Рабочая программа Практикум по обществознанию (профиль) 10-11 классы


Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 г. Сыктывкара
с углублённым изучением отдельных предметов»
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан сыктывкарса 16 №-a шöр школа»
муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение
«Рассмотрено»
на заседании
методического объединения учителей
истории и обществознания
Протокол № 1 от «30» августа 2013 года
Руководитель МО___________
Комарова Т.С. «Согласовано»
заместитель директора по
УВР МАОУ «СОШ № 16»
_____________Т.Н.Селькова
« 30 » августа 2013года «Утверждаю»
директор МАОУ « СОШ №16»
_____________Т.М.Поповцева
«30» августа 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Практикум по обществознанию»
для 10-11 классов
Срок реализации – 2 года
Программа составлена учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Комаровой Татьяной Станиславовной
Сыктывкар 2013
1.Пояснительная записка
В классах социально-экономического профиля учебным планом школы предусмотрено изучение курса «Практикум по обществознанию». Практикум рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих курс обществознания профильного уровня, включающий знания по вопросам философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Структура и содержание Практикума по обществознанию соответствует структуре учебников «Обществознание» 10-11 класс. Профильный уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой.
Программа Практикума рассчитана на 140 часов учебного времени:
72 часов - 10 класс;
68 часов – 11 класс.
Распределение учебного времени отражает изменения в базисном учебном плане: 36 учебных недель для 10-х классов и 34 учебные недели для 11-х классов.
Цели курса:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, необходимых для успешной сдачи выпускных экзаменов, обучения в высших учебных заведениях, а также для дальнейшей социализации выпускников школы.
Программа Практикума содержит минимальный перечень самостоятельных, лабораторных и практических работ.
Виды учебной деятельности, предусмотренные Практикумом:
Работа с различными не адаптированными источниками социальной информации.
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных оценочных суждений.
Анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания.
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
Участие в дискуссиях, дебатах, диспутах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументирование своей позиции.
Осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых проектов.
Подготовка рефератов.
Создание эссе.
Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Подготовка рефератов и осуществление проектно-исследовательских работ по социальной проблематике выносятся в качестве итоговых работ.
В начале учебного года обучающиеся выбирают тему и форму выполнения самостоятельной работы (реферат, учебное исследование, проект). Результаты работы обучающиеся представляют на заключительных занятиях в конце учебного года. Работы защищаются и оцениваются.
На презентацию работ обучающихся отводится по 6 часов учебного времени в 10 и в 11 классах.
2.Тематический план
№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Первый год обучения, 10 класс (72 часа)
1 Введение 2
2 Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 7
3 РазделII. Общество и человек 14
4 Раздел III. Деятельность как способ существования людей 8
5 Раздел IV. Сознание и познание 14
6 Раздел У. Личность. Межличностные отношения 22
7 Итоговые занятия. Представления работ 6
Второй год обучения, 11 класс (68 часов)
7 Раздел VI. Социальное развитие современного общества 18
8 Раздел VII. Политическая жизнь современного общества 19
9 Раздел VIII. Духовная культура 17
10 Раздел IX. Современный этап мирового развития 811 Итоговые занятия. Представления работ 6
3.Содержание учебного материала
№ урока Раздел, тема Количество часов № задания в Практикуме Содержание (вид деятельности и ее характеристика)
Первый год обучения, 10 класс
1-2 Введение 2 Цели и задачи курса. Структура практикума. Алгоритм работы с источником, алгоритм решения заданий-задач, алгоритм составления эссе.
Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 7
3-4 Место философии в системе в системе обществознания. Философия и наука. 2 1
2
3
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
4.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
5 Древние мыслители о мире и человеке 1 1
3
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
3.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
6 Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время 1 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
7 Общественная мысль России 1 1
2
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
8 Основные профессии социально-гуманитарного профиля 2 1
2
3
4
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
4.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
5.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
Раздел П. Общество и человек 14 9 Происхождение человека и становление общества 1 1
3
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
10 Сущность человека как проблемы философии 1 1
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
11 Общество и общественные отношения 1 1
4
9
1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
12 Социальная система и ее среда 1 1
4
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
13-14 Типология обществ 2 1
4
5
8 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
4.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
15-16 Культура и цивилизация 2 1
4
5
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
17-18 Факторы изменения социума 2 1
2
5
8 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
4.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
19-20 Проблемы общественного прогресса 2 1
2
3
5
1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
4.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
21-22 Свобода выбора и ответственность за выбор 2 1
2
3
4
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
4.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
5. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
Раздел Ш. Деятельность как способ существования людей 8 23-24 Деятельность 2 1
2
5
8
1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
4. Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
25-26 Деятельность в сфере духовной культуры 2 1
2
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
27-28 Трудовая деятельность 2 1
5
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
29-30 Политическая деятельность 2 1
2
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
Раздел 1У. Сознание и познание 14 31-32 Онтология и теория познания 2 1
2
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
33-34 Истина и ее критерии 2 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
35-36 Жизненный опыт здравый смысл 2 1
2
8
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
37-38 Основные особенности научного мышления 2 1
4
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
39-40 Социальное познание 2 1
3 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
41-42 Теоретическое и обыденное сознание 2 1
2
4
9
1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
43-44 Самосознание и развитие личности 2 1
2
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
Раздел У. Личность. Межличностные отношения 22 45-46 Индивид, индивидуальность, личность 2 1
2
4
8 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
4.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
47-48 Возраст и становление личности 2 1
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
49-50 Направленность личности 2 1
4
5 или 9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы) или Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
51-52 Общение как обмен информацией 2 1
3 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
53-54 Общение как взаимодействие 2 1
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
55-56 Общение как понимание 2 1
4
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
57-58 Малые группы 2 1
3
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
3.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
59-60 Групповая сплоченность и конформное поведение 2 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
61-62 Групповая дифференциация и лидерство 2 1
3
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
63-64 Семья как малая группа 2 1
2
3
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
65 Асоциальные и криминальные молодежные группы 1 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
66 Конфликт в межличностных отношениях 1 1
5 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
67-72 Итоговые занятия 6 6, 7 Презентация рефератов и исследовательских работ
Второй год обучения, 11 класс
Раздел VI.Социальное развитие современного общества 18 1-2 Социальная структура и социальные отношения 2 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3 Социальные институты 1 1
3 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
4 Роль экономики в жизни общества 1 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
5 Социальные статусы и роли 1 1
2 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
6 Социальные ценности и нормы 1 5 Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
7-8 Отклоняющееся поведение и социальный контроль 2 3
9 1. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
9 Социальные интересы и формы социального взаимодействия 1 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
10-11 Этнос и нация 2 1
3 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
12 Межэтнические отношения и национальная политика 1 5 Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
13 Демография современной России 1 1 Работа с источником (анализ и интерпретация)
14 Институт семьи и брака 1 2 Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
15 Быт бытовые отношения 1 3 Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
16-17 Молодежь в современном обществе 2 5 Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
18 Социальная структура российского общества 1 2 Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
РазделVII. Политическая жизнь современного общества 19 19-20 Политическая система и политический режим 2 1
2
3 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
3. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
21 Государство в политической системе 1 1 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
22-23 Демократия: ценности и признаки 2 2
3
9 1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
3. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
24-25 Правовое государство и гражданское общество 2 1
2 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
26-27 Роль СМИ в политической жизни 2 2
3 1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
28-29 Политическое сознание и политическое поведение 2 8
9 1.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
30 Политические партии и движения 1 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
31 Лидеры и элиты в политической жизни 1 2
3 1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
32 Выборы в демократическом обществе 1 3 Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
33-34 Человек в политической жизни 2 8
9 1.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
35-36 Политический конфликт 2 1
2 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
37 Политический процесс 2 3
4 1. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
Раздел VIII. Духовная культура 17 38-39 Духовное развитие общества 2 1
2 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
40-41 Толерантность 2 5 Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
42-43 Духовный мир личности 2 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
44-45 Мораль и нравственность 2 2
3 1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
46 Наука 1 1
4 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
47 Образование 1 1 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
48 Социальная и личностная значимость образования 2 5 Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)
49-50 Роль религии в жизни обществаРоль религии в жизни общества 2 2
3 1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
51-52 Место искусства в духовной культуре 2 2
3 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
53-54 Массовая культура 2 8
9 1.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и
познавательного опыта)
Раздел IX.Современный этап мирового развития 8 55-56 Многообразие современного мира 2 1
4
9 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)
3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)
57-58 Глобализация и ее последствия 2 2
3 1.Работа с источником (анализ и интерпретация)
2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
59-60 Сетевые структуры в современной мировой политике 2 2
3 1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)
2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)
61-62 Целостность и противоречивость современного мира 2 8 1.Создание эссе (цитата – основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)
63-68 Итоговые занятия 6 6,7 Презентация рефератов, исследовательских работ и проектов
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
●определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
●использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
●исследование реальных связей и зависимостей;
●умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
●объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
●поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
●отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
●передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
●перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
●выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
●уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
●владение навыками редактирования текста;
●самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
●участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
●формулирование полученных результатов;
●создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
●пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
●владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
5. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Критерии оценки докладов рефератов и исследовательских работ:
Критерии Баллы
1. Качество выступления (владение материалом, логика выступления) 0-5 балла
2. Владение терминологией (использование и свободное владение общенаучной и специальной терминологией) 0-3 балла
3. Использование демонстрационного материала ( презентация) 0-3 балла
4. Оформление демонстрационного материала 0-3 балла
5. Обобщающие выводы 0-3 балла
6. Качество ответов на вопросы 0-3 балла
Итого: 20 баллов
Норма отметки докладов:
Отметка «5» ставится, если докладчик набрал – 20-18 баллов;
Отметка «4» ставится, если докладчик набрал – 17-15 баллов;
Отметка «3» ставится, если докладчик набрал - 13-11 баллов.
Критерии оценивания проектных работ:
1.Актуальность (или значимость) темы.
2.Самостоятельность (индивидуальная, групповая) работы.
3.Полнота раскрытия темы.
4.Соответствие работы структуре проекта.
5.Использование наглядности.
6.Соответствие содержания проекта презентации.
7.Ответы на вопросы во время презентации.
Критерии оценки проектов:
Критерии Баллы
1.Актуальность (или значимость) темы. 0-5
2.Самостоятельность (индивидуальная, групповая) работы. 0-5
3.Полнота раскрытия темы. 0-5
4.Соответствие работы структуре проекта. 0-5
5.Использование наглядности. 0-5
6.Соответствие содержания проекта презентации 0-5
7.Ответы на вопросы во время презентации 0-5
Итого: 35 баллов Норма отметки:
Отметка «5» ставится, если работа соответствует - 35-30 баллам;
Отметка «4» ставится, если работа соответствует - 29-24 баллам;
Отметка «3» ставится, если работа соответствует - 23-17 баллам;
Отметка «2» ставится, если работа менее 17 баллов.
Критерии оценивания решения познавательных и практических задач.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
Анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т.п.)
Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
Различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
Применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
Предвидеть последствия определенных социальных действий.
Норма отметки при решении познавательных и практических задач:
Отметка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Отметка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
Отметка «3» ставится, если задание выполнено с помощью наводящих вопросов учителя.
Отметка «2» ставится, если задание выполнено неверно.
Критерии оценивания эссе по обществознанию
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
Определить проблему и раскрыть смысл цитаты (высказывания)
Представить и пояснить собственную позицию
Обосновать личную позицию на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы)
Привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения
Норма отметки эссе по обществознанию:
Отметка «5» ставится, если раскрыт смысл высказывания, представлена и пояснена собственная позиция выпускника, суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, фактический материал и выводы
Отметка «4» ставится, если раскрыт смысл высказывания, представлена и пояснена собственная позиция выпускника, но имеются ошибки в характере и уровне приводимых суждений и аргументов.
Отметка «3» ставится, если приведена только теоретическая или только фактическая аргументация.
Отметка «2» ставится, если отсутствует аргументация или аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.
Критерии оценивания заданий на анализ и интерпретацию текста.
Данный тип заданий предполагает умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских. научных, правовых, политических, публицистических).
Выполнение этого задания требует:
Умения найти в тексте определенную информацию;
Умения применять знания по предмету для характеристики позиции автора и отдельных положений фрагмента;
Умения использовать информацию, полученную из текста, для решения познавательных и проблемных задач;
Умения аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.
Норма отметки по оцениванию задания на анализ и интерпретацию текста:
Отметка «5» ставится, если выполнены все требования, предъявленные в вопросах;
Отметка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки, не искажающие смысл ответа;
Отметка «3» ставится, если умения недостаточно представлены;
Отметка «2» ставится, если умения не представлены.
6. Учебно-методический комплекс
Учебные пособия:
Обществознание. Практикум. 10 класс: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова – М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. Практикум. 11 класс: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая – М. : Просвещение, 2011.