Материал для методического объединения классных руководителей Девиантное поведение.


Общеобразовательная школа №8
Девиантное поведение детей и подростков.
Корепова Г.А.
практический психолог
Внешние формы проявлений девиантного поведения всем известны:
Безответственное отношение к учебе.
Конфликты с ровесниками.
Невыполнение требований взрослых.
Пропуск уроков.
Побеги из дома, бродяжничество.
Употребление наркотиков, алкоголя.
Воровство, драки ипр.
Прежде, чем выяснять причины возникновения такого поведения у детей и подростков, определим признаки и проявления девиантного поведения.
Какое поведение называют девиантным?
Девиантное поведение представляет собой систему поступков личности, отклоняется от общепринятых норм ( психического здоровья, права, культуры, морали).
О.В.Змановская называет такие специфические признаки девиантного поведения:
- многоразовые, длительные нарушения норм, принятых обществом;
- разнообразные проявления социальной дезадаптации, вызывающие негативную оценку со стороны окружающих;- поведение не отождествляется с психическими заболеваниями или патопсихологическими состояниями, хотя при определённых условиях приобретать патологические формы (алкоголизм, наркомания).
- результатом поведения является причинение реального вреда самой личности либо окружающим;
К психологическим причинам девиантного поведения личности относятся следующие:
- духовные проблемы, например отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокирование самореализации духовного потенциала;
- деформация ценностно- мотивационной сферы, несформированность или искажение моральных ценностей ( совесть, ответственность, честность, внутренние конфликты и пр.);
- эмоциональные проблемы: тревога , депрессия, переживание негативных эмоций.
- проблемы саморегуляции: неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие рефлексии, самоконтроля.
- искривления в когнитивной сфере: стереотипность, ригидность мышления, ограниченность или недостаточное развитие познавательной сферы.
- негативный жизненный опыт: наличие вредных привычек, психических травм, насилия, социальной некомпетентности.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Возникновение девиантного поведения личности происходит под влиянием неблагополучных социально- экономических, политических факторов и определяется биологическими, индивидуально- психологическими, социальными, педагогическими причинами.
Биологическими причинами девиантного поведения личности являются органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов ,мозговых инфекций, черепно- мозговых травм; патология нервной системы.
На возникновение отклонений в поведении влияют индивидуально- психологические факторы, наличие таких характеристик индивида, которые усложняют процессы социализации:
- специфические черты в рамках психической нормы: несформированность эмоциональной сферы и навыков общения, нарушение самоконтроля и самооценки, расторможенность, агрессивность, тревожность, нарушение гендерной идентичности, гиперсексуальность , акцентуации характера;
- пограничные состояния: психогенные расстройства ( неврозы, реактивные депрессии, стрессы, психопатии, социальная и педагогическая запущенность;
-психопатологические состояния: умственная отсталость, шизофрения, депрессии.
Социальные причины связаны с неблагоприятными особенностями взаимодействия личности со своим ближайшим окружением, с негативным влиянием социума на развитие личности.
Педагогические причины- проявляются в недостатках семейного воспитания и организации учебно- воспитательного процесса.
Роль семьи в становлении личности ребёнка имеет особое значение на первичном этапе социализации ребенка. Так, на первой стадии ( до 1 года) развитие ребенка происходит вдоль оси «доверие- недоверие». Уровень развития чувства доверия к другим людям и миру зависит прежде всего от уровня материнской заботы ,причем не столько от количества еды или материнской ласки, сколько от особенностей общения, способности матери передать чувство постоянства, чувства доверия.
На другой стадии (13 лет)развитие происходит вдоль оси «автономия- стыд и сомнения». Тут формируется способность самоконтроля движений, устанавливается определённое соотношение между проявлениями упрямства и добровольностью действий. Особенности данного соотношения зависят от готовности родителей постепенно давать ребенку возможность самостоятельно осуществлять контроль над своими действиями, ненавязчиво ограничивая ребенка в тех сферах жизни, в которых есть опасность для ребёнка. Переживание стыда, по Э.Эриксону ,есть ничто иное, как гнев, направленный на себя, когда ребёнку не позволяют быть самостоятельным, когда родители постоянно или выполняют всё за ребёнка, или ожидают ,как он будет выполнять то, что пока не способен выполнить самостоятельно. Как результат , у ребёнка формируется неуверенность в себе, недостаточный уровень эмоционально- волевой сферы.
ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Антисоциальное поведение (делинквентное и криминальное) противоречит социальным и правовым нормам , угрожает социальному порядку и благополучию ближних. При этом делинквентное состоит в совершении личностью мелких правонарушений, за которые не призывают к ответственности.( хулиганство). Постепенно делинквентное может трансформироваться в криминальное( преступное)поведение, которое проявляется в поступках, противоречащим нормам права и предусматривают криминальную ответственность.
Асоциальное поведениеявляется формой дезорганизации индивида в группе или в обществе. Сюда можно отнести бродяжничество как следствие социальной дезадаптации , которая является причиной стремления избежать социального контроля, убежать от требований общества. Очень часто к побегам из дому ребенок проявляет склонность еще до подросткового возраста. Первые попытки убежать ребенок делает из-за страха наказания , а по мере их повторения у детей появляется условно- рефлекторный стереотип.
Последнее время отмечают такой тип побегов, как «уличное движение». В нем берут участие подростки, которые формально не убегают из дому, они приходят для того, лишь бы переночевать. Такие дети свою жизнь связывают с наркотиками, сексуальной свободой, поиском пропитания и пр. Отношения с родителями очень напряжены, много конфликтов.
Аморальное поведение- совокупность поступков, которые характеризуются негативными отношением индивида к этике и морали, к общечеловеческим ценностям , особенно к дисциплинированности, чувству долга, уважением к окружающим, вежливости, честности.
Аутодеструктивное поведение- поведение, которое отклоняется от психологических, медицинских норм, угрожая целостности и развитию личности. Видами аутодеструктивного поведения являются :- Суицидальное поведение , т. е. самоубийство или его попытки, направленные на выведение личности из кризисной ситуации, осознание которой для человека становится тупиковым, непереносимым состоянием, и другого выхода , кроме собственной смерти такая личность не видит ( хотя такой выход есть).Человек переживает безнадежность и мыслит таким образом: либо немедленное решение проблемы, либо смерть.
Следует отметить, что из-за амбивалентного отношения к смерти ( желание умереть, которое объединяется с желанием получить помощь со стороны окружающих) суицидант часто подает сигналы о помощи, оставляя письма, сообщения, даже наводит порядок в делах, бумагах.
Различают такие виды суицидального поведения:
Истинный суицид ( собственно суицидальное поведение), вызван желанием умереть из-за потери смысла жизни. Здесь имеет место продуманное, хорошо спланированное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка была эффективной, чтобы никто не помешал суицидальным действиям. В оставленных письмах звучат идеи обвинения себя, чтобы избавить близких от чувства вины.
Демонстративный суицид как способ привлечь к себе внимание, позвать на помощь в неблагоприятные жизненные минуты, проявляется в разыгрывании театральных сцен с попытками покончить с собой. Все действия подчинены одной цели –вызвать сочувствие, избавится от наказаний и неприятностей, наказать того, кто обидел. Но нельзя сбрасывать со счетов, что такие демонстративные попытки вследствие непредусмотрительности или ошибки в расчетахмогут привести к трагедии.
Аффективный суицид- попытки, вызванные сильным напряжением, аффектом. Тут может присутствовать элемент демонстративности, хотя попытка суицида все же совершается на фоне аффекта.
Скрытый суицид сопровождается высокой вероятностью летального исхода из-за неоправданного риска, намеренной экстремальности в поведении. Этот вид суицида объединяется с парасуицидальным поведением, когда человек стремится причинить себе травмы, чтобы выйти из кризисного положения путем аффективно- шоковых переживаний. Для этого используются определенные рискованные для жизни действия, например, удушение , хождение над пропастью, по перилам моста.
Виктимное поведение ( от англ. -жертва) представляет собой активность личности ,при которой она определенным способом способствует свершению насилия против нее же ( сознательно или бессознательно пренебрегая безопасными мерами поведения). Выбирает такой способ жизни, который привлекает преступников, мошенников и просто агрессивных людей .Выделяют 2 типа личности виктимного поведения:
Пассивная жертва, для которой характерна повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, поведение, при котором проявляется неспособность сопротивлятся давлению со стороны.
Активная жертва. Здесь проявляется склонность к конфликтному стилю общения, часто повышенное дружелюбие, неразборчивость в связях., импульсивность, демонстративность.
Аддиктивное поведение- форма поведения человека, которое проявляется в стремлении убежать от действительности вследствие осознанной смены своего психического состояния. Объектами зависимости могут быть психоактивные вещества, игра, еда, секс, религия и религиозные культы. Соответственно, такое поведение может проявляться в пищевых нарушениях (переедание, голодание); явление гемблинга (игровая зависимость); религиозном фанатизме.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Алгоритма работы с такими нарушениями в поведении нет.Но в каждом отдельном случае при психолого- педагогическом сопровождении девианта должны быть учтены индивидуальные, возрастные особенности .