Статья Поисковая деятельность как освоение ребенком нравственно – патриотических чувств и осознания ответственности за судьбу Отечества.


Поисковая деятельность как освоение ребенком нравственно – патриотических чувств и осознания ответственности за судьбу Отечества.
Л.А. Тюлина, учитель истории и географии
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина.
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
По мнению Л.С.  Выгодского, патриотизм включает в себя :чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины
Изначально, любовь к Отечеству заложена в душе каждого человека, однако, эту любовь, как и любое другое чувство, можно «убить в зародыше», а можно, наоборот, воспитать и укрепить. Процесс этот долгий, непрерывный, затрагивающий и урочную и внеурочную деятельность. Естественно, что здесь используются разные методы и приемы работы с учащимися. Но мне хотелось бы остановиться на поисковой деятельности. Именно поисковая деятельность дает возможность реализовать следующие задачи:
развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
самопроверку учащимися своих наклонностей, способностей и их знаний;
самовоспитание у учащихся целеустремленности и системности в учебной, настоящей и предстоящей трудовой деятельности;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных практических результатов;
получение дополнительной информации, используемой в учебно-воспитательном процессе.
Исследовательские, творческие задания, проблемно – поисковые задачи увлекают школьников на уроках. Но, в силу ограниченности во времени урока и загруженности программ школьных предметов имеет смысл говорить об отдельных компонентах поисковой деятельности в учебном процессе. А вот в полной мере эта деятельность реализуется за пределами урока.
В нашей школе поисковая работа была организована еще в 50 – е годы, была собрана уникальная информация об учителях и выпускниках школы, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. По инициативе поисковиков была установлена стела в память о юношах – выпускниках, шагнувших в Вечность со школьной скамьи. А в 1979 году открыт школьный музей «Ленин и наш край», сейчас профиль музея сменился, но современные гимназисты с увлечением просматривают его архивы, знакомясь с историей города, области, и конечно же, родной гимназии!
Экскурсии по истории школы традиционно проводят ученики – экскурсоводы. Очень важно, чтоб наши ученики знали не только о сегодняшнем дне гимназии, но и об ее славном прошлом. Формирование патриотизма, любви к стране невозможно без уважительного и бережного отношения учеников к своему второму дому, к родной школе. Ребята - слушатели знакомятся историей учебного заведения, ребята – экскурсоводы получают опыт публичного выступления, опыт общения с разновозрастной публикой, ведь подобные экскурсии проводятся и для учеников начального звена, и для старшеклассников, и для взрослых гостей гимназии. Каждый экскурсовод получает возможность лично поработать с архивами музея, чтобы составить свой авторский текст экскурсии.
Последний проект был приурочен к 70-летию Победы, назывался он «История школы № 25 в годы ВОВ». К этой славной дате появилось много новых интернет – ресурсов и материалов, особенно интересны были статьи, опубликованные работниками Нижегородского архива. Кроме того, исполнялось 100 лет со дня рождения известнейшего хирурга Н.Н. Блохина, оперировавшего в годы войны в нашем госпитале. Поэтому мы смогли получить новые интересные факты, и даже копии архивных материалов об основании в стенах нашей школы госпиталя. Материалы стали доступны не только учащимся нашей школы. Они были представлены на районном, а затем городском конкурсе «Юный экскурсовод» и опубликованы в сборнике «Об уроках и не только» (Н.Н., 2015 г.).
От уважения к учебному заведению, в котором учимся, к уважению и глубокому изучению истории родного края! Просто огромная в этом направлении поисково – исследовательская работа была проведена учащимися 11 класса , ныне выпускниками, над проектом «Свидетельства ратного подвига Второго Ополчения в Н.Новгороде». Были проведены виртуальные и реальные экскурсии для учащихся 7-11 классов и участников Первого международного форума Нижегородского Проекто –сетевого института. Участники, учителя из различных школ города, области и других регионов, были очень удивлены, узнав, что ребята не просто выучили материал, подготовленный учителем, а сами готовили свои фрагменты экскурсии, отвечали на дополнительные вопросы, не боялись импровизаций!
Гордость за прошлое и настоящее нашей страны, уважительное отношение к ее истории и культуре помогают формировать виртуальные экскурсии. Авторами или соавторами многих из них являются сами ученики. Виртуальные экскурсии позволяют познакомиться с историей и основными достопримечательностями Москвы, Санкт – Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, городов Золотого Кольца. Рассчитаны такие виртуальные экскурсии на 40 минут, их целесообразно проводить во время уроков окружающего мира в 3-4 классах, при изучении соответствующих тем курса. Фрагменты таких виртуальных экскурсий я использую и на уроках географии в 8-9 классах, рассказывая в 8 классах об удивительных уголках природы, а в 9 классах – о культурных достопримечательностях нашей необъятной страны. Важность этой работы отмечают сами учащиеся, признавая, что даже не предполагали, какие интересные и уникальные объекты природного и культурного наследия есть в нашей стране! А порой виртуальные путешествия перерастают в реальные. Так «влюбившись» в Казань по фотографиям, мы с десятиклассниками посетили этот город. Заинтересовавшись техникой городецкой росписи, с шестиклашками побывали на фабрике Городецкой росписи в реальности.
А осознать место российской культуры в мировой сокровищнице культурного наследия позволял международный интернет – конкурс «Наше достояние». Задание – атрибутация объектов, включенных в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. К снимку из космоса так же прилагалось описание этого объекта. На выполнение заданий отводилось определенное время. Конкурс продолжался три дня, в результате мы получили колоссальный опыт работы с космическими снимками … и диплом участника!
И в заключении хотелось бы еще раз отметить, что необходимость воспитывать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность, как гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки.  И, конечно же, лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи.
Используемая литература:
1.Басина С.К. Поисковая деятельность учащихся как средство активации их познавательной деятельности - http://www.teacherjournal.ru/
2. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание - Волгоград, 2006
3. Прилепская Т.В. Патриотическое воспитание учащихся. - Новосибирск, 2002
4.Тюлина Л.А. Воспитание патриотизма в системе работы музея «Моя родословная» - Н.Новгород, 2014