитательной работы с детьми, применяются разнообразные формы и методы работы.
Открытые внеклассные мероприятия, на которых педагоги продемонстрировали свой опыт и педагогическое мастерство, стали самой показательной формой повышения педагогического (методического) мастерства в прошедшем году. Хочется отметить педагогов, ставших призёрами районных конкурсов в 2014-2015 учебном году. Лущик Елена Николаевна – учитель начальных классов стала призёром муниципального этапа конкурса «В содружестве с родителями», также она приняла участие и стала призёром районного конкурса учебных кабинетов. Ткаченко Светлана Викторовна – учитель физики тоже стала призёром этого же конкурса. Коцарева Жанна Александровна, Лобанова Лариса Викторовна и Черкасова Айнур Жумабаевна стали участниками муниципального методического конкурса по учебно-воспитательной деятельности «Вернисаж педагогических идей» в номинации «Современный урок».
Анализируя работу классных руководителей можно сказать, что они владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе.
План работы МО классных руководителей выполнен полностью.
В соответствии с проблемой школы методическое объединение классных руководителей ставит перед собой следующие задачи на новый учебный год:
1.Продолжить работу по повышению профессионального мастерства классного руководителя посредством знакомства с опытом педагогов, как нашей школы, так и школ района, а также путем знакомства с новинками педагогической литературы.
2.Продолжить работу по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни.
3.Разработать систему коллективных дел в классных коллективах по формированию гражданской позиции, гражданского отношения к школе, семье, обществу.
4.Продолжить работу по охране жизни и здоровья воспитанников.
5.Строить воспитательную работу в классном коллективе с учетом индивидуальности и ценности личности каждого ученика. Через индивидуальность конкретного ребенка высветить и сделать более осознанными общезначимые, социальные позиции личности.
6.Обеспечить взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования.
7.Продолжить развивать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, в трудовой и общественной жизни.
8.Систематически и целенаправленно проводить профилактическую работу с учащимися по предупреждению правонарушений.
Анализируя деятельность классных руководителей можно сделать вывод, что работа по созданию классных коллективов ведётся целенаправленно. Классные руководители ведут работу по всем направлениям деятельности, индивидуально работают с детьми, требующими особого педагогического внимания, практически все они вовлечены во внеклассную деятельность.
Руководитель методического объединения
классных руководителей: Богданова Е.А.