Разработка практического занятия по обществознанию на тему: Выявление ценностной ориентации современного подростка


Дата:
Группа: ________
План урока (учебного занятия)
Преподаватель: Медведева Ольга Павловна
Специальность: Автомеханик
Наименование учебной дисциплины: Обществознание
Тема раздела программы: Духовная культура личности и общества
Тема урока: Мир ценностей современного подростка
Цели урока: 1. Учебная: выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных подростков на примере студентов своей группы
2. Развивающая: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы;
3. Воспитательная: способствовать выработке духовных ценностей и гражданской позиции обучающихся.Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Практическое занятие
Методы урока: практический, исследовательский
Формы организации урока: индивидуальная, коллективная
Учебно-методическое оснащение урока:
- Наглядно-дидактический материал: - Разработки практического занятия по теме с тестом и ходом выполнения работы

Ход урока
Структура урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся КУМО
I. Организационный этап (5 мин) Приветствует, проверяет готовность студентов к уроку.
Информирует об организации и оценивании работы на уроке. Приветствуют.
Готовятся к уроку.
Слушают II. Актуализация знаний (7 мин) Проводит фронтальный опрос по предыдущей теме:
1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
Молодежь – это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, условиями социализации в обществе. К молодежи относят людей 16-30 лет
2. Каково отношение современных молодых людей к политике?
Отношение современной молодежи к существующей в России власти носит нейтральный характер.
3. Дайте определение понятиям, «Ценность», «Ценностная ориентация», в ходе изучения какой темы мы сталкивались с этими понятиями?
Ценность это важность, значимость, польза, полезность чего-либо; это все то, что способно удовлетворить потребности человека (истина, добро, зло, красота, вера, вера, любовь и т.д.).
Ценностная ориентация – совокупность принимаемых личность ценностей. II. Проблемно-мотивационный этап. Постановка темы, цели и задач урока (5 мин) Мозговой штум (3 минуты).  Что такое ценностная ориентация?
Что представляет ценность для каждого из вас? На что влияет ценностная ориентация человека?
Цель урока: Выявить мир ценностей современного подростка на примере своей группы.
Выссказываются, записывают проблему (тему) в тетрадь
Тема урока на доске
III. Выполнение практической работы (70 мин):
Предлагает студентам ознакомиться с ходом выполнения практической работы и теоретической частью (задание №1 практического занятия). (см. Приложение 1) (10 мин)
Предлагает выполнить тест (задание №2 практического занятия). Дает рекомендации по выполнению теста.(см. Приложение 1) (20 мин)
Предлагает создать таблицу своих ценностей и ценностей всей группы на основе полученных индивидуальных данных (задание №3 практического занятия). (см. Приложение 1) (15 мин)
Предлагает составить рейтинг личных ценностных ориентаций и рейтинг ценностных ориентаций всей группы.(15 мин)
Предлагает письменно ответить на вопросы задания №4 практического занятия (10 мин)
Предлагает сдать работы Читают разработку практического занятия, знакомятся с заданиями.
Выполняют тест в тетрадях, заполняют соответствующую таблицу.
Заполняют таблицу на доске
Составляют рейтинги, записывают в тетрадь
Отвечают письменно в тетрадях
Сдают тетради
Раздаточный материал:
Разработка практического занятия
Таблица на доске
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин) Задает вопросы:
Что такое ценность?
Что является основной ценностью?
Какие ценности относятся к духовным?
Для чего человеку нужны ценности?
Подводит итоги. Отвечают на вопросы
Оценивают свои достижения на уроке Практическое занятие «Мир ценностей современного подростка»
Время выполнения: 90 мин (2 урока)
Цель занятия: выявить рейтинг ценностей современного подростка на примере студентов группы.
Задание №1: Ознакомьтесь с приведенным ниже материалом.
Теоретическая часть работы
Основной ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Понятие ценности человека универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Ценность человеческой личности выше всего того, что говорит или делает данный человек. Существует и понятие духовных ценностей. Это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который выражается в общественно-исторических отношениях. К ним относятся высшие ценности: моральные и эстетические, поскольку они во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
Ценностей может быть огромное количество, они могут включать в себя то, что связано с потребностями и нуждой человека. Среди ценностей есть самые значимые, дорогие, ради которых человек готов пойти на жертвы и даже - смерть. Ценности имеют жизненное значение, они усиливают жизненный потенциал человека, заставляют его выживать в самых тяжелых условиях и ситуациях. У людей могут быть разные ценности.
Хорошо, если у человека имеется своя система ценностей. У духовно развитых людей, как правило, гармоничная система ценностей.
Соотношение добра и зла, любви и ненависти, природа счастья и справедливости всегда волновали и волнуют человека. Современная цивилизация добавила проблему возможного самоуничтожения человечества, увеличила значимость до абсолютизма ценностей человеческой жизни, здоровья, необходимости сохранения среды обитания человека. Поэтому духовность человека рассматривается как независимость его от внешних влияний, определенная автономность, а также как-то положительное, ради чего следует жить. При всех зигзагах развития мировой истории человечество все же движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческих ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе.
Важное место занимают материальные ценности, производимые человеком на протяжении всего исторического пути развития общества. К ним относятся и древнейшие пирамиды, и современные компьютеры. Мир материальной культуры, созданный человечеством для удовлетворения своих потребностей, многократно увеличивает его мощь.
Итак, ценность – это то, что для человека свято, это его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Человек сам определяет, что для него свято, дорого, что делает полноценной его жизнь. Ценности родились в истории человеческого рода как духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом жизненных испытаний.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие ещё не до конца сформировались. Отсутствие идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становление молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации. А с другой стороны – для неё обязательно должны быть определённые идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности. По мнению польского психолога К. Обуховского, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл – одна из важнейших потребностей личности, причем, наиболее остро она переживается в период взросления. В период сознательного выбора жизненного пути.
Удовлетворяя ее, человеку приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей.
Ценностные ориентации выражают личностную значимость тех или иных областей жизни и раскрывают основные мотивы устремлений и поведения индивида.
Для определения ценностных ориентаций современных подростков мы будем использовать опросник, разработанный профессором Иркутского государственного университета Асеевым В. Г. «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ). Опросник позволяет определить отношение к следующим группам ценностей: труд, общение, познание, общественная работа, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств личности.
Задание №2. Выполните задания адаптированного опросника
Инструкция:
Оцените значимость ценностей по семибальной шкале:
1 балл – данная ценность не значима для меня;
2 – 6 баллов – ценность имеет определенную значимость для меня (чем больше балл, тем важнее ценность);
7 баллов – данная ценность имеет для меня жизненно важное значение.
Таблица жизненных ценностей
1. Быть образованным, иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру.
2. Одеваться по моде красиво и элегантно.
3. Принимать на себя ответственность за решения и их исполнения.
4. Понимать прекрасное в искусстве, в человеке.
5. Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).
6. Сознавать, понимать общественную значимость своего труда.
7. Быть инициативным и самостоятельным в решение задач.
8. Быть уверенным в себе и в своих силах.
9. Получать удовольствие от процесса своего труда.
10. Быть требовательным к себе.
11. Расширять свой кругозор, образовательный уровень.
12. Быть бескорыстным.
13. Обладать организаторскими способностями, уметь сплотить людей.
14. Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.
15. Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело.
16. Быть жизнерадостным, иметь хорошее чувство юмора.
17. Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей.
18. Быть скромным.
19. Иметь возможность общаться с друзьями.
20. Быть искренним в отношениях с людьми.
21. Уметь устанавливать хорошие отношения с людьми.
22. Проводить время в приятном общении с другими людьми.
23. Сопереживать горю, беде другого человека.
24. Обсуждать с одноклассниками школьные и личные вопросы.
25. Любить людей, быть терпимым к их взглядам, привычкам.
26. Быть в хороших отношениях с одноклассниками.
27. Уметь словом и делом помочь людям.
28. Быть в курсе событий, много читать.
29. Уметь быстро решать учебные и житейские вопросы.
30. Учить быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий.
31. Иметь собственное мнение в трудных жизненных ситуациях.
32. Быть выносливым, иметь крепкую волю.
33. Стремиться к самосовершенствованию.
34. Сделать карьеру.
35. Иметь личную машину.
36. Иметь свою благоустроенную квартиру.
37. Получать высокую зарплату.
38. Приобрести богатый профессиональный опыт.
39. Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели.
40. Работать не только за деньги.
41. Быть материально – обеспеченным.
42. Быть в курсе последних местных новостей.
43. Выступать с лекциями, беседами, нести идеи и знания в массы.
44. Знать последние достижения науки и техники.
45. Заниматься общественной работой. Участвовать в общественной жизни коллектива.
46. Быть ответственным в подготовке и проведении общественных мероприятий.
47. Участвовать в решение государственных вопросов.
Задание №3. Проведите анализ исследовательских результатов.
Каждый человек не просто выбирает для себя ценности: он определяет их значимость для себя, выстраивает их в определенной иерархической последовательности.
Что ценят студенты, которые обучаются в нашей группе?
На основании средних показателей привлекательности ценности составим рейтинг ценностей каждого студента нашей группы в отдельности и общий рейтинг ценностей студентов группы, для этого заполните сводную таблицу:
Ценностная ориентация Количество баллов
на общение (вопросы 5,16,19,21,22,26) на развитие волевых качеств (вопросы 8,10,13,14,32,39) на труд (вопросы 6,9,15,38,40,27) на общественную деятельность (вопросы 24,47,42,43,45,46)) на материальные ценности (вопросы 2,35,36,37,41) на развитие деловых качеств (вопросы 3,7,29,30,31,34) на познание (вопросы 1,4,11,44,33,28) на развитие нравственных качеств (12,17,18,20,23,25) Задание №4. Распределите ценности в порядке значимости. Сделайте соответствующий вывод о ценностях студентов вашей группы.
Ответьте на следующие вопросы:
Что является основной ценностью?
Что такое ценность?
С какой проблемой, отрицательно сказывающейся на становлении молодежи, столкнулось современное общество?