Статья: Организация психолого-медико-педагогической службы в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

Бабиева Л.Г.

Организация психолого-медико-педагогической службы в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

В образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха особое внимание уделяется социальной реабилитации и адаптации учащихся, инвалидов по слуху. Психологическая, социально-психологическая и медицинская службы, функционирующие в школах для неслышащих детей, организуют свою работу с тем, чтобы осуществлять медико-психолого-педагогическое сотрудничество в осуществлении комплексного изучения неслышащих детей со сложной структурой дефекта, установлении взаимосвязи между этиологией, патогенезом и особенностями клинических проявлений нарушений в развитии учащихся. Для этого проводится тщательное всестороннее динамическое обследование каждого ребенка. Комплексность обследования обеспечивает стратегия сотрудничества медиков, дефектолога, психолога и социального педагога. В результате сотрудничества обеспечивается целостный взгляд на личность ребенка, его возможности, проблемы, определяются основные аспекты воздействия на него. Диагностика особенностей развития ребенка позволяет найти адекватную его структуре дефекта систему коррекции и компенсации, определить его личную пошаговую траекторию развития. Работа психологической, социально-педагогической и медицинской служб интерната консолидируется в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
Термин "психолого-медико-педагогический консилиум" был предложен в свое время академиком Ю.К.Бабанским. В.И.Лубовский пишет о том, что в дефектологии, психолого-медико-педагогический консилиум является важнейшим звеном школьной психологической службы, позволяющим поднять ее на качественно новую высоту и обеспечить высокий уровень коррекционно-пе-дагогического воздействия на неслышащего ребенка, обеспечить большую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Консилиум в отличие от комиссии или консультации имеет годовые плановые, систематические задачи и работает в определенное время. Реальная деятельность консилиума определяется планом организационно-педагогических мероприятий школы-интерната.
В составе консилиума на постоянной основе работают: администрация школы-интерната, ведущий учитель-дефектолог , представители медицинской, психологической, социально-педагогической служб учреждения. По мере необходимости на заседание приглашаются педагоги класса, учителя-дефектологи, воспитатели.
Задачами медико-психолого-педагогического консилиума является:
обсуждение данных динамического наблюдения различных служб (медицинской, психологической, социально-педагогической) за особенностями психического развития учащихся классов, определенных годовым планом учреждения;
обобщение результатов психолого-медико-педагогического обследования и динамического наблюдения за воспитанниками в целях нахождения адекват- ных методик для образовательно-воспитательной деятельности;
внутришкольное комплектование классов трех типов (основного общего
образования, ЗПР);
подготовка документов для городской комиссии при определении статуса воспитанника (изменение типа класса, надомное обучение) в индивидуаль- ном порядке в случае возникшей необходимости.
В Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате неслышащих и слабослышащих детей ( Г. Владикавказ) в рамках деятельности школьной психлого-медико-педагогической службы разработана комплексная психолого-медико-педагогическая Программа, приоритетным направлением которой является социальная адаптация неслышащих детей с ЗПР. Во время работы над Программой мы надеялись, что она будет способствовать развитию учреждения, внедрению инновационных изменений в образовательный процесс и повысит адаптивные возможности воспитанников. В связи с этим основная цель деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума состояла в создании оптимальных условий для социальной адаптации неслышащих детей со сложным дефектом, в частности неслышащих детей с ЗПР. В Программе нашли отражение все показатели, которые мы использовали при изучении данной категории детей: физическое состояние и развитие ребенка ( динамика физического развития, особенности слуха и зрения и.т.п.), особенности и уровень познавательных процессов, особенности эмоционально-личностной сферы, особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ( осведомленность об окружающем мире, о себе, сформированность учебных навыков), отношение к учебной деятельности и т.п.
Разработанная Программа социальной адаптации, консолидируя усилия специалистов разных профилей школьного психолого-медико-педагического консилиума, решала поставленные задачи при активном творческом подходе всех участников процесса.
Характеристиками эффективности ее реализации служат: содержание образования, основывающееся на принципах культуросообразности, интеграции, самостоятельности и личностном подходе; применение инновационных педагогических технологий; изменения в уровне социальной адаптации неслышащих школьников с ЗПР; повышение профессионально-личностной компетентности педагогов; интеграция усилий ПМПк с семьей, как основным институтом социализации.
Организация деятельности школьного ПМПк не претерпела особых изменений, но содержание работы структур и блоков конечно же было подчинено созданию условий для более успешной социальной адаптации неслышащих детей со сложной структурой дефекта
Медицинское сопровождение образовательного процесса было связано с необходимостью строгого соблюдения санитарно-гигиенического режима. Инновационность выражалась в обогащении основной деятельности за счет внедрения профилактических и корректирующих программ.
В ходе реализации данной программы за период с 1998 по 2004 год в результате деятельности медицинской службы ПМПк улучшились показатели физического состояния неслышащих детей с ЗПР (антропологические данные стали больше соответствовать возрастным нормам), общее состояние здоровья , а число детей, перенесших простудные заболевания, снизилось почти в 6 раз; сократились пропущенные по болезни дни, усилился интерес к занятиям физкультурой и спортом.
Сурдологическое сопровождение в комплексной Программе по социальной адаптации выразилось в том, что для детей со сложным дефектом, по запросу ПМПк было увеличено количество индивидуальных коррекционных занятий с 3-х до 4 часов. В результате работы сурдологического блока ПМПк уровень развития речи у детей повысился. И в целом качество восприятия и воспроизведения речи, а также использование речи в быту, в общении с неслышащими и слышащими людьми улучшилось.
Психологическая часть комплексной Программы по социальной адаптации глухих детей с ЗПР состояла из занятий, тестов, тренингов направленных на преодоление психологического дискомфорта в общении с окружающими, развитие коммуникативных навыков, включение детей со сложным дефектом в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов, включение в социальную среду, овладение комплексом социальных ролей, норм и правил поведения.
Психологами ПМПк разработан комплекс коррекционных игр, с разнообразным содержанием, направленных на преодоление разного рода проблем у исследуемой категории детей. Например, содержанием игры "Живые картинки", является изображение мимикой и жестами различных эмоций ( радости, страха, грусти, жалости и т.п.) и направлена она на освоение детьми эмоциональной сферы. Затем детям предлагается изобразить показанные эмоции в рисунке, пластилине и т.п. При этом наряду с эмоциональным развитием развивается и моторика. Такого рода работу можно построить, предложив изобразить свое настроение, настроение какого-либо литературного героя и т.п. В играх обязательно проводится обучение детей совместной деятельности (« Пирамида», « Рисуем вместе» и т.д.). Поощряется и стимулируется импровизация и фантазия детей в игре. Дети учатся избавляться от своих тревог и страхов, рисуя их светлыми красками. Творчество детей является и источником и содержанием коррекционной работы.
Для освоения социальных ролей используется очень распространенный в работе с аномальными детьми метод сюжетно-ролевой игры. Хорошие результаты показала серия тренинговых занятий на темы: « Мое любимое место», «Личное пространство», « Моя семья», « Мой день», « Помоги себе сам», « Смотри в глаза», «День фантазии», «Кем я буду и как я этого добьюсь» и т.п.
Специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума, используя в своей работе специальные коррекционные средства, коммуникативные упражнения, игры, психологические тренинги и т.д. повысили уровень коммуникативных умений детей в среднем на 22 %.
В ходе реализации психолого-медико-педагогическим консилиумом комплексной Программы социальной адаптации детей со сложным дефектом одним из приоритетных направлений было социальное сопровождение воспитанников. Нами была разработана концептуальная модель деятельности социального педагога по работе с детьми со сложной структурой дефекта. Эффективность работы социального педагога в составе ПМПк мы определяли качеством их подготовки к решению такой важной проблемы, как социальная адаптация исследуемой категории детей, путем активного включения их в окружающую среду. Эти положения были положены нами в основу разработки данной модели. При этом решающую роль в реализации модели мы отводили деятельности социального педагога ПМПк.
Модель деятельности социального педагога ПМПк базировалась на специальных видах деятельности социального педагога: педагогической поддержке, социальной защите, социальной адаптации. В ходе экспериментальной работы нами были разработаны программы этих видов деятельности.
На первом этапе социальный педагог устанавливает взаимодействие с социальными институтами (административными, правоохраните-льными органами, центрами социальной защиты населения, службами занятости, медицинскими и культурно-спортивными учреждениями), призванными заниматься вопросами организации жизнедеятельности детей данной категории.
На втором этапе осуществляется первичная диагностика проблем на основе всего имеющегося в арсенале ПМПк материала на конкретного ребенка. На третьем этапе - разрабатывается социальная часть комплексной Программы индивидуальной работы с неслышащими детьми имеющими ЗПР.
На этапе непосредственно реализации Программы, создается система взаимодействия школы, семьи, социальных институтов в процессе социализации личности глухих детей с ЗПР.
Социальный педагог осуществляет анализ каждого этапа деятельности по социальной адаптации и вносит необходимые изменения, дополнения и коррективы, отслеживает процесс реализации комплексной Программы.
В результате взаимодействия социального блока ПМПк с другими блоками консилиума в ходе реализации комплексной Программы по социальной адаптации были получены следующие данные:
на 38,2 % у неслышащих детей с ЗПР стало меньше состояние тревожности и напряженности;
у 35% сформировалось представление о будущей жизни;
у 14% улучшилось состояние здоровья;
у 41% сформировались навыки организации свободного времени;
на 12% улучшились навыки продуктивного общения. Данные наблюдения показали, что 34% детей-инвалидов научились
принимать решения в жизненно важных ситуациях, 39% способны брать на себя ответственность за организацию свободного времени и здорового образа жизни, 37% готовы к самостоятельной жизнедеятельности.
Реализуя идею усиления интеграционных усилий родителей и педагогов, психолого-медико-педагогический консилиум руководствовался разработанным планом, предусматривающим: лекции, консультации и открытые занятия специалистов, семинары по проблемам воспитания детей, педагогические диспуты, индивидуальные тематические консультации, посещения семей, родительские собрания и др.
Специалисты ПМПк уделяли большое внимание формированию благоприятной «деятельной» позиции родителей, стимулированию их мотивации к активной работе по развитию адаптивных возможностей детей.
В разработанной нами Программе деятельности ПМПк нашли отражение основные этапы коррекционной работы:
оценка клинико-психолого-педагогического статуса воспитанника;
констатация вида структуры, степени выраженности сложного дефекта;
выработка адекватных программ воспитания и обучения ребенка;
определение адекватных методик обучения, путей личностного развития ре- бенка;
анализ эффективности реализуемых программ.
Организация деятельности школьного ПМПк и реализация на практике комплексной Программы по социальной адаптации неслышащих детей с ЗПР, позволила создать необходимые психолого-медико-педагогические условия для формирования социально адаптированных школьников.
Таким образом, можно считать, что работающие в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха на постоянной основе медико-психолого-педагогические консилиумы являются результативным органом осуществления индивидуального клинико-психолого-педагогического подхода к каждой категории неслышащих детей, в том числе и со сложной структурой дефекта. ПМПк представляет собой орган, где достижения науки и практики в обследовании и динамическом наблюдении становятся предметом обсуждения и включения в педагогический процесс как поиск траектории индивидуального развития класса в целом и каждого неслышащего школьника в отдельности.




Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.
2. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих де- тей со сложными дефектами / Дефектология. - 1993. - № 4. - С.3-7.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
4. Лубовский В.И. Психические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.
5. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. К проблеме психолого-педагогического изу- чения детей. / Дефектология. - 1995. - № 3. - С.23-26.

13PAGE 15


13PAGE 141015




15