Памятка для педагогов о правилах педагогического такта, пути улучшения отношений учащихся, способы разрешения конфликтов


Правила педагогического такта
никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;
нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;
 обида на воспитанника не должна быть долговременной и мелкой;
никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;
ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;
если учитель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;
педагог никогда не должен «одергивать» своего ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;
никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;
целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;
в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.
Пути улучшения межличностных отношений
Учителя чаще обращают внимание на тех школьников, которые вызывают у них то или иноеэмоциональное отношение – симпатию, озабоченность, неприязнь. Ученик, безразличный педагогу, ему не интересен. Учитель склонен лучше относиться к «интеллектуальным», дисциплинированным и исполнительным ученикам, на втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные, на третьем – ученики, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые – независимые, активные, самоуверенные ученики.
Улучшению межличностных отношений способствуют следующие условия:
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;
введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям;
использование учителем информации о структуре коллектива, личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе;
организация совместной деятельности, укрепляющей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;
оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся, их объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах;
организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой учителю стороны;
учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций.

Памятка для педагогов

О правилах педагогического такта, пути улучшения отношений учащихся, способы разрешения конфликтов
2016 год
Правила эффективного взаимодействия
классного руководителя с семьями учащихся:
742950847090
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
47244004787265Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить в известность.
Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но хорошее, дающее шанс на будущее.
Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
если педагог в какой-то или ситуации не компетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены кл. руководителем и администрацией школы.
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы. Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:
Правило 1.  «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы».
Правило 2.  «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета ».
Правило 3.  «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия».
Правило 4.  «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».
Правило 5.  «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).
Правило 6.  «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении».
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами:
Конфликты в условиях учебной деятельности контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможности учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);
стараться не выгонять ученика из класса;
по возможности не обращаться к администрации;
не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожалениепо поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;
ценя в детях способность понимать вас, во всем соглашаться с вами, помнить слова, высказанные Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется»
79819505273040