Занятие для педагогов «Пути разрешения конфликтов между педагогами и родителями»


«Пути разрешения конфликтов между педагогами и родителями»
Цель: вырабатывать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «педагог - родитель»; способствовать осознанию педагогов причин и последствий конфликта
Материалы: листы бумаги, ручки, доска, Этап:
Упражнение «Яблоко»
Ведущий говорит мягко и спокойно
Сядьте поудобней, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог - родитель».
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «педагог - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога крайне важно.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему педагога, организацией воспитательно–образовательного процесса в целом и т.д.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
Возникновение конфликта (появление противоречий)
Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной
Конфликтное поведение
Исход конфликта
Известный психолог К.Томос выделяет пять способов разрешения конфликтов (участники семинара получают таблицу 1, ведущий кратко характеризует каждый из способов). В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Давайте вернёмся к результатам упражнения «Яблоко» и попробуем определить, к какому способу выхода из конфликта относятся ваши ответы. (Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).Сегодня поучимся позитивно разрешать конфликтные ситуации.
1 упражнение. Ведущий пишет на доске или листе бумаги слово КОНФЛИКТ. Предлагает группе по одному перечислить слова, приходящие в голову при мыслях о конфликте – такие как, например, "боль, борьба, энергия, изменение". Когда больше идей нет или лист бумаги заполнен полностью, ведущий просматривает вместе с группой составленный список слов. Далее берется два маркера разного цвета (либо используются знаки "+" и "-"). Обращение к группе: "Какие слова являются положительными,  какие отрицательными, какие  нейтральные?" Возможно, в группе возникнут разногласия, (которые нет необходимости разрешать), по определению отдельных слов в ту или иную категорию.
2 упражнение. Инструкция: "Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".
Когда все выбрали свое место, ведущий спрашивает: "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?" После высказываний участников ведущий продолжает:  "Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии". Снова предложите объяснить их выбор.     В конце упражнения: "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение. Но для начала порассуждаем, нужны ли вообще конфликты с родителями.
Положительные и отрицательные стороны конфликтов
Положительные Отрицательные
Получение социального опыта
Нормализация морального состояния
Получение новой информации
Разрядка напряжённости
Помогает прояснить отношения
Стимулирует позитивные изменения Настроение враждебности
Ухудшение социального самочувствия
Формализация общения
Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
Эмоциональные затраты
Ухудшение здоровья
Снижение работоспособности
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Этому мы и поучимся.
3 упражнение. «Как поступить?»
Педагоги распределяются по парам. Один берёт на себя роль мамы, которая предъявляет претензии к педагогу. Перед ним стоит задача – найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. Когда выход будет найден, участники игры меняются ролями.
Вывод:
Какую роль было легче реализовать – роль «предъявителя претензии» или роль «ответчика»?
Что должен делать педагог, если он не в состоянии убедить родителя?
Какие, на Ваш взгляд, претензии чаще всего предъявляют родители?
4 упражнение. «Достойный ответ»
Участники располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Участник, обращаясь к соседу справа, произносит записанную на карточке фразу. Задача соседа – достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает в качестве «нападающего» и в качестве «жертвы» упражнение заканчивается.
Вывод:
Легко ли вам было выполнять задание?
Принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Легко ли было найти достойный ответ, а не ответить оскорблением?
Несмотря на то, что конфликты считают нормой общественной жизни, мы должны стремиться к тому, чтобы они возникали между педагогами и родителями как можно реже. А для этого необходимо стремиться к сплочению педагогов и родителей.
2 Этап:
Упражнение «Ваши предложения»
Участники делятся на две команды. Каждая команда обсуждает и записывает рекомендации по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить педагогов и родителей. Затем рекомендации зачитываются вслух, объясняется целесообразность их реализации.
Но если все-таки конфликт возник, необходимо вести себя достойно и стремиться разрешить его. В этом вам помогут следующие рекомендации (педагоги получают таблицу 2, ведущий озвучивает её).
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и у родителей важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
3 Этап:
Антистрессовое упражнение
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаш, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Итог: участники высказывают своё мнение о прошедшем мероприятии, говорят, что полезного они узнали, что им не понравилось.