Доклад Что должен знать педагог о своих воспитанниках


00Что должен знать педагог о своих воспитанниках
ПСОУ МО "Преображение"
Воспитатель: Олейникова О.В.
Возрастные особенности детей.
Чтобы добиться успеха в своей деятельности, воспитатель (вожатый) оз­ доровительного лагеря должен стать для детей и подростков не только руково­
дителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, человеком, к кото-
ч~уу
рому бы все прислушивались, - умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать возникшие конфликты и кроме всего, умело предоставлять детям разумную свободу. Для этого воспитателю необхо­ димо знать свои обязанности и права стремиться выполнять эти обязанности, с уважением относиться к детям и если это возможно, любить их вне зависимо-сти от их нравственных качеств. Воспитатель (вожатый) должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некото­ рые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный вы­ ход, свое решение. Знание возрастных особенностей детей и подростков, харак­ теристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.
Нагляднее всего (это удобно и для запоминания) представить такие све­ дения в виде таблицы.
00Данные возрастных особенностей детей
Фактический рост и раз­ Особенности поведения витие
Развитие детей младшей группы
• руки и ноги растут бы­ • высокий уровень ак­
стрее тела тивности • общее управление те­ • стремление к общению
лом хорошее, координа­ вне семьи ция глаз и рук улучшает­ • стремление научиться
ся к 7 годам. различать, что такое хо­
рошо и что такое плохо
• понимание различий
пола • стремление получить
время на самостоятель­
ные занятия • ребенок может быть
как целеустремленным,
так и самоуверенным,
агрессивным
Советы воспитателю (вожатому)
5-8 лет)
организация подвиж­ ных игр при ограничении прыжков и бега
развитие умения лазать и пользоваться качелями
использование ритми­ ческих видов деятельно­
сти: пение, драматиче=
ские постановки.
обучение правильным навыкам труда
обеспечение конкрет­ ности поручений и твор­ ческой свободы детей при их выполнении
предоставление детям свободы действия, раз­ вития способностей (при соблюдении нравствен­ ных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.)
Развитие детей средней группы (9-11 лет)
рост девочек опережает рост мальчиков
вначале мальчики и де­ вочки имеют равные си­ лы. Затем мальчики ста­ новятся сильнее

стремление повелевать у мальчиков, подчинен­ ность у девочек
энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
часты беспокойные со­ стояния, дети нуждаются в постоянной деятельно­ сти
стремятся к большой мускульной активности
любят коллективные игры
шумны, спорят

• учет того обстоятельст­ ва, что дети этого воз­ раста особенно нужда­ ются в поощрении и по­ хвале
использование таких видов деятельности, ко­ торые дают простор про­ явлению мускульной ак­ тивности
организация коллек­ тивных спортивных игр, занятий по интересам
организация разумного руководства; разумное
00
• влюбчивы направление пробуж­
• боятся поражения, чув­ дающихся интересов к
ствительны к критике; окружающему миру;
• интересы постоянно стремление обстоятельно
меняются ответить на многочис­
мальчики играют с де­ ленные вопросы детей вочками; стремятся к со­ перничеству
начинают осознавать
нравственные нормы
• пробуждаются интерес и любопытство ко всему вокруг
Развитие детей старшей группы (12-14 лет) • девочки обычно выше • мальчики склонны к • организация коллек­
мальчиков групповому поведению тивных игр (различных
• половое созревание • дети испытывают внут­ для мальчиков и дево­
• быстрый рост мускула­ реннее беспокойство чек) туры • антагонизм между • предпочтение спортив­
• переутомление опасно мальчиками и девочка­ ным играм • девочки менее активны ми, дразнят друг друга • использование общего
• мнение группы сверст­ энтузиазма при выпол­
ников более важно, чем нении порученных зада­
мнение взрослых ний • дисциплина может страдать из-за «группо­ вого» авторитета • стремятся к соревнова­ тельности, подчиняют свои интересы мнению команды • сопротивление критике • появляется интерес к заработку Развитие подростков (15-16 лет)
• наступает зрелость, со­ • девочки начинают ин­ • оказание помощи под­
провождаемая физиче­ тересоваться мальчиками росткам в том, чтобы все
скими и эмоциональны­ раньше, чем мальчики они были приняты свои­
ми изменениями (у девочками ми сверстниками
мальчиков в среднем к • наблюдается беспокой­ • руководство поведени­
15 годам, у девушек к 13 ство о своей внешности ем подростков построить
годам) • растет социальная ак­ так, чтобы оно было без
• завершение роста ске­ тивность излишнего вмешательст­
лета ва и давления со стороны
00
• различия среди детей • стремление к достиже­ взрослых усиливаются, так как нию независимости от • создание необходимых
многие из них уже по­ своей семьи условий для отдыха
взрослели, а другие • поиск себя • учет возрастных осо­
только начинают взрос­ • происходит выбор бу­ бенностей, проявляю­
леть дущей профессии щихся в повышенном
• мальчики отстают в • возникновение первой интересе к другому полу
развитии на 2 года любви • для мальчиков лучше
• появляются крайности организовать спортивные
в поведении, например соревнования, а девушек
«я знаю все!» вовлекать в активные де­
ла в помещении, в орга­
низацию встреч с друзь­
ями и т.д. Решение педагогических ситуаций
Педагогу не следует запрещать то, что он не в силах предотвратить. В та­
ком случае ему нужно искать другие педагогические приёмы.
Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда да­
ется легко, особенно когда другой вид не особенно для них желателен (напри­
мер, приготовление ко сну). Поэтому не рекомендуется перед сном играть в
шумные подвижные игры. Независимо от возраста. Воспитателю нужно пом­
нить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планиро­
вать. Какие же ситуации ожидают педагога? Рассмотрим некоторые, часто
встречающиеся проблемы (выделим в таблице три возрастных периода: 5-8 лет,
9-11 лет, 12-16 лет).
Прогнозируемые Возрастные ситуации особенности
- Младший возраст (5-8 лет
Множество вопросовЛюбознательность
Быстрая утомляемостьВысокая активность

Варианты решения
Внимательно выслуши­ вать и спокойно отве­ чать, повторяя ответ столько раз, сколько не­ обходимо для понимания Быстрее «бежать» к фи­ нишу, к результатам - в игре, труде...
00
Неуверенность в себе Есть робкие и физиче­ Давать нагрузку с учетом ские слабые физического здоровья, без акцентирования на Готовы пробовать все на Повышенный интерес ко этом внимания Рассказывать детям о вкус всему новому, неизвест­ ядовитых ягодах, расте­ Опасность травматизма ному ниях... Мальчики демонстриру­ Избегать чрезмерных ог­ ют свою смелость раничений в деятельно­ сти детей, заполнять их жизнь полезными и нуж­ ными играми, состяза­ ниями, следя при этом за соблюдением необходи­ мых правил безопасно­ Потеря интереса к заня­ сти Утомляемость от одно­ Частная смена видов тиям, рассеянное внима­ образия, неумение со­ деятельности, игры, кон­ ние средоточиться на одном курсы, соревнования не объекте, легко отвлека­ должны быть продолжи­ ются на любой внешний тельными по времени Слезы и страхи в темно­ раздражитель Боязнь темноты Не оставлять одного в те темноте Желание играть со свер­ Чувство взрослости по Поддержка, поощрение и стниками отношению к младшим направление действий Копирование привычек, Слепое подражание детей по опеке малышей Стремиться не подавать манеры, поведения, лек­ взрослым дурного примера ни в сикона взрослых чем Постоянные опоздания Отсутствие чувства вре­ Не давать поручений, мени связанных с учетом вре­ Впечатлительность мени Эмоциональная неурав­ Не рассказывать сказки, новешенность истории с «плохим кон­ Средний возраст (9-11 лет цом» Обидчивость, повышен­ Половое созревание Внимательное, доброе ная чувствительность к отношение к детям, несправедливости стремление разобраться Курение, игра в карты, в причинах поведения Внешнее проявление Проводить разъясни­ проба спиртного, упот­ взрослости тельную работу с при­ ребление «взрослого влечением всех специа- лексикона», использова­ ние косметики, украше­ ний. Бодрствование по­ сле отбоя, различные ночные занятия
Замкнутость, одиночест­ во
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Появление тайн (укром­
ные уголки леса, полян­ ки, места рыбалки). Озорство, шалости.

листов и показом соот­
ветствующих кинофиль­
мов. Приучать к выпол­
нению разумного режима
дня. Если невозможно
полностью избежать
ночных занятий, направ­
лять их в приемлемое
русло Обостренное пережива­ Стремиться переключать
ние своих недостатков внимание детей, давать
поручения, связанные е
необходимостью обще­
ния Стремление к самостоя­ Вникать в интересы де­
тельности тей, сотрудничать с ними
Неуёмная фантазия Знать секреты детей, со­
вместно сохранять их,
разумно использовать.
Организовать интерес­
ные игры с элементами
романтики -3187065-6011545
Старший и подростковый возраст (12-16 лет) Конфликтность как вы­ Самоутверждение Стремление понять под­ зов обществу. Упрямст­ ростков, разобраться в во. Мнение сверстников мотивах их поведения. выше мнения взрослых Сотрудничество с ними Замкнутость, агрессив­ Развитие интереса к про­ Тактично, целомудренно ность. Отсутствие навы­ тивоположному полу, раскрыть подросткам ков общения, легкая ра­ появление новых ощу­ красоту настоящей люб­ нимость. Чередование щений, чувств, пережи­ ви плохого и хорошего на­ ваний строения, уход в «себя» Неподчинение взрослым, Стремление к независи­ Пытаться понять подро­ действия «наперекор», мости, агрессивность, стков, осознать причины критиканство. Действия вызывающие поведение того или иного их по­ опережают мысли ступка, тактичность на­ правлять их действия в Замкнутость, одиночест­ нужное русло Специфические особен­ В индивидуальной бесе­ во, сильная ранимость, ности внешнего вида де разъяснять подростку, вспыльчивость, раздра­ (прыщики, полнота, как избавиться от этих жительность. Интерес к жирные волосы и т.д.) особенностей или сгла- 00себе.
ПроявлениечрезмернойСтремление освободить­
самостоятельностися от родительской опеки
Несбывающиеся мечты Мечтательность подростков
дить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе - находить у та­ кого подростка лучшие качества и подчеркивать их Учитывать это и предос­
тавлять подросткам как можно больше подкон­ трольной самостоятель­ ности Поразмышлять вместе с
подростками о будущем
Народное образование № 4-5 2000