Статья по теме Возможности информационно-образовательной среды при проведении лабораторных работ по химии в ПОО СПО

Возможности информационно-образовательной среды при проведении лабораторных работ по химии в ПОО СПО
Соколова М.Г., зам по УМР Чебаркульского профессионального техникума
Неотъемлемой составной частью учебного процесса при изучении химии в ПОО СПО является присутствие химического эксперимента, задачей которого является формирование у студентов практических навыков работы с оборудованием, получения и обработки экспериментальных данных, умений планировать эксперимент, анализировать и сопоставлять полученные результаты с литературными данными.
Но многие химические опыты не могут быть проведены и продемонстрированы на уроках, на это существует масса причин: отсутствие необходимых реактивов, чрезмерная опасность проведения некоторых опытов, большие затраты времени на проведение некоторых работ и т.д.
Решение перечисленных выше проблем существенно упрощается при использовании возможностей информационно-образовательной среды, в которой лабораторные работы по химии являются составным ее элементом.
В Чебаркульском профессиональном техникуме в преподавании химии активно используются как готовые, так разработанные преподавателями циклы виртуальных лабораторных работ по специальностям.
Разработка виртуальных лабораторных работ основывается авторами на определенных требованиях к алгоритму их построения, на таких, как логичность компоновки материала, методически грамотное его изложение, разумное использование анимационных средств, доступность справочных данных, позволяющих расширить возможности студента при объяснении результатов, во время ответов на поставленные вопросы, удобство применения и хороший пользовательский интерфейс.
Каждая лабораторная работа по химии в техникуме имеет свои особенности, но цикл работ, сгруппированных по определенным разделам, представлен как единое целое в соответствии с вышеперечисленными требованиями.
В кабинете химии техникума есть свободный доступ в Интернет, поэтому активно используются цифровые образовательные ресурсы в идее разработанных различных коллекций, которые имеются на отдельных сайтах. Данные коллекции пополняются практически каждый день, поэтому мы легко находим химические опыты, вставляем их в отдельные слайды презентаций и затем используем на уроках.
Преимущества такой виртуального эксперимента по химии в ПОО СПО очевидны: лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента, индивидуализированность и дифференцированность процесса обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; возможность применения для разных форм обучения (очное, заочное, дистанционное) и во время внеаудиторной самостоятельной работы, отработка студентами пропущенных занятий, проведение при отсутствии сложного оборудования и дорогостоящих или малодоступных реактивов и т.д.
Таким образом, современные технологии проведения лабораторных работ по химии в ПОО позволяют реализовывать любые формы экспериментальной деятельности, открывают широкие перспективы в создании оригинальных, а порой и принципиально новых работ химического практикума. Разработанный в техникуме цикл лабораторных работ по химии для студентов, на наш взгляд, является современным инновационным воплощением компьютеризированных пособий нового поколения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15