Выступление на тему СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОО СПО

СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОО СПО
Милушкин А.В., выступление в рамках ПД семинара ЧПТ «Инновационные технологии».
Материал размещен на https://infourok.ru/user/milushkin-andrey-vladimirovich
Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Нам, преподавателям физкультуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевая монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях мы применяем самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности, как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке за счет подключения эмоций обучающихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет нам добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.
В игровой деятельности обучающихся объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, обучающиеся включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющими всегда ставится цель - выполнение какой - либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.
Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они доступны людям самого разного возраста.
Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические трёбования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Доказано, что они улучшают физическое развитие обучающихся, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. В играх воспитываются основные физические качества обучающегося, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания обучающихся Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия обучающихся во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает обучающегося использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Мы, преподаватели физической культуры, стараемся использовать подвижные игры и соревновательно-игровой метод не только на каждом уроке, но и по возможности, в каждой части урока.
Начиная с подготовительной части, т. е. с построения обучающихся можно дать задание на перестроение по времени (кто быстрее по отделениям). Строевые и порядковые упражнения можно дать на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).
Затем идут общеразвивающие упражнения. Обучающиеся соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета преподавателя. Обучающиеся считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ преподавателем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Далее в подготовительной части урока даём упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Обучающиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока ребятам нужно будет проявить скоростные качества, даётся задание такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.
Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, в основной части, обучающиеся могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.
Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательно-игровой метод, присутствующий во всех видах учебной программы. Он применим с одинаковым успехом и в неигровых видах физического воспитания.
Играть и соревноваться можно и в легкой атлетике и в гимнастике, так же успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения как отдельных учащихся, так и команд. Итак, чтобы повысить заинтересованность обучающихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, даётся задание на их выполнение в соревновательно-игровой обстановке. Делим учебную группу на отдельные команды и проводим соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а обучающиеся при этом оценивают друг друга. Соревнования проводятся в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, или без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования. Таким образом, использование подвижных игр и соревновательно-игрового метода прослеживается на каждом уроке, а один раз в неделю играм и соревнованиям посвящается весь урок. Очень обучающимся нравятся соревнования в эстафетах. Как правило, задания в эстафетах мы стараемся разнообразить (используем не только физические упражнения, но и задания на смекалку, на сообразительность, на внимание, нетрадиционные задания). Например, такие: решение примеров, лучший рисунок, катание на самокате, хождение на ходулях, подбор овощей для приготовления борща и мн.др. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное – решить основную проблему двигательной активности учащихся любого возраста и пола.