Оценка эффективности применения программы оздоровительной дыхательной гимнастики «БОС-Здоровье» в психопрофилактической работе с детьми и подростками


Оценка эффективности применения программы оздоровительной дыхательной гимнастики «БОС-Здоровье» в психопрофилактической работе с детьми и подростками
С рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт. Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды.
Основываясь на анализе и обобщении нашей собственной теоретической и практической работы, можно смело сказать, что коррекционно-развивающие оздоровительные программы с использованием биологической обратной связи приводят к улучшению учебной мотивации и повышению работоспособности, стабилизируют внимание и память, снижают риск появления поведенческих проблем, улучшают адаптационные возможности школьников.
Однако физические, психические и психофизиологические показатели школьников в пределах одной возрастной группы настолько неоднородны, что проводить групповые занятия без предварительной диагностической работы крайне затруднительно.
К тому же очень часто в классе присутствуют учащиеся, с выраженным в той или иной степени СДВГ, что не позволяет, включить всю группу из 10 человек одновременно, в работу с использованием датчиков БОС. Оптимальным набором группы для предварительной диагностики, как показывает предыдущий опыт работы, является группа из 5-6 человек.
Широкие диагностические возможности программы позволяют определить направление и тактику работы с каждым ребенком. Методические рекомендации по результатам диагностики содержат подробное описание тактик применения программы в различных сферах. В школьных условиях использование методики компьютерной диагностики обеспечивает создание здоровьесберегающей среды.
Вышеприведенные аспекты отражают физический, социальный и психологический аспекты здоровья детей, занимающихся по программе «Саморегуляция школьников с использованием метода БОС»
В эмоциональной сфере занятия по программе «БОС-Здоровье» способствует снятию психоэмоционального напряжения, повышению общего фона настроения. Для диагностики данных параметров использовались тесты САН, Цветовой тест Люшера.
В познавательной сфере овладение навыкам саморегуляции значительно повышает общий уровень работоспособности и продуктивности деятельности, улучшаются показатели памяти, концентрации внимания. Таким образом, наиболее эффективным является использование теста Ландольта, корректурной пробы, цифровых рядов на измерение объема кратковременной памяти.
В социально-психологической сфере наблюдаются улучшения академической успеваемости, уменьшается количество дисциплинарных нарушений, изменяется учебная мотивация.
У всех участников в процессе обучения наблюдалась положительная динамика показателей эмоционального состояния: улучшилось самочувствие, общий фон настроения стал более позитивным, сформировалась более активная жизненная позиция.