Рабочая программа УД Обществознание включая экономику и право) для специальности СПО 23.02.06 « Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»


МИНИСТЕРСТВО образования Московской Области
Государственное Бюджетное
Профессиональное Образовательное Учреждение
Московской области
«Наро-Фоминский Политехнический техникум»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Методического совета Директор ГБПОУ МО «НФПТ»
Протокол № ___от «____» _______2015 г. _____________ Д.П. Клейносов «_____» ______________2015 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10. «Обществознание
(включая экономику и право)»
г. Наро – Фоминск,
2015 г.
Рабочая программа ОУД. 10 «Обществознание» разработана:
1. на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
2. в соответствии с примерной программой ФИРО учебной дисциплины «Обществознание» предназначенной для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
3. на основе рабочего учебного плана по специальности СПО 23.02.06
« Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» утвержденного «__»________ 2015 г. директором ГБПОУ МО «НФПТ» Д.П. Клейносовым.
Протокол № ____ от «__» ___________ 2015 г.
Разработчик (автор):
Смирнова Ольга Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории.
Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Наро-Фоминский политехнический техникум» (ГБПОУ МО «НФПТ»)
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения общеобразовательного цикла ГБПОУ МО «НФТП».
Протокол № ___ от «___» ________ 20__ г.
Председатель методического объединения
преподавателей общеобразовательного цикла
ГБПОУ МО «НФТП» __________ О.И. Смирнова


Содержание:
Пояснительная записка4
Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»5
Место учебной дисциплины в учебном плане6
Результаты освоения учебной дисциплины6
Содержание учебной дисциплины9
Тематическое планирование16
Рабочий тематический план.17
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся32
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Обществознание»34
Рекомендуемая литература35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих
целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена (ППССЗ):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В рабочей программе учебной дисциплины «Обществознание» профессиональная образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
При освоении профессий СПО естественнонаучного профиля профессионального образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся.
в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ)
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины — в составе обще-образовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений
процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Человек и общество
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Практические занятия
Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества. Общество и природа.
Глобализация.
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Практические занятия
Духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества. Мораль.
Религия. Искусство.
3.Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Практические занятия
Экономика как наука
Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике.
Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России.
4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Деви-антное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Практические занятия
Социальная стратификация. Виды социальных норм. Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения.
Семья в современной России.
5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Практические занятия
Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства.
Формы государства.
Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство.
6. Право
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.
Юридическая ответственность и ее задачи.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Практические занятия
Право в системе социальных норм. Система права. Формы права. Конституционное право.
Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право.
Трудовое право. Административное право. Уголовное право.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектовЧеловек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества.
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
Кем быть? Проблема выбора профессии.
Современные религии.
Роль искусства в обществе.
Экономика современного общества.
Структура современного рынка товаров и услуг.
Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
Я и мои социальные роли.
Современные социальные конфликты.
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
Этносоциальные конфликты в современном мире.
Семья как ячейка общества.
Политическая власть: история и современность.
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
Формы участия личности в политической жизни.
Политические партии современной России.
Право и социальные нормы.
Система права и система законодательства.
Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
Характеристика отрасли российского права (на выбор).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Из них:
Экономика
Обществознание
Право
108
23
60
25
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 30
контрольные работы 6
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 54
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) -
Итоговая аттестация в форме : дифференцированный зачёт
Тематический план и содержание учебной дисциплины« Обществознание»
(всего 60 часов) Тематический план и содержание учебной дисциплины« Обществознание»
(всего 60 часов)

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельные работы обучающихся, контрольные работы Количество часов Уровень освоения
Введение. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. 1 1
Раздел 1.
«Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе» 6 « Природа человека, врожденные и приобретенные качества». «Потребности, способности интересы. Социализация личности.»Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. 1 1
«Мировоззрение. Типы мировоззрения».
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления 1 2
«Свобода как условие самореализации личности» Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. 1 2
«Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие».«Человек в учебной и трудовой деятельности» Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
1 2
Самостоятельная работа студента: 1.Изложение и аргументация собственных суждений на тему «Свобода как условие самореализации личности»
Решение социальных ситуаций по теме «межличностное общение»;
4 3
Практические занятия: Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения.
2 Тема 2: «Общество как сложная система»
2.1.«Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества». Общество и природа.»Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
5
1 2
2
2.2.«Многовариантность общественного развития». «Особенности современного мира. Процессы глобализации». Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 1 2
Самостоятельная работа студента:
Написание реферата на тему: «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов в XXI веке».
Составление сравнительной характеристики природы и общества.
4
3
3
Контрольная работа № 1. Тест к I разделу: «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».
1
2
Практические занятия: Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация. 2 Раздел 2. «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» 2
Тема 1:«Духовная культура
личности и общества»
2.1.1. «Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни».
« Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества»
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности и значение каждого вида культуры. 5
1 2
2.1.2. «Особенности молодежной субкультуры.»Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. 1 2
2.1.3. «Взаимодействие и взаимосвязь различных культур». «Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе».
Понятие культурной интеграции и его значение в общественной жизни. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
1 2
Практические занятия: Духовная культура личности и общества. Виды культуры. 2 Тема 2: « Наука и образование в современном мире»
2.2.1. « Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки».
Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. 3
1 2
2
2.2.2. «Образование как способ передачи знаний и опыта». «Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование». Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
101101101001101010101011010 1 2
Самостоятельная работа студента:
Написание рефератов по темам: «Роль науки в современном мире», «Роль образования в жизни современного человека».
22 3
Практические занятия: Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. 1 Тема 3 «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»
6 2
3.2.1. «Мораль. Основные принципы и нормы морали.» .«Моральный самоконтроль личности. Моральные идеалы личности»
Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Ценности и нормы и их разновидности. Мотивы и предпочтения. 1
2
3.2.2. «Самопознание и социальное поведение личности». Индивид. Индивидуальность. Талантливость. Гениальность. Конформизм. Социальный тип. 1 2
3.2.3. «Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства.»Виды искусства .Основные достижения искусства России.
1
2
Самостоятельная работа студента:
1.Выбор правомерных форм поведения в конкретных ситуациях. Моральный выбор.
2. Подготовка письменных сообщений на тему «Общество и духовная жизнь».
2 3
Практические занятия:. Мораль. Религия. Искусство. 2 Контрольная работа по разделу 2. «Основы знаний о духовной культуре человека и общества». 1 3
Раздел 3. «Социальные отношения»
15
2
Тема 1 « Социальная стратификация» Социальная иерархия общество. Основные модели социальной стратификации. 1 2
3.1.1. «Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. »Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная мобильность. 1 2
Практические занятия: Социальная стратификация 1 3.1.2. «Социальная роль.» .«Социальный статус и престиж». Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. 1 2
Самостоятельная работа студента:
1.Анализ типичных социальных ситуаций.
2.Аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни. 4 3
Тема 2 « Социальные нормы и конфликты»
3.2.1. «Виды социальных норм и санкций». Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. 4
1 2
3.2.2. «Девиантное поведение, его формы, проявления». Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. 1 2
3.2.3. «Социальный конфликт» Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. 1 2
Самостоятельная работа студента:
1. Написание реферата по региональному компоненту: «Проблемы молодежи Подмосковного региона».
Практические занятия: Виды социальных норм. 3 3
2 Тема 3 « Важнейшие социальные общности и группы»
3.3.1. «Особенности социальной стратификации в современной России». Особенности социальной стратификации в современной России.
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. 9
2 2
3.3.2. «Молодежь как социальная группа» Особенности молодежной политики в Российской Федерации 1 2
3.3.3. «Этнические общности». Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. 1 2
3.3.4 «Семья как малая социальная группа». Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. 1 2
Самостоятельная работа студента:
Написание реферата на тему: «Современная демографическая ситуация в России».
Подготовка устных сообщение «Семья и брак в современном обществе».
3 3
Практические занятия: Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России.
Межнациональные отношения. Семья в современной России. 2 Контрольная работа по разделу № 3 «Социальные отношения» 1 3
Раздел 4. «Политика как общественное явление» 13 2
Тема 1. Политика и власть. Государство в политической системе.
4.1.1. «Понятие власти». Типы общественной власти.
Политика как общественное явление.
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
6
1 2
4.1.2. «Государство как политический институт» Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. 1 2
4.1.3 «Внутренние и внешние функции государства». Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. 1 2
4.1.4. «Формы государства». «Правовое государство, понятие и признаки». Формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. Правовое государство и гражданское общество. 1 2
Самостоятельная работа студента:
Работа со средствами массовой информации: газеты, журналы, телевидение. Отслеживание политических событий и подготовка устного сообщения.
3 2
Практические занятия: Политическая система общества, ее структура 2 Тема 2. Участники политического процесса. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. 7 2
4.2.1. «Личность и государство» Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. 1 2
4.2.2. «Политическая элита, особенности ее формирования в современной России» Политическая элита, особенности ее формирования в современной России 1 2
4.2.3. «Гражданское общество и государство» Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. 1 2
4.2.4. «Избирательная система РФ. Понятие выборов.»Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. 1 2
4.2.5. «Политические партии и движения, их классификация.» «Роль средств массовой информации в политической жизни общества» Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. 1 2
Самостоятельная работа студента:
Написание реферата на тему: «Политический плюрализм. Многопартийность в России».
2 3
Практические занятия: Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации.
Личность и государство 2 Контрольная работа по разделу №4 ««Политика как общественное явление» 1 3
Всего:
60 Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Тематический план и содержание учебного блока «Экономика»
(Всего 23 часа)
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельные работы обучающихся, контрольные работы Количество часов Уровень освоения
1. Введение 1 1
Раздел 1.
«Экономика и экономическая наука» 4 2
Тема 1. «Экономика и экономическая наука».
1.1.1.«Экономика как наука и хозяйство». Экономика как наука и хозяйство.
Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Значение специализации и обмена
1
2
1.1.2.«Экономические системы». Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. 1
2
1.1.3.«.Экономика семьи». «Товар и его стоимость» Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров
1
2
Самостоятельная работа студента:
1. Работа с нормативными актами. Изучение закона «О защите прав потребителей».2. Составление бюджета семьи.
4 3
Практические работы : Экономика как наука. Типы экономических систем. 1 Раздел 2. 2.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
8 Тема 1. «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике»
2.1.1.«Рынок одного товара.»Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция 2 2
2.1.2.«Роль фирм в экономике». Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. 1
2
2.1.3.«Функции государства в экономике» Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. 1 2
2.1.4.«Фондовый рынок.»Акции и облигации и иные ценные бумаги. 1
2
2.1.5.«Основы менеджмента и маркетинга» Понятия менеджмента и маркетинговые службы предприятия 1 2
Самостоятельная работа студента: Написание рефератов на темы: «Функции государства в экономике» ;«Конкуренция и ее роль в рыночной экономике» ;«Социально-регулируемое рыночное хозяйство».
4 3
Практические занятия: Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. 2 Раздел 3.
«Экономический рост и развитие государства» 6
2
Тема 1. «Основные измерители экономического развития государства»
3.1.1. «Понятие ВВП и его структура».
3.1.2. «Экономический рост и развитие государства» Понятие ВВП и его структура.
Экономический рост и развитие государства. Экономические циклы
1
1 2
2
Тема 2. «Деньги, банки, инфляция»
3.2.1. «Деньги. Процент». Основы денежной политики государства. 1 2
3.2.2. «Инфляция». «Банковская система» Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Рол ь центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. 1 2
Тема 3. «Рынок труда и безработица»
3.3.1 «Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия» Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Труд и заработная плата. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.. 1 2
Самостоятельная работа студента: подготовка письменный сообщений на темы
Определение причин безработицы и последствий;
«Спрос на труд и его факторы.
«Роль профсоюзов и государства на рынках труда».
4 .Анализ ситуации занятости в Наро-Фоминском р-не;
4 3
Практические работы: Причины безработицы и трудоустройство. 1 Раздел №4
«Элементы международной экономики». 4 2
Тема № 1. «Основные проблемы экономики России»
4.1.1.«Становление современной рыночной экономики России»
Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике 1 2
Тема №2 «Элементы международной экономики»
4.2.1. «Государственная политика в области международной торговли» Организация международной торговли.. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. 1 2
Самостоятельная работа студента:
1.Написание рефератов по темам: «Особенности современной экономики России», «Организация международной торговли».
2.Подготовка сообщений «Экономические проблемы Наро-Фоминского района МО».
4
3
Практические работы : Особенности современной экономики России.
2 Контрольная работа по блоку «Экономика и экономическая наука»
1 3
Всего:
23 Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Тематический план и содержание учебного блока « Право»
(Всего 25 часов)
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельные работы обучающихся, контрольные работы Количество часов Уровень освоения
1. Введение 1 1
Раздел 1.
Юриспруденция как общественная наука 2 2
Тема 1 «Правовое регулирование общественных отношений» Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.. 1
2
1.1.1.«Право в системе социальных норм.» Правовые отношения и их структура.»
Практические занятия: Право в системе социальных норм. Система права. Формы права. 1 Тема 2. «Основы конституционного права Российской Федерации»
Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. 7
1 2
1.2.1. «Конституционное право как отрасль российского права» 1.2.2. «Правоохранительные органы Российской Федерации» Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. 1 2
1.2.4. «Основные конституционные права и обязанности граждан в России.» .«Понятие гражданства» Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. 1 2
1.2.5.«Право на благоприятную окружающую среду.»Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 1
2
1.2.6. «Обязанность защиты Отечества.» «Налоговое право» Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу Права и обязанности налогоплательщика.. 1 2
Самостоятельная работа студента:
Работа с первоисточником законодательства РФ ( Конституцией РФ).
4 3
Практические занятия: Конституционное право. Права и обязанности человека и гражданина 2 Раздел 2.
Отрасли российского права 14
2
Тема 1 «Гражданское право»;
.
Субъекты гражданского права. Гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.

1
2
2.1.1 «Гражданское право как отрасль права» 2.1.2. «Гражданско-правовые договоры.»Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. 1
2
2.1.3. «Право собственности». «Личные неимущественные права граждан». Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. 1 2
Тема 2. «Семейное право»
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 1 2
2.2.1. «Семейные правоотношения». «Права и обязанности супругов»
Тема 3. «Правовое регулирование образования» Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. 1 2
Тема 4. «Трудовое право»
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. 1 2
4.2.1. «Понятие трудовых правоотношений» 4.2.2. «Особенности труда несовершеннолетних». «Заработная плата» Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. 1 2
Тема 5 «Административное право и административные правоотношения» Административные проступки. Административная ответственность. 1 2
Тема 6. «Уголовное право»
Преступление как наиболее опасное противоправное деяние.Состав преступления. 1 2
6.2.1. «Преступление как наиболее опасное противоправное деяние» 6.2.2. «Уголовная ответственность». Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. 1 2
Самостоятельная работа студента:
1.Работа с правовыми источниками: с гражданским, семейным, трудовым, уголовным кодексами.
2. Подготовка письменного сообщения на тему : « Способы защиты прав и интересов личности»
8
4 3
Практические занятия: Гражданское право. Трудовое право. Административное право. Уголовное право.
Тема 7. «Международное право». Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 1
1 2
7.2.1. «Международное гуманитарное право. Контрольная работа по учебному блоку «Право» 1 3
Всего 25
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯСодержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения.
1.Человек и общество
1.1. Природа человека,
врожденные и приобретенные качества Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как сложная система Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура
личности и общества Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире Различение естественных и социально-гуманитарных наук.
Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом.
2.3. Мораль, искусство
и религия как элементы
духовной культуры Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей.
3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики
3.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в экономике. Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»3.3. Рынок труда и безработица
Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий.
3.4. Основные проблемы
экономики России. Эле-
менты международной
экономики Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли.
4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль
и стратификация Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
4.2. Социальные нормы
и конфликты Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов,
причин и истоков их возникновения.
4.3. Важнейшие
социальные общности
и группы Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).
5. Политика
5.1. Политика и власть.
Государство в политической системе Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций государ-
ства, форм государства: форм правления, территориально-
государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки.
5.2. Участники политического процесса Характеристика взаимоотношений личности и государства.
Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации.
6. Право
6.1. Правовое регулирование общественныхотношений Выделение роли права в системе социальных норм.
Умение давать характеристику системе права.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Умение давать характеристику основам конституционногостроя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Для освоения рабочей программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеется учебный кабинет «Социальных дисциплин».
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т.п.
процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-
повые тестовые задания. — М., 2015.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.199451-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо-лучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт-ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —
мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра-зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж-дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Общество­
знание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина