Методическая разработка заседания методичеякого объединения классных руководителей «Воспитываем патриота»


Заседание МО классных руководителей.
Тема: Воспитываем патриота своей страны.
Цель: Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
обновить содержание и формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Участники:
Зам. директора школы по воспитательной работе, педагог-психолог школы, руководитель МО, классные руководители.
Подготовка:
Анкетирование учащихся  9-11 классов (анкета прилагается).
Анкетирование учителей.
Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме.
Составление инициативной группой проекта решения МО.
Оформление:
1.Кмпьютер, мультимедийный проектор.
2.Цитата на доске:
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Формирование положительной установки на совместную деятельность.
Упражнение «Завариваем чай»
На глазах у слушателей завариваем чай. Смогли бы вы получить напиток без каких-либо определенных действий? Можно ли сделать так, чтобы вновь отделить заварку от воды? Вы не забудете то, что мы сегодня с вами будем делать, потому что у нас сегодня будет обучение через действие.
Если я захочу отделить чай от воды, это уже невозможно. Вот так и воспитание: если заложены моральные основы в душу каждого ребенка, то это остается с ним навсегда.
Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. По данным социологических исследований в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа.На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы.
Результаты социологического исследования:
В стране В школе
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь) выпускники школ не возвращаются домой в село, поселок, небольшой город
безразличие к судьбе Родины безразличие к школе
забываются традиции, обычаи своего народа утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе не соблюдаются правила поведения в классе, в школе
падение культуры не читают книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество
отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачнымиВыступление педагога-психолога о результатах диагностики.
С целью определения особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся (8-11кл.) были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, ранжирование.
Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы.1.Отношение к родной природе, отечеству:
высокий уровень – 17 %,
средний уровень – 24 %,
низкий уровень – 59 %;
2.Уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень – 16 %,
средний уровень – 46 %,
низкий уровень – 38 %;
3.Отношение к себе как гражданину:
высокий уровень – 69 %,
средний уровень – 18 %,
низкий уровень – 13 %.
Анализ результатов исследования показал, что больше половины опрошенных учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, гражданственности недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.
Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие:
любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных,
верить в будущее России − 13,2 %,
защищать интересы страны − 12,1 %,
иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %,
гордиться славным прошлым – 11,2 %,
знать и ценить культуру народов России – 9,8 %,
ставить государственные и общественные интересы выше личных – 5,2 %,
такого понятия сейчас нет – 1,2 %,
готовность к подвигам во имя интересов Родины – 0,3 %.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»
− 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно,
29,6 % учащихся не считают себя патриотами,
33,5 % не смогли ответить на вопрос.
Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что:
37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну;
25,4 % − за место, в котором родились;
26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации;
не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше – 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘
Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как:
победу в Великой Отечественной войне – 67,2 %;
победы российских спортсменов − 20,5 %;
природу России − 25,8 %;
историю страны − 27,5 %;
культурное наследие − 25,3 %;
полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %;
полезные ископаемые страны − 11,8 %;
принадлежность к своей национальности − 24,0 %;
отечественную науку, технику, производство − 10,1 %
. На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?»
«да» ответили 38,8 % обучающихся;
«скорее да, чем нет» – 45,6 %;
«скорее нет, чем да» – 8,8 %; «нет» – 3,2 %;
«затрудняюсь ответить» – 3,6 %
Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма:
40,5 % учащихся назвали активную гражданскую позицию;
преданность Родине и умение ее защищать – 66,4 %;
жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность – 21,6 %; служение народу, конкретные дела – 15,3 %;
готовность жертвовать своими интересами – 10,4 %,
честный и бескорыстный труд – 8,2 %.
Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников.
Лидирующими у школьников являются такие ценности, как:
развлечения (9,2 %),
свобода (8,6 %),
отсутствие обязанностей (8,1 %),
любовь к близким (7,8 %),
общественное признание (7,7 %).
На втором месте:
самостоятельность (7,4 %),
творчество (7,0 %),
уверенность в себе (6,7 %),
познание (6,8 %),
возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %),
любовь к Родине (5,4 %).
Большинство опрошенных считают, что Не необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить.
Проанализировав мнения опрошенных учащихся, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе:
53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма;
31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием);
12,3 % –создание на базе музея военно-патриотического клуба;
10,8 % – проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.
Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.
Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.
Организация работы МО.
Руководитель МО: Задумывался ли кто-либо из вас, почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто видим глобальные проблемы, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
Поэтому сегодня мы попытаемся ответить на вопросы:
Как научиться беречь и любить то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?
Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?
Как научиться быть достойным памяти предков?
Возможно, вы скажете, что каждый из вас имеет опыт по формированию данных аспектов, и тема заседания не актуальна.
Давайте попробуем разобраться с данными вопросами.
Напоминаются правила работы в группе (слайд на экране):
полное погружение и включенность каждого в проблематику деловой игры и в атмосферу творчества;
уважительное отношение к высказываниям других, даже в тех случаях, когда они не совпадают с собственной точкой зрения;
самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя и внести личный вклад в решение проблемы;
адаптация знаний и умений, полученных в ходе обсуждения, в практическую работу с классом.
Мы разделимся на три группы. Преподаватели, получившие красные карточки, играют роль учителей. Преподаватели, получившие зелёные карточки, играют роль родителей. Преподаватели, получившие жёлтые карточки, играют роль учеников. Каждая группа получает задания.
1 группа (учителя)
Задание: Выделить приоритетные направления в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Составить перечень основных мероприятий (реальных дел).
2 группа (родители)
Задание: Определить роль обучающихся в ходе патриотического воспитания.
Составить перечень мероприятий (реальных дел), в которых приняли бы участие.
3 группа (ученики)
Задание: определить свою роль, как гражданина нашей страны. Составить список мероприятий, в которых вы хотели принять участие.
Затем представители каждой группы проговаривают результаты своей работы. Проходит обсуждение предложенных дел, учитываются мнения других групп, дополнительные аргументы в поддержку идей других или возражения.
Учителя: Необходимо включать каждый месяц в план работы классных руководителей мероприятия, направленные на воспитание гражданина своей Родины.
Родители: Необходимо проводить больше встреч с интересными людьми, чтоб у детей появилось больше примеров из жизни.
Ученики: Следует проводить тематические классные часы, интересные поездки.
Рефлексия.
На данном этапе участники и ведущий оценивают свою работу, свое участие в совместной деятельности, эмоциональную комфортность. Предлагается сказать три «спасибо». Участники заседания говорят «спасибо» определённым лицам и поясняют, за что.
Упражнение «Поле слов».
Каждый получает лист бумаги с различными словами, обозначающими различные чувства, состояния. Можно ограничить выбор тремя- четырьмя словами. Поле может быть следующим:
УДОВОЛЬСТВИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ТЯЖЕСТЬ ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ ЗАГАДКА ОТКРЫТИЕ
УСТАЛОСТЬ ГАРМОНИЯ СПОКОЙСТВИЕ УВЕРЕННОСТЬ
УГНЕТЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВО ДАЛЕНИЕ ДИСКОМФОРТ
ОДИНОЧЕСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИЯ РОСТ
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОНИМАНИЕ СТАРТ
СОУЧАСТИЕ СПОКОЙСТВИЕ ЛАТАНИЕ ДЫР
Проект решения:
1.Продолжить совершенствование форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
2.Классным руководителям сдать удачную разработку на ваш взгляд классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию.
Список использованной литературы.
1. Черникова Т.В. Деловое совещание в школе. – Волгоград: Учитель, 2005.
2.Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Волгоград. Учитель. 2009.
3.Вырщиков А.Н. , Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Издательство НП ИПД «авторское перо» Волгоград 2005.
4.Сыромятникова Л.М. Педагогические советы. Издательство «Глобус» Москва 2010.
Приложение 1
Анкета для обучающихсяЧто значит, по Вашему мнению, быть патриотом?
Считаете ли Вы себя патриотом?
Что вы считаете главным предметом гордости?
Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?
Что такое «патриотизм» по вашему мнению?
Что для вас является ценностями?
Необходимо ли гражданско-патриотическое воспитание?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новожизненская общеобразовательная школа»
Городищенского муниципального района
Методическая разработка заседания методического объединения классных руководителей
Воспитываем патриота своей страны
Номинация «Радуга методических идей»
Работу выполнили: Борисенко Ольга Викторовна, педагог-психолог, учитель 1 категории.
Турчина Ирина Юрьевна, руководитель МО классных руководителей, учитель 1 категории.
Консультант: Молокова Людмила Анатольевна, зам. директора по УВР.
П.Опытная станция 2014 г.


Анкета-заявка
1.ФИО участника конкурса: Борисенко Ольга Викторовна, Турчина Ирина Юрьевна
2.Должность: педагог-психолог школы, руководитель МО классных руководителей.
3.Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новожизненская общеобразовательная школа» Городищенского муниципального района
4.Номинация, в которой заявлена работа: Радуга методических идей.
5.Название работы: Методическая разработка заседания МО классных руководителей по теме «Воспитываем патриота своей страны».
6.Краткая аннотация работы: Данная разработка представляет работу классных руководителей по воспитанию чувству патриотизма у обучающихся.
7.Коетактный телефон: 8-902-659-80-38
8.Адрес электронной почты участника конкурса: irina.turchina@mail.ru9.Дополнительная информация.
10.Согласны ли вы на размещение вашей работы на сайте учредителей конкурса, публикацию в печатных изданиях? – да
Дата ___________ Подпись участника конкурса _______________