Рабочая программа ОУДБ.07 Обществознание (включая экономику и право) для профессии Повар, кондитер

Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих




УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ СОЧГК
им. О.Колычева
_________ Т.А. Скоморохова
« __»__________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ. 07 Обществознание (включая экономику и право)
общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
19.01.17 Повар, кондитер
естественнонаучного профиля


















Чапаевск, 2016 г.
ОДОБРЕНО
Предметно-цикловой комиссией преподавателей
общеобразовательных, общепрофессиональных
дисциплин, профессиональных модулей
Протокол №_____ от «___»____________20___г.
Председатель__________В.И.Ащепкова



Организация-разработчик: ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева
Составитель:
Пикалова Е.Г., преподаватель высшей квалификационной категории
Эксперты
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Пикалова Е.Г., преподаватель высшей квалификационной категории
Содержательная экспертиза:
Пикалова Е.Г., преподаватель высшей квалификационной категории
Ащепкова В.И., зав. методическим кабинетом
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами: - федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08. 2013 г. № 798;
- рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) (ФГАУ «ФИРО» 25.02. 2015 г.);
- примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г.);
- «Методикой разработки основной профессиональной образовательной программы СПО» (М., ФИРО, 2014 г.).
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

.


СОДЕРЖАНИЕ
Стр.



ПАСПОРТ рабочей программы учебной дисциплины

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации учебной дисциплины

27

Контроль и оценка результатов Освоения
учебной дисциплины

5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И
ОЦЕНКИ ОК

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ



29


31


32

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.07 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ОП СПО ППКРС ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке по профессиям естественнонаучного профиля
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы ОУДБ.07 Обществознание направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУДБ. 07Обществознание обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:

· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

· российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

· гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

· готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

· осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:

· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

· умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:

· сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

· владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

· владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

· сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

· сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

· владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

· сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В процессе освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов.





























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171

в том числе:


лабораторные работы
Не предусмотрено

практические занятия
90

контрольные работы
Не предусмотрено

курсовая работа (проект)
Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
85

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Не предусмотрено

внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка сообщений, мультимедийных презентаций, подготовка к итоговому зачету).
85


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.




















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине ОУДБ. 07 Обществознание (включая экономику и право)
1курс, I -II семестр 2 курс, III – IV семестр

п/п
Название темы и разделов
Макси-мальная учебная нагрузка
Кол-во аудиторских часов
Самостоятельная работа




Всего
Ауди-
торные часы
ЛР+ПР



Введение
1,5
1
1

0,5


Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

30

20

6

0+14

10

1.

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
18
12
4
0+8
6

2.
Тема 1.2 Общество как сложная система
12
8
2
0+6
4


Раздел 2.Основы знаний о духовной культуре человека и общества

24

16

7

0+9

8

3.
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
6
4
1
0+3
2

4.
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
6
4
2
0+2
2

5.
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

12

8

4

0+4

4


Раздел 3. Экономика
52,5
35
18
0+17
17,5

6.
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

13,5

9

4

0+5

4,5

7.
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
21
14
6
0+8
7

8.
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

12

8

6

0+2

4

9.
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

6

4

2

0+2

2


Раздел 4. Социальные отношения
33
22
10
0+12
11


10.
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
10,5
7
3
0+4
3,5

11.

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
10,5

7

3

0+4

3,5


12.
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

12

8

4

0+4

4


Раздел 5. Политика
43,5
29
14
0+15
14,5

13.
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

16,5

11

5

0+6

5,5

14.
Тема 5.2. Участники политического процесса
27
18
9
0+9
9


Раздел 6. Право
53,5
37
25
0+23
23

15.
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

15

10

4

0+6

5

16.
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

24,5

15,5

9

0+4

6,5

17.
Тема 6.3. Отрасли российского права
33
22
10
0+12
11

18.
Тема 6.4. Международное право
Дифференцированный зачет
4,5
3
2

-
0+0

0+1
1,5


Всего:
256
171
81
0+90
85


Преподаватель___________________ Е.Г. Пикалова 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДБ.07 Обществознание (включая экономику и право)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их
изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.
1
1

Раздел 1. Человек и общество




Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала

2


1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности
1




2. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
1



3. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
1




4. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1





Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 1. Установление соответствия между понятием и определением, характеристика предложенных понятий, заполнение пропусков текста, анализ высказываний, ответы на вопросы по теме «Человек как продукт биологической и социальной эволюции».
№ 2. Выписывание из текста понятий, заполнение пропусков текста, чтение текста, описание правил поведения на улице и в транспорте, ответ на поставленный вопрос, анализ высказываний на тему «Межличностное общение».
№ 3. Заслушивание выступлений по теме «Умение общаться» Заполнение таблицы «Формы и функции общения».
№ 4. Описание понятий по теме «Профессиональное самоопределение», объяснение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «профессионализм». Написание сочинения – эссе «Для выбора профессии необходимо »
8



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о гражданских качествах личности, особенностях самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды, толерантности, поиске взаимопонимания, межличностных конфликтах, истоках конфликтов в среде молодежи, причинах и истоках агрессивного поведения.
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими), подготовка сообщений, мультимедийных презентаций.
6


Тема 1.2 Общество как сложная система
Содержание учебного материала

2


1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
1





2. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практическое занятие
№ 5. Установление соответствия между понятием и определением по теме «Общество как сложная система», выписывание из текста учебника предложенных понятий, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в понятиях, анализ высказываний о взаимодействии общества и человека.
№ 6. Установление соответствия между понятием и определением, исправление ошибок в предложениях, анализ высказываний, ответ на поставленный вопрос, написание правил пожарной безопасности в лесах, анализ высказывания авторов об отношении к природе, дописывание недостающих понятий по теме «Взаимодействие общества и природы. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем».
№ 7. Определение значений техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной».
6



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о противоречивости воздействия людей на природную среду, процессах глобализации, антиглобализме, его причинах и проявлениях, современных войнах, их опасности для человечества, терроризме как важнейшей угрозе современной цивилизации.
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими), подготовка сообщений, мультимедийных презентаций.
4


Раздел 2. Духовная культура человека и общества








Тема 2.1 Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала

2


1. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее знанение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
1










Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 8.Установление соответствия между понятием и определением, заполнение пропусков текста, составление схемы, используя понятия; чтение высказываний, формулирование понятия «дружба», ответы на вопросы по теме «Культура общения, поведения. Этикет».
№ 9. Установление соответствия между понятием и определением, чтение высказываний о воспитании, определение качеств воспитанного человека, проблем взаимоотношений родителей и детей по теме «Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде».
3



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о духовной культуре личности и общества. Анализ типичных социальных ситуаций.
2


Тема 2.2 Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

2


1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
1



2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практическое занятие
№ 10.Установление соответствия между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложения, заполнение таблицы по теме «Наука и образование в современном мире».
2



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о развитии науки и образовании в современном обществе.
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими), подготовка сообщений, мультимедийных презентаций.
2


Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала

2


1. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный идеал.
1



2. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
2



3. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
1



Практические занятия
№ 11. Установление соответствия между определением и понятием, анализ высказываний моральных качествах, выделение основные качества морально устойчивого человека, исправление ошибок в предложениях, чтение текста, определение ролей искусства в жизни общества по теме «Духовная культура человека и общества».
№ 12. Установление соответствия между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы, чтение высказываний, определение роли религии в современном мире по теме «Роль религии в современном обществе».
4



Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими), подготовка рефератов, мультимедийных презентаций.
Анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием.
4


Раздел 3. Экономика




Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Содержание учебного материала

2


1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
2



2. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
2



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 13. Установление соответствия между определением и понятием, анализ высказываний о смысле определений, которые дают авторы экономике как науке, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблиц по теме «Понятие экономики».
№ 14. Установление соответствия между определением и понятием, исправление ошибок в предложениях, чтение текста, определение ролей доходов и расходов в жизни общества по теме «Производство».
№ 15. Установление соответствия между определением и понятием, заполнение пропусков текста, анализ высказываний, выделение основные качеств морально устойчивого человека, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Экономика потребителя».
№16. Изучение закона, ответы на вопросы «О защите прав потребителей»
5



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о типах экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта обучающихся. Подготовка сообщений, мультимедийных презентаций, проектов.
4,5


Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике


Содержание учебного материала




1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
1



2. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации.
1



3. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
2



4. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
2



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 17. Установление соответствия между определением и понятием, анализ высказываний о роли торговли и денег в жизни общества, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблиц по теме «Рынок».
№ 18. Установление соответствия между определением и понятием, исправление ошибок в предложениях, чтение текста, определение ролей доходов и расходов в жизни общества по теме «Государство и экономика».
№ 19. Установление соответствия между определением и понятием, анализ статей Конституции, заполнение таблицы, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблиц по теме «Собственность».
8



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о роли государства в экономике. Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта обучающихся. Подготовка сообщений, презентаций.
7


Тема 3.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Содержание учебного материала

2


1. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
1



2. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
2




3. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
2



4. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 20. Заполнение таблицы по теме «Безработица, ее причины и экономические последствия».
№ 21. Тестирование по теме «Экономические основы общества».
2



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о экономических циклах, причинах безработицы и ее причинах, финансовых институтах.
Работа с источниками социальной информации (научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами. Подготовка сообщений, презентаций.
4


Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

2


1. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
1



2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 22.Установление соответствия между определением и понятием, характеристика предложенных понятий, исправление ошибок в предложениях, составление схемы, заполнение таблицы по теме «Мировая экономика».
2



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в средствах Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением об основных проблемах экономики России. Работа с источниками социальной информации (научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.
2


Раздел 4. Социальные отношения




Тема 4.1Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала

2


1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
1



2. Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
1



3. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 23. Установление соответствия между понятием и определением, заполнение пропусков текста, чтение высказываний, ответ на поставленные вопросы по теме «Социальная стратификация».
№ 24. Установление соответствия между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, чтение текста, ответы на поставленные вопросы, аргументирование своего ответа по теме «Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе».
4



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о многообразии социальных ролей человека. Анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием.
3,5


Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

2


1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
1



2. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
1



3. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практическое занятие
№ 25. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, составление схемы, используя понятия, чтение высказывания, ответы на поставленные вопросы по теме «Социальное поведение».
№ 26. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, составление схемы, используя понятия, чтение высказывания, ответы на поставленные вопросы по теме «Конфликты и пути их разрешения».
4



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о социальных нормах современного общества. Изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни. Определение алгоритма поведения в конфликтных ситуациях.
3,5


Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

2


1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
1




2. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
1



3. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
1



4. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 27. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, чтение и анализ высказываний, ответы на поставленные вопросы по теме «Этнические общности».
№ 28. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, чтение и анализ высказываний, ответы на поставленные вопросы по теме «Семья».
№ 29. Установите соответствие между понятием и определением, составление схемы, чтение и анализ высказываний, ответы на поставленные вопросы по теме « Молодёжь».
4



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о важнейших социальных общностях и группах. Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей.
4


Раздел 5. Политика




5.1 Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

2


1.Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

1




2. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
1



3. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
2



4. Правовое государство, понятие и признаки.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 30. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, заполнение таблицы по теме «Государство и политическая система».
№ 31. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Механизм государства. Форма правления».
№ 32. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Форма государственного устройства и форма политического режима».
6



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
5,5


Тема 5.2 Участники политического процесса

Содержание учебного материала

2


1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
2



2. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
2



3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
2



4. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
2



5. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 33. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Гражданское общество и государство».
№ 34. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Политическая идеология».
№ 35. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Роль средств массовой информации в политической жизни общества».
№ 36. Тестирование по теме «Личность и политика»
№ 37. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Правовые основы общества».
9



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о современных идейно-политических системах: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм, законодательном регулировании деятельности партий в РФ.
9


Раздел 6. Право




Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

2


1. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
2



2. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.
2



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 38. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицыпо теме «Понятие права. Право в системе социальных норм»
№ 39. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Норма права. Система права».
№ 40. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Формы (источники) права».
6



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением о правовом регулировании общественных отношений. Работа с источниками социальной информации (научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.
5


Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала

2


1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
2



2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
2



3. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
2



4. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
2



5. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
1



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 41. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Государственное право».
№ 42. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Права и свободы человека и гражданина».
4



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности, работа с нормативно-правовой документацией, создание мультимедийных презентаций
6,5


Тема 6.3 Отрасли российского права

Содержание учебного материала

2


1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.
2





2. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
2



3. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
2




4. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
2



5.Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
2



Лабораторные работы
не предусмотрены



Практические занятия
№ 43. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, составление схемы, используя понятия, чтение высказывания, ответы на поставленные вопросы по теме «Правосознание. Правоотношение»
№ 44. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Гражданское право».
№ 45. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Трудовое право».
№ 46. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Административное право».
№ 47. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Правоотношения и юридическая ответственность».
№ 48. Установите соответствие между понятием и определением, заполнение пропусков текста, исправление ошибок в предложениях, заполнение таблицы по теме «Уголовное право».
12



Контрольные работы
не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением об отраслях российского права. Подготовка сообщений, мультимедийных презентаций.
11


Тема 6.4. Международное право

Содержание учебного материала

2


1. Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
2




№ 49 Дифференцированный зачет
1



Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к дифференцированному зачету.
0,5



Всего:
256 (171 ауд.)


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)

Введение
Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их
изучения

1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

1.1. Природа человека, врожденные и приобре-тенные качества

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, са-мосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты

1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция», «револю-ция», «общественный прогресс»

2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

2.1. Духовная культура
личности и общества

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура
личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную.
Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежнй среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

2.2. Наука и образование в современном мире

Различение естественных и социально-гуманитарных наук.
Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого
перед обществом

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

3. ЭКОНОМИКА

3.1. Экономика и эконимическая наука. Эконо-мические системы
Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы
экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;
«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,
«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»

3.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий

3.4. Основные проблемы
экономики россии. Эле-менты международной экономики
Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли


4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4.1. Социальная роль
и стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе

4.2. Социальные нормы
и конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)

5. ПОЛИТИКА

5.1. Политика и власть. Государство в политиче-ской системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки

5.2. Участники полити-ческого процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства.
Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в российской федерации

6. ПРАВО

6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Выделение роли права в системе социальных норм.
Умение давать характеристику системе права


6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Умение давать характеристику основам конституционного
Строя российской федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан

6.3. Отрасли российского права
Умение давать характеристику и знать содержание основных
отраслей российского права




















3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм-мы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. - М., 2012.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. - М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.- М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.- М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. - М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. - М., 2014.
Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. - М., 2013.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. - М., 2014.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. - М., 2014.
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. - М., 2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-повые тестовые задания. - М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. - М., 2010.
Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. - М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч. I). - Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (Ч. I). - Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (Ч. I). - Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1991. - № 18. - Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. -2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ. - 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо-лучии населения» // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. -2002. - № 2. - Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. - 1995. - 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. -
1999. - № 18. - Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт-ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. 1996.
18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра-зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж-дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Общество-знание. - М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен знать:
- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- базовый понятийный аппарат социальных наук;
- об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

· о методах познания социальных явлений и процессов;
Обучающийся должен уметь:

· самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

· владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
- осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применению различных методов познания;

· осуществлять самостоятельно информационно-познавательную деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

· использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

· определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

· оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

· владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

· оценивать социальную информацию,
- осуществлять поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

- устный опрос,


- устный опрос, практические занятия

- устный опрос


Практические занятия

ПЗ, защита сообщений, презентаций, проектов
Практические занятия



Защиты сообщений, сообщений, презентаций

Практические занятия


ПЗ, защита сообщений, презентаций, проектов




ПЗ, защита сообщений, презентаций, проектов





Практические занятия

Практические занятия


Устный опрос, диспуты



Практические занятия

Формализованное наблюдение

Диспуты, устный опрос
ПЗ, защита сообщений, презентаций, проектов



























Приложение 1.
Технологии формирования и оценки ОК
Название ОК
Технология формирования ОК
(на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- дискуссия


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
- деловые игры
- метод проектов

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- деловые игры
- МП
- дебаты
- лекция-провокация

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
- выполнение заданий СР
- презентация
- сообщения

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- выполнение заданий СР
- презентация
- сообщения

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
- групповая СР. Мозговой штурм
- деловые игры. Ролевые игры
- тренинги по активному слушанию. Дискуссии.
- тренинги коммуникабельности.



Составитель:

ГБПОУ СО ЧГК им. О. Колычева

преподаватель ОП ППКРС

Пикалова Е.Г.

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)












ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы
БЫЛО
СТАЛО
Основание, подпись лица внесшего изменения




















Рецензия
на рабочую программу
Профессии: 19.01.17 Повар, кондитер
Учебной дисциплины: ОУДБ. 07 Обществознание (включая экономику и право)
Преподаватель: Пикалова Е.Г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.10.17 Повар, кондитер, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08. 2013 г. № 798.
Рабочая программа имеет выдержанную структуру: титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структура и содержание учебной дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценка результатов.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины включает специальные разделы: область применения рабочей программы; место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл; цели и задачи учебной дисциплины, которые формулируются как требования к результатам освоения данной дисциплины; рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины ОУДБ. 07 Обществознание (включая экономику и право).
В структуре и содержании учебной дисциплины ОУДБ. 07 Обществознание (включая экономику и право) определён объем учебной дисциплины и виды учебной работы, приводится тематический план и содержание учебной дисциплины.
В разделе условия реализации программы учебной дисциплины представлены требования к минимальному материально - техническому обеспечению, приводится перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
В разделе контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины рассматриваются результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания), формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В рабочей программе отражена организация промежуточного контроля в соответствии с учебным планом – дифференцированный зачет.
Данная программа составлена в соответствии с учебным планом по профессии 19.10.17 Повар, кондитер и может быть использована для изучения дисциплины ОУДБ. 07 Обществознание (включая экономику и право) в ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева».
Рецензент: ______________ ____________________________________
(подпись) (ФИО, должность место работы)
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
образовательная программа среднего профессионального образования, ППКРС

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ экспертиза рабочей программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ дисциплины

_________________________________ОУДП.07 Обществознание (включая экономику и право)______________________________________
наименование рабочей программы дисциплины
представленной ПЦК преподавателей общеобразовательных и общепрофессионгальных дисциплин, профессиональных модулей

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка
Примечание





да
нет



Экспертиза пояснительной записки

1.
Наименование форм и методов контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний точно и однозначно описывает процедуру аттестации
+



2.
Наличие обоснования расхождения содержания примерной и рабочей программы (при наличии расхождений в теоретической и практической части)
+



Экспертиза содержания учебной дисциплины

3.
Структура программы учебной дисциплины соответствует принципу единства теоретического и практического обучения
+



4.
Содержание дисциплины ориентировано на формирование ОК
+



5.
Разделы программы учебной дисциплины выделены дидактически целесообразно
+



6.
Содержание учебного материала соответствует требованиям к знаниям и умениям и требованиям примерной программы (отражение дидактических единиц по каждому разделу)

+



7.
Содержание самостоятельной работы студентов направлено на выполнение требований к результатам освоения дисциплины («уметь», «знать»)
+



8.
Объем и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к умениям и знаниям
+




Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка
Примечание





Да
нет



Экспертиза требований к результатам обучения

9.
Основные показатели оценки результатов обучения позволяют однозначно диагностировать уровень освоения умений и усвоения знаний
+



10.
ОК конкретизированы
+



Экспертиза условий реализации программы

11.
Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники
+



12.
Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны
+



13.
Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины
+




ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из трех альтернативных позиций следует выбрать одну)
да
нет

Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению
+


Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке



Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению




Замечания и рекомендации эксперта по доработке: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разработчик программы: _____________/ Е.Г Пикалова Председатель ПЦК: _____________/ В.И.Ащепкова
Подпись ФИО Подпись ФИО
«______» ____________ 2016 г. «______» ____________ 2016 г.












ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
образовательная программа среднего профессионального образования, ППКРС

ТЕХНИЧЕСКАЯ экспертиза рабочей программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ дисциплины

______________________________________ ОУДП.07 Обществознание (включая экономику и право)___________________________
Код, наименование рабочей программы дисциплины
представленной _____ ПЦК преподавателей общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей ОП ППКРС
указывается название ПЦК и ФИО разработчика

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка





да
нет

Экспертиза оформления титульного листа
+


1.
Наименование рабочей программы дисциплины на титульном листе совпадает с наименованием дисциплины в учебном плане колледжа
+


2.
Название колледжа соответствует названию по Уставу
+


3.
На титульном листе указан профиль подготовки
+


4.
На титульном листе указан год разработки
+


Экспертиза оформления второй страницы рабочей программы

5.
Указаны специальности колледжа (шифр и название) по профилю, для которых разработана программа дисциплины
+


6.
Указаны ФИО и должность разработчика содержательной части
+


7.
Наличие ссылки на примерную программу по дисциплине с указанием, кем она одобрена и утверждена и когда (дата)
+


8.
Наличие ссылки на соответствие требованиям ФГОС третьего поколения.
+


Экспертиза пояснительной записки

9.
Наличие целей изучения дисциплины
+


10.
Объем максимальной и обязательной нагрузки совпадает с учебным планом колледжа по конкретному профилю подготовки
+


11.
Указаны разделы, включающие профильную составляющую
+


12.
Указаны виды учебной деятельности (демонстрации, практические, лабораторные работы, семинары)
+


13.
Перечислены формы самостоятельной работы
+


14.
Указаны формы проведения текущего контроля учебных достижений студентов по дисциплине
+


15.
Указана форма промежуточной аттестации (дифференцированный зачет либо экзамен)
+


16.
Наличие обоснования расхождения содержания примерной и рабочей программы (при наличии расхождений в теоретической и практической части)
+



Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка



да
нет

Экспертиза тематического плана

17.
Наличие в тематическом плане введения, разделов и тем
+


18.
Отражение в плане граф: максимальная нагрузка, самостоятельная работа, обязательная учебная нагрузка, в том числе всего и ЛПР
+


19.
Указанное количество часов в графе «Итого» соответствует учебному плану
+


20.
Часы по разделам распределены математически правильно
+


Экспертиза содержания учебной дисциплины

21.
Наименование разделов содержания соответствует наименованию разделов тематического плана
+


22.
Перечислены демонстрации, лабораторные работы, практические занятия (при наличии)
+


23.
Содержание самостоятельной работы определено через виды деятельности
+


24.
Профильная составляющая конкретизирована по каждому разделу применительно к специальностям
+


Экспертиза требований к результатам обучения

25.
Наличие требований к результатам обучения
+


26.
Определены технологии формирования ОК
+


Экспертиза условий реализации программы

27.
Определены требования к информационному обеспечению дисциплины (наличие Интернет-ресурсов, литературы)
+


28.
Рекомендуемая литература содержит основные и дополнительные источники для студентов и преподавателей.
+


29.
Основная учебная литература издана в последние 5 лет
+


Экспертиза содержания (оглавления) рабочей программы


30.
Содержание дисциплины соответствует разделам
+


31.
Нумерация страниц в содержании верна
+


ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Программа дисциплины может быть направлена на содержательную экспертизу
+



Разработчик программы: _____________/___Е.Г.Пикалова______ Председатель ПЦК:_____________/_В.И.Ащепкова___
Подпись ФИО Подпись ФИО
«_______» ______________2016 г. «_______» _____________ 2016 г.











13PAGE 141015


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 3zђ Заголовок 415