Инновационный проект Маленькая территория больших надежд по организации инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях


7395210-349885
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«МАЛЕНЬКАЯ ТЕРРИТОРИЯ БОЛЬШИХ НАДЕЖД»
по организации инклюзивного образования
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
в дошкольных образовательных учреждениях города Шарыпово
Шарыпово, 2016 год
Приоритетное направление Организация инклюзивного образования
Название проекта: «Маленькая территория больших надежд»
Тип проекта: инновационный
Актуальность проекта.
В соответствии с Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 г (п.5, ст. 5), Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».
Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена следующими объективными факторами:
- социальным заказом общества и государства;
- изменением отношения общества к проблеме;
- созданием условий для полного вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения;
- необходимостью формирования у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга.
По данным аналитического отчета ГПМПК на 01.06. 2016 года ДОУ города посещают 270 детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, дети с задержкой психического развития, дети с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического характера.
Обобщение имеющейся педагогической практики организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в ДОУ города, предварительная диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений города Шарыпово в вопросах организации инклюзивного образования позволили определить следующие приоритетные проблемы.
2. Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта:
не определены единые подходы к организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в ДОУ города;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах применения современных технологий психолого-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивной образовательной практики.
Идея проекта: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .
Цель проекта: определение единых подходов к организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ города через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ города в вопросах инклюзивной образовательной практики.
5. Задачи 6. Планируемые результаты
7. Критерии результатов 8. Мероприятия
1. Изучить нормативно-правовую базу регионального и федерального уровня и определить единые подходы к организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях города.
Локальная нормативно-правовая база учреждений приведена в соответствие с действующим законодательством.
Определены единые подходы к организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях города.
- Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ; Дельфин
- Положение о ПМПк ДОУ;
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в ДОУ; - Положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
Росинка
- Положение о разработке и реализации адаптированных образовательных программ для различных категорий детей с ОВЗ; Зол. ключик
- договор с родителями ребенка с ОВЗ;
- Положение о мониторинге качества реализации адаптированных образовательных программ для различных категорий детей с ОВЗ.Сказка Семинары по разработке ЛНПА, заседания ГТГ
2. Организовать методическое сопровождение педагогов по вопросам инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Создана система методического и психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования в ДОУ:
- определены направления, разработан план мероприятий методического сопровождения педагогов в вопросах инклюзивного образования .
2. Сформированы представления педагогов ДОУ об особенностях и разнообразии педагогических форм и методов работы в рамках инклюзивного образования.
3. Разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.
4. Подготовлен примерный перечень учебно-методических пособий с указанием ссылок на возможные места их приобретения. 1.Разработаны и реализуются: -АОП и ИОМ для детей с различными категориями ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО;
- программы семинаров, тренингов, педагогических мастерских, мастер-классов, открытых мероприятий.
2. Наличие рекомендаций (буклетов, методичек, перечня учебно-методических пособий)
3. Наличие положительной динамики развития детей с ОВЗ. Семинары, тренинги, работа педагогических мастерских, мастер-классы, проведение открытых мероприятий педагогами ДОУ.
3. Представление участниками сетевого взаимодействия опыта работы по организации инклюзивного образования в ДОУ города Шарыпово. Внесение педагогов и специалистов ДОУ в муниципальную базу данных «Передовой педагогический опыт»
Наличие публикаций, выступлений на научно – практических конференциях, семинарах и др.
Предъявление опыта работы педагогов и специалистов ДОУ в вопросах инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на различных уровнях
Субъекты проекта: педагоги ДОУ города, заместители заведующих по воспитательно – методической работе, заведующие ДОУ, специалисты Управления образованием и ИМЦ РО.
Критерии реализации проекта.
Количественные показатели Показатели развития личности обучающегося Востребованность проекта Показатели общественного мнения
Равный доступ к образованию обеспечен 100% обучающимся с ОВЗ, посещающим ДОУ города Опыт, полученный в ходе реализации проекта использован дошкольными образовательными учреждениями
Популярность проекта,
заинтересованность социальных партнеров,
удовлетворенность родителей (законных представителей) услугами, предоставляемыми ДОУ
Разработаны примерные адаптированные образовательные программы для всех категорий обучающихся с ОВЗ Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ города в вопросах инклюзивного образования не менее, чем на 30% 100% удовлетворенность участников целевой группы проекта (через опрос-анкету) результатами проектной деятельности 11.Календарный график реализации проекта.
Месяц
Задача СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ ФЕВРАЛЬ
МАРТ АПРЕЛЬ
МАЙ
1 этап реализации проекта 2016 – 2017 учебный год
1. Изучить нормативно-правовую базу регионального и федерального уровня и определить единые подходы к организации инклюзивного образования в ДОУ города
Заседание ГТГ «Об организации инклюзивно-го образова-ния в ДОУ города».
Семинар «О нормативно-правовом сопровождении инклюзивного образования в ДОУ».
Заседание ГТГ «Промежуточные итоги реализации проекта «Маленькая территория больших надежд» 2. Организовать методическое сопровождение педагогов по вопросам инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Круглый стол «Проблемы и опыт внедре-ния инклюзив-ного образова-ния в ДОУ на современном этапе»
Выявить образователь-ные потребно-сти и запросы педагогов в рамках реализации инклюзивного образования Семинар-практикум «Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ» Содействовать в выборе и использовании необходимых учебных материалов и пособий, инструмента при оценке знаний обучающихся, ресурсов и оборудования, необходимых для обучения и развития ребенка с ОВЗ
Оказывать консультативную помощь:
- в разработке вариативных адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов;
в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ;
-в организации и проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с особыми образовательными потребностями 3. Обобщить и представить участниками сетевого взаимодействия опыт работы по организации инклюзивного образования в ДОУ города Шарыпово. Презентация алгоритма и формата адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР (из опыта работы педагогов МБДОУ «Росинка»)
Презентация алгоритма и формата адаптированной образовательной программы для детей с синдромом Дауна (из опыта работы педагогов МБДОУ «Дельфин», «Сказка»)
Презентация алгоритма и формата адаптированной образовательной программы для детей с ТНР (из опыта работы педагогов МБДОУ «Золотой ключик»)
Представление опыта работы педагогов на Фестивале Педагогических находок Анализ работы ГТГ:
Круглый стол «Определение эффективности работы творческой группы в рамках сетевого взаи-модействия по органи-зации инклю-зивного образования в ДОУ». Участие педагогов в профессиональных дистанционных конкурсах разного уровня
2 этап реализации проекта 2017 – 2018 учебный год
Месяц
Задачи СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ ФЕВРАЛЬ
МАРТ АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Организовать методическое сопровождение педагогов по вопросам инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Круглый стол « Проблемы организации инклюзивного образо-вания и пути их преодо-ления» Корректировка плана проекта на 2017-2018 учебный год Семинар «Способы организация взаимодействия детей с ОВЗ с детьми, не имеющих проблем в развитии»
Содействовать в выборе и использовании необходимых учебных материалов и пособий, инструмента при оценке знаний обучающихся, ресурсов и оборудования, необходимых для обучения и развития ребенка с ОВЗ
Оказывать консультативную помощь:
- в разработке вариативных адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов;
в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ;
-в организации и проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с особыми образовательными потребностями
2. Обобщить и представить участниками сетевого взаимодействия опыт работы по организации инклюзивного образования в ДОУ города. Представление опыта работы педагогов на Научно-практической конференции работников образования Презентация условий инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности (РППС, условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности, взаимодействие с учреждениями социума, включение родительской общественности, др.)
Открытый показ ООД педагогами ДОУ города
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня Представление опыта работы педагогов на Фестивале Педаго-гических находок;
Примечание: помесячный план мероприятий второго года реализации проекта будет откорректирован по итогам работы первого года.
Мониторинг реализации проекта.
Выполнение задач (смотрим по достижению планируемых результатов, соответствующих этим задачам).
Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими.
Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми.
Оперативность корректировки проекта при расхождении планируемых результатов и достигнутых.
Наличие результатов, выходящих за рамки поставленных задач и имеющих значение для развития системы образования.
Расхождение между предполагаемым перечнем рисков и реально возникающим (в ту или другую сторону: в + или в –).
Оперативность корректировки проекта при расхождении предполагаемых и реальных рисков.
Уровень организации отдельных мероприятий.
Изменение уровня соорганизации команды проекта.
Коллегиальность принятия решений по поводу корректировки проекта.
13. Инструмент мониторинга:
Задачи Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми Меры по корректировке проекта при расхождении планируемых результатов и достигнутых
1. Изучить нормативно-правовую базу регионального и федерального уровня и определить единые подходы к организации инклюзивного образования в ДОУ города
Соотнесение банка локальных нормативно правовых актов организации инклюзивного образования в ДОУ города в соответствии с законодательной нормативно-правовой документацией по организации инклюзивного образования (ФЗ №273, ФГОС ДО и т.д.) Мониторинг реализации проекта позволит своевременно обнаружить расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми Внесение необходимых корректировок в план реализации проекта
2. Организовать методическое сопровождение педагогов по вопросам инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не выполнение ряда мероприятий в следствии перезагруженности месячного плана работы ДОУ 1.Отсутствие АОП для всех категорий детей с ОВЗ
2.Не готовность педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики.
1.Обмен алгоритмами АОП для всех категорий детей с ОВЗ между ДОУ
2.Проведение мероприятий, направленных на повышение мотивационной готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики (снятие психологических барьеров и профессиональных стереотипов).
3. Обобщение и представление участниками сетевого взаимодействия опыта работы по организации инклюзивного образования в ДОУ города Шарыпово. Отсутствие педагогов, желающих представить собственный опыт организации инклюзивного образования в конкурсах профессионального мастерства разных уровней (муниципального, регионального, федерального)
Мониторинг результативности и участия педагогов ДОУ в конкурсах профессионального мастерства разных уровней (муниципального, регионального, федерального) Проведение мероприятий, направленных на повышение мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства разных уровней (муниципального, регионального, федерального)
Примечание: содержание данной таблицы может быть скорректировано в ходе реализации проекта
14.Бюджет проекта.
Материальное обеспечение и стимулирование на уровне дошкольных образовательных учреждений.
15. Риски реализации проекта и способы преодоления
1 Отсутствие и недостаточная квалификация педагогов Своевременное повышение квалификации по данному вопросу через различные формы (курсы ПК, семинары, тренинги и т.д.)
2 Реализация специальных методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ Привлечение узких специалистов (психиатра, учителя-дефектолога и .т.д.)
3 Отсутствие учебно-методических комплексов для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ Приобретение учебно-методических комплексов для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
4 Увеличение нагрузки на педагогов-специалистов Пересмотреть график работы специалистов с целью более рационального использования рабочего времени (с 12 до 15 часов).
5 Недостаточная оснащенность специальным оборудованием для детей-инвалидов Привлечение спонсорских, благотворительных средств.
Использование нестандартного оборудования.
16. Дополнительные эффекты.
Активизирована деятельность консультативных пунктов дошкольных учреждений города по организации семейных форм воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Привлечение СМИ для освещения хода реализации проекта «Маленькая территория больших надежд» по организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях города.