Наурызю Формирование чувства казахстанского патриотизма у детей.


НАУРЫЗ
Цель урока: формирование чувства казахстанского патриотизма у детей.
Обучение – познакомить детей с национальным праздником наурыз, с обычаями, традициями казахского народа.
Развитие- развивать интерес к казахской национальной культуре. К народным обычаям, способствовать развитию творческих способностей детей, любознательности.
Воспитание- воспитывать любовь к родиной земле, чувство сопричасности событиям.
Оформление урока: гимн республики Казахстан, шанырак, украшенный разноцветными лентами.
План урока:
1.Песня Розы Рымбаевой «Наурыз»
2. Слово учителя о празднике Наурыз)
3.Стихотворения, посвященные празднику наурыз
4. Беседа о празднике наурыз
5. Викторина
6.Народные игры
Слово Учителя
Слово «Наурыз» пришло в казахский язык из персидского. Там оно звучало как «нау» (новый) «ырыз» (день) и выражало понятие – первый день нового года. В Казахстане Наурыз офицеально отмечается с 1988 года. Начинается он в ночь с 21 на 22 марта- во время весеннего равноденствия и длится 40 дней. Древний и любимый праздник обловоения жизни, Наурыз мейрамы отмечается ныне по всей республике широко и весело.
Слово «мейрам» - праздник в казахском яхзыке связано с чествованием весеннего равноденствия .по казахской мифологии в день «мейрам» землю обходит старик Кызыр. Он садит деревья и посылает частье и благоденствие. Традиционно в этот день люди прощают друг другу все обиды, благославляют друг друга и дарят подарки.
Наш первый конкурс посвящен этой традиции.
Подарки.
На ниточке развешиваем небольшие подарки. Дети с закрытыми глазами, раскручивая его, ножницами разрезают себе подарок.
В любую погоду придет наурыз.
Это праздник весны для всего Казахстана
Каждый год все люди ждут
Месяц долгожданный.
Наурыз-просыпается степь
Наурыз- оживает природа
Наурыз –дай нам всем
Благополучного года
И весенний кприз.
Подари всем улыбку
Пусть согреет теплом
Солнце яркое , лучистое
Подари добрый дух
Светлых дней, и удачи побольше,
Будьте здоровы, счастливы вы В этот час и каждый день.
Викторина.
Любимый напиток казахов (квас, морс, шубат)
Животное из класа кошачьих, занесенное в Красную книгу, являющееся эмблемой Казахстана (тигр, барс, гепард)
Где аржеологи нашли золотого человека ( Иссык, Талдыкорган, Тараз)
Казахский певец-импровизатор (Бард,лирик,акын)
Героический эпос казахского народа(Кадевала, Эдда, Кобыланды)
Четыре пастбищных сезона.
Цветок, символ Наурыза. Весны (мак, тюльпан, подснежник)
Гора, у подножья которой представители трех жузов решили дать отпор джунгарам (Коктюбе, Ордабасы, Хан-Тенгри)
Песня «Наурыз»
1куплет Эй казахский народ,
Наурыз к нам в дом пришел
Каждый год все люди ждут
Месяц долгожданный.
Припев: Хей,хей, диги-диги-диги-дай
Наурыз встречай!
Хей,хей, диги-диги-диги-дай
Просыпается степь, оживает природа.
2 куплет Пусть цветет наш Казахстан
Урожайный год нам дай
Наурыз равняя день и ночь
Он прогонит стужу прочь
Припев: Хей,хей, диги-диги-диги-дай
Наурыз встречай!
Хей,хей, диги-диги-диги-дай
Просыпается степь, оживает природа
3 куплетНынче праздник у ребят,
Голоса кругом звенят
И танцует и поет
В этот праздник весь народ.
Припев: Хей,хей, диги-диги-диги-дай
Этот праздник наурыз
Он в улыбках тысяч лиц
Хей,хей, диги-диги-диги-дай
Пусть цветет казахский край!
Чтец:Широкие степи, высокие горы
О, мой Казахстан, лишь твои
Я просторы люблю больше жизни!
И сердце отдам, чтобы ты процветал,
Мой родной Казахстан!
Казахские игры.
Көтермек (подними-ка)
На середину выходят два игрока, опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала сможет первым поднять второго игрока, и будет считаться победителем.
Победитель остается вигре, но теперь он уже пробует свои силы с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.
Октау тартые (перетяни-ка)
Эта игра выявит кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и всаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку и оба ее конца тяните каждый на себя. Тот. Кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, будет победителем.