Задания олимпиады по биологии (школьного этапа)


бОбразцы (примеры) заданий школьного и муниципального этапов
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60
(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее
полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:
а) красные;
б) зеленые;
в) бурые;
г) золотистые.
2. Рисунок иллюстрирует пример проявления
жизненного свойства:
а) обмен веществ;
б) размножение;
в) движение;
г) рост.
3. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается
из:
а) споры;
б) зиготы;11
в) сперматозоида;
г) яйцеклетки.
4. Плод киви - это:
а) ягода;
б) тыквина.
в) многокостянка;
г) многосемянная коробочка.
5. На рисунке представлен эффективный
агротехнический прием:
а) пасынкование;
б) мульчирование;
в) пикировка;
г) окучивание.
6. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для
семейства:
а) пасленовых;
б) злаковых;
в) лилейных;
г) мотыльковых (бобовых).
7. Стеблевое (побеговое) происхождение имеют колючки у:
а) барбариса;
б) чертополоха;
в) белой акации;
г) боярышника.
8. Для кукушкиного льна характерно наличие:
а) спермиев;
б) спорогона;
в) придаточных корней;
г) двуполого гаметофита.
9. Тела грибов образованы:
а) мицелием;
б) микоризой;
в) ризоидами;
г) конидиями.
10. Для тела высших растений характерно строение:
а) одноклеточное;
б) колониальное;
в) слоевищное;
г) листостебельное.
11. Из глюкозы первичный крахмал у покрытосеменных образуется в:
а) лейкопластах;
б) хромопластах;
в) хлоропластах;
г) цитоплазме.
12. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой:
а) зачаточный бутон;
б) конус нарастания;
в) зачаточный лист;
г) основание побега.21
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14,5. Заполните матрицы
ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, биолог определил,
что у некоторых из них наблюдаются признаки голодания по ряду элементов
питания. Соотнесите данные симптомы (А–Г) с причинами их появления,
связанными с недостатком определенных элементов питания (1–4).
Признаки голодания:
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев.
Старые листья поражаются позже, но сходным образом. Малая
мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные
листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста.
Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и
перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость. Отношение побеги/корни сдвинуто в
пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Элементы питания:
А) фосфор;
Б) азот;
В) железо;
Г) бор.
Элементы питания 1 2 3 4
Признаки голодания
2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную
окраску. Укажите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Д).
Объект:
1) дождевой червь;
2) многощетинковый червь серпула;
3) каракатица;
4) речной рак;
5) личинка комара-толкунца (род Chironomus);
6) марокканская саранча.
Цвет крови/гемолимфы:
А) красная;
Б) голубая;
В) зеленая;
Г) оранжево-желтая;
Д) бесцветная.
Объект 1 2 3 4 5 6
Цвет крови/гемолимфы3. [мах. 2,5 балла] Сопоставьте названия белков (А–Д) с их функциями в организме
человека (1–5).
1) структурная;
2) каталитическая;
3) защитная;
4) двигательная;
5) транспортная.
А) трипсин;
Б) миозин;
В) гемоглобин;
Г) тубулин;
Д) гамма-глобулин.
Функции 1 2 3 4 5
Белки22
4. [2,5 балла] Сопоставьте болезнь (1–5) и переносчика возбудителя (А–Д).
1) чума;
2) энцефалит;
3) малярия;
4) эпидемический сыпной тиф;
5) бешенство.
А) собаки, шакалы, летучие мыши;
Б) комары;
В) клещи;
Г) вши;
Д) блохи.
Болезни
Переносчик возбудителя
5. [2,5 балла] Соотнесите названия структур (1–5) с веществами, входящими в их
состав (А–Д):
1) мышцы;
2) рибосомы;
3) клеточные стенки;
4) мембраны;
5) хромосомы.
А) белки и РНК;
Б) белки и ДНК;
В) белки и липиды;
Г) белки и полисахариды;
Д) белки актин и миозин.
Структура 1 2 3 4 5
Вещества
Матрица ответов
Часть 1. [60 баллов]
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-10 а г б а г б г б а г
11-20 в б б г г в г в б а
21-30 в г в г в б б в б в
31-40 в в а в г г б г а б
41-50 а в в б в а б г а б
51-60 в в г а в б б в б в
Часть 2. [30 баллов]
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-10 б а в в г д б г в д
11-15
г в в г д
Часть 3. [25 баллов]
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
прав.
"ДА" Х Х Х Х Х Хнеправ
"нет" Х Х Х Х Х Х Х Х Х№ 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
прав.
"ДА" Х Х Х Хнеправ
"НЕТ"
Х Х Х Х Х Х23
Часть 4. [14,5 баллов]
Задание 1. [мах. 4 балла]
Элементы питания 1 2 3 4
Признаки голодания В Г А Б
Задание 2. [мах. 3 балла]
Объект 1 2 3 4 5 6
Цвет
крови/гемолимфы А В Б Д А Г
Задание 3. [мах. 2,5 балла]
Функции 1 2 3 4 5
Белки Г А Д Б ВЗадание 4. [2,5 балла]
Болезни 1 2 3 4 5
Переносчик
возбудителя
Д В Б Г А
Задание 5. [2,5 балла].
Структура 1 2 3 4 5
Вещества Д А Г В Б