Формирование казахстанского патриотизма на основе актуализации исторических дат 2015 года. Ассамблея Народов Казахстана


Формирование казахстанского патриотизма на основе актуализации исторических дат 2015 года.
Ассамблея Народов Казахстана
Межнациональный мир и
согласие не есть нечто, данное
нам свыше. Это результат
повседневной политики и
практики государства и всех нас.
Н.А. Назарбаев
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. При формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.
Ни одна школа не может заявить о себе как о гуманитарной, современной, новой, если она ограничивается передачей детям знаний и не разовьет в них способность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, самостоятельно принимать решения, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность.
В учебный процесс необходимо внедрение программ, которые определяют общую стратегию, направления, содержания и механизмы формирования свободного, богатого, сильного духом Казахстана. Это программы по патриотическому, нравственному воспитанию, в которых предполагаются пути практического продвижения в плане воспитания молодого человека.
Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота Казахстана с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в нашей школе-гимназии № 9 за 2014-2015 учебный год. Ведь именно 2015 год является кардинально интересным в историческом плане, как памятный и юбилейный.
Актуализация исторических дат крайне важна, так как способствует всестороннему правильному восприятию информации и верной оценки исторических событий. Ведь никому не секрет, что ребенок в условиях современного, насыщенного огромным количеством информации мира, синтезирует и анализирует полученные сведения посредством друзей, неформальных организаций, что может повлечь к неправильному восприятию информации. И именно школа должна направить учащегося на правильное восприятие современного мира
Цель: формирование у учащихся интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, национальному искусству Задачи:  1. Формировать у учащихся казахстанский патриотизм, миролюбие, национальное согласие, углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине.  2. Развивать творческие способности учащихся, развивать интерес и желание больше узнать о народах, живущих в Казахстане.  3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, уважение к традициям и обычаям других народов.
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений:
Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается музейная работа;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала  младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. Именно учащиеся среднего звена являются организаторами информационно-пропагандистских групп.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- информационно-пропагандистские десанты;
- Тематические классные часы;
- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
- Кружковая работа;
- Проведение общешкольных мероприятий;
- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Одна из интересных форм воспитательной работы в школе это проведение информационно-исторических десантов , приуроченных к знаменательным датам нашего государства. Огромное преимущество данного направления является то , что учащиеся являются и составителями , и координаторами, и слушателями. Учитель является направляющим звеном.
Одной из важнейших дат 2015 года является 20-летие Ассамблеи Народов Казахстана. Согласие и единство , основанное на принципе «Одна страна-одна судьба» является краеугольным камнем национального строительства и выдвижения Казахставна в ряд перспективных и процветающих государств мира. 1 марта 1995 года вышел Указ Президента Республики Казахстан, в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия, была образована Ассамблея Народов Казахстана как совещательно-консультативный орган при Президенте РК , в 2007 году, в соответствии с внесенными изменениями в Конституцию РК
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.
Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:
Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.
В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.
В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной работы в школе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов Казахстана.