Урок ОРКиСЭ «Россия-наша Родина»

Урок ОРК и СЭ в 4 классе (модуль Основы светской этики)

Тема: Россия – наша Родина

Цель: формирование патриотизма, любви к малой и большой Родине.
Задачи:
знакомство с курсом ОРК и СЭ, модулем Основы светской этики
воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к соотечественникам, символам государства
развитие коммуникативных, интеллектуальных, регулятивных компетенций
формирование понятийного аппарата курса.

Виды деятельности: беседа, работа с презентацией, самостоятельное и комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная и коллективная творческая работа  учащихся в группах.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, традиции, духовный и материальный мир.

Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint, учебники, диск, набор конвертов с разрезанными пословицами о Родине, рабочие тетради учеников.

Ход урока:
Слайд 1 - Сегодня вы пришли на первый урок нового предмета – Основы религиозных культур и светской этики. Вы видите на партах учебники и диски, с которыми мы будем работать. Также нам понадобится тетрадь для записей и ведения словарика.
– О чём сегодня будем размышлять и говорить, узнаем, если решим кроссворд Слайд 2:
Как называется наша страна? (Россия)
Как мы называем землю своих отцов? (Отечество)
То, что всегда побеждает зло (Добро)
Человек, любящий свою землю, страну, Отчизну (патриот)
Какой мир человека связан с искусством, творчеством, замыслами, верой. (духовный)
Обычаи, привычное поведение, праздники, передающиеся от предков новым поколениям (традиции)
- Итак, во главе угла нашего урока ...( Родина). А как называется наша Родина? (Россия) Слайд 2 (Тема: Россия – наша Родина). Запись в тетрадь.
Слайд 3 -Что напоминает вам эта запись своим цветом? (флаг России)Слайд 3
- Что такое флаг государства? (символ). Какие ещё символы государства знаете?
( Герб, Гимн) Слайд 3 Кто глава нашей страны? (президент)
Слайд 4 - Как наша страна называется на политической карте мира? (Российская федерация). Покажите нашу страну (1 ученик). Что вы можете сказать о России? (Большая, богатая, сильная, красивая,)
Слайд 4 Рассмотрим политическую карту Российской федерации: Сколько разноцветных кусочков! Что это? (регионы) Их больше 80. А где же мы живём? Где наша Пензенская область? Кто может показать? Слайд 4 (Появляется буква П). Что отмечено красной точкой на карте? (город, столица, Москва). Более 100 народов объединились для счастливой жизни в большой стране России. Что объединяет жителей нашей родины? (земля, язык, культура, история, дружба, обычаи, праздники)
Слайд 5 - Мир очень большой, но его можно разделить на две части. *Какие? Слайд 5 Материальный и духовный. Уточним эти понятия (объяснения детей и учителя по мере необходимости). Неотъемлемая часть духовного мира - культурные традиции.
Обратимся к учебнику (Урок 1. стр. 4-5).Каждый урок занимает 2 страницы или разворот. Здесь мы найдём не только тексты по теме урока, но и иллюстрации, и рубрики: «Мудрые мысли», «Это интересно», «Вы узнаете», «Вопросы и задания».Найдите и прочитайте определение культурных традиций (работа в парах). Что же говорит учебник об этом понятии? Что занимает особое место среди культурных традиций? (религиозные культуры и морально- этические нормы).
Слайд 6 Работа в тетрадях. – В конце тетради будем вести Словарик. Разделим страницу на 2 колонки: «Моё мнение» и «Другие источники». Во втором разделе запишите определение культурной традиции из учебника и слайда. Сформулируйте своё мнение в первой колонке дома.
- Одна из главных культурных ценностей у любого народа и в любой стране любовь к Родине. С чего начинается Родина? (ответы детей). Это не только вопрос, но и название очень красивой и мудрой песни, которую мы сейчас услышим в исполнении замечательного артиста Марка Бернеса. После просмотра будет беседа по видеоряду. Слайды 7-23
– Кто слышал эту песню раньше? Кто в первый раз? Кому понравилось? Что знакомого увидели на экране?( фото Заречного). Можно ли про все фото сказать – это наша Родина? Почему?
Итог. Работа в группах (4-5чел.) Проверим, знаете ли вы традиционные народные пословицы о Родине. Составьте их из слов в конвертах, объясните значение высказываний. Через 1-2 минуты представители групп зачитывают пословицы, объясняют смысл. По мере необходимости объясняются непонятные слова:
У чужой еды и вкус чужой. Человек без родины – соловей без песни. Кто строит не на своей земле, то теряет и цемент и камень.
С родной земли – умри не сходи. Своя земля и в горсти мила. И пензенцы в Москве свою ворону узнали.
Где выросла сосна, там она и красна. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Дома и стены помогают.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе да своё. И кости по Родине плачут. Чужбина – калина, Родина – малина.
На чужой сторонушке рад своей воронушке. Каждый кулик своё болото хвалит. Родина – мать, умей за неё постоять.
Домашнее задание. Слайд 24.
Запись в тетрадь: 1.Советуясь с родителями, записать традиции нашей Родины и своей семьи. Обозначить духовные ценности этих традиций. 2. Установить программу диска на свой компьютер, просмотреть тему№1.
Рефлексия. Какие новые понятия вы узнали на уроке? Какие вопросы возникли? Интересен ли вам новый предмет? Что расскажете родителям о предмете?
. Слайд 25 Благодарность за урок, индивидуальные оценочные высказывания учителя.