«Особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа».


«Особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа».
Эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является относительно новым, малоизученным понятием. Определенную разработанность эмоциональный интеллект получил в зарубежной психологии, к примеру, в теориях эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо (1993), эмоциональной компетентности Д. Гоулмена (1995), некогнитивной теории эмоционального интеллекта Р. Бар-Она (1997). Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева (2004), Д.В Люсина (2004), Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига (2003), О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова (2004), Т.П. Березовская (2006), А.П. Лобанов, А.С. Петровская (2004).
Известно, что в подростковом возрасте происходит активное развитие самопознания, оформление центрального компонента системы отношений – самоотношения (Э.Эриксон (1968) Кон И. С., (1984) Столин В. В., (1983), временной перспективы и профессионального самоопределения [1], формируются навыки социального взаимодействия, приобретается умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права [2]., Трудности общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общения со взрослыми, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем. Этот возрастной период является одним из сензитивных этапов развития эмоционального интеллекта.
У воспитанников детских домов развитие всех аспектов представление о себе, отношение к себе, образа Я, самооценка существенно отличается от развития этих аспектов у детей,живущих в семье. Отношение к себе у подростков сирот имеет свою специфику, обусловленную особенностями самосознания, формирующегося в условиях депривации детско-родительских связей.
Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности сирот, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности [3].
Особенности эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, изучены явно недостаточно, что и послужило основанием для проведения исследования.
Мы изучали уровень эмоционального интеллекта и его проявление у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в отношении к себе и к сверстникам. В исследовании приняли участие подростки - воспитанники Северного детского дома, Разуменского детского дома Белгородского района и социального центра для несовершеннолетних с приютом г. Белгорода в возрасте 13-16 лет, в количестве 30 человек.
Мы исходили из предположения о том, что эмоциональный интеллект в подростковом возрасте обеспечивает оптимизацию межличностного и внутриличностного взаимодействия подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Использовались следующие методики: диагностика эмоционального интеллекта (Д.В Люсин), опросник самоотношения (В.В Столин), методика ИТО (Л.Н Собчик), и методика диагностики межличностного взаимоотношения (Т.Лири).
Для проверки наличия связи уровня эмоционального интеллекта у подростков и его проявления в отношении к себе и к сверстникам нами был проведен корреляционный анализ с помощью линейной корреляции Пирсона.
Статистически значимая положительная связь на уровне значимости = 0,05 отмечается между внутриличностным эмоциональным интеллектом, самоуважением (p=0,378), самоуверенностью (p=0,375), отношением других (p=0,348), самопониманием (p=0,313), тревожностью (p=0,465), и общим уровнем эмоционального интеллекта (p=0,717). Полученный результат свидетельствует о том, что подросток оценивает себя, («я компетентен/некомпетентен», «я популярен/непопулярен»), сопровождая этот процесс проявлением эмоций (торжество/отчаяние, гордость/стыд),.что отражается на поведении (настойчивость/робость, уверенность/осторожность). Отмечается  склонность к переживанию тревоги по относительно малым поводам. Особое значение приобретает оценка и принятие сверстниками во время межличностного взаимодействия.
Так же положительная связь на уровне значимости = 0,01 между межличностным эмоциональным интеллектом и общим уровнем эмоционального интеллекта (p=0,646) ,что указывает на то, что подростку свойственна способность понимать, эмоциональное состояние других на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей, что может способствовать развитию общего уровня эмоционального интеллекта и улучшению межличностного взаимоотношения со сверстниками.
Корреляционный анализ на уровне значимости =0,01 отмечается между общим уровнем эмоционального интеллекта, внутриличностным эмоциональным интеллектом (p=0,646) и межличностным эмоциональным интеллектом (p=0,717), это говорит о том, что подростку свойственно понимание, осознание, распознавание и идентификация своих эмоций, понимание причин, способность к вербальному описанию а так же способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, а так же способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. 
В результате анализа полученных данных мы можем говорить что наша гипотеза о том, что эмоциональный интеллект в подростковом возрасте обеспечивает оптимизацию межличностного и внутриличностного взаимодействия подростков воспитывающихся в учреждениях интернатного типа подтверждается.
Список использованной литературы.
1. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
3. Мухина В.С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее). //Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. /Ред. Сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991.